• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Исследовательские проектыРазработка и апробация механизмов мониторинга внедрения моделей государственно-общественного управления образованием и публичной отчетности на уровне образовательных организаций, муниципальных и региональных образовательных систем

Разработка и апробация механизмов мониторинга внедрения моделей государственно-общественного управления образованием и публичной отчетности на уровне образовательных организаций, муниципальных и региональных образовательных систем

2007

В рамках исследовательских работ были разработаны механизмы внедрения моделей государственно-общественного управления образованием и публичной отчетности на разных уровнях управления образованием, показатели и инструментарий мониторинга внедрения моделей государственно-общественного управления образованием, образовательных программ подготовки управленческих кадров всех уровней образования. Кроме этого была проведена апробация механизмов  внедрения моделей государственно-общественного управления образованием и публичной отчетности на разных уровнях управления образованием; апробированы показатели и инструментарий мониторинга внедрения моделей государственно-общественного управления образованием и публичной отчетности на разных уровнях управления образованием, а также образовательные программы подготовки управленческих кадров всех уровней образования  для внедрения моделей государственно-общественного управления образованием м публичности на разных уровнях управления образованием. Итоги проделанной работы могут быть использованы в практической деятельности органов управления образованием на региональном и муниципальном уровнях, а также органами управления образовательных организаций.

Объект исследования (разработки): механизмы внедрения моделей государственно-общественного управления и публичной отчетности, показатели и инструментария мониторинга внедрения моделей государственно-общественного управления образованием и публичной отчетности на разных уровнях управления образованием, образовательные программы подготовки управленческих кадров всех уровней образования для внедрения моделей государственно-общественного управления образованием и публичной отчетности на разных уровнях управления образованием.
Цель исследования: разработка и апробация механизмов институционализация участия общественности в управлении образованием и осуществлении основных направлений его модернизации.

Основные задачи:

  • разработка механизмов (нормативных, методических, информационных) внедрения моделей государственно-общественного управления и публичной отчетности.
  • разработка показателей и инструментария мониторинга участия общественности в управлении образованием и осуществлении основных направлений его модернизации.
  • разработка образовательных программ и учебно-методического обеспечения подготовки управленческих кадров всех уровней для внедрения моделей государственно-общественного управления и публичной отчетности.
Методологические и теоретические основы исследования:
  • методология программно-целевого управления,
  • концепция гражданского заказа образованию,
  • концепция "стейкхолдеров" (заинтересованных граждан),
  • теория "совместной оценки" ("оценки с участием"),
  • современные теории мониторинга и оценки в системах управления,
  • концепция всеобщего управления качеством
Методы исследования:
  • анализ образовательного законодательства на федеральном и региональном уровне,
  • анализ научной литературы,
  • анализ практики общественного участия в управлении образованием,
  • обобщение и анализ данных статистики, социологических исследований,
  • контент-анализ,
  • проведение проектных семинаров

Краткое содержание выполненных работ (оказанных услуг)

В рамках проекта выполнены следующие виды работ:

1.1. Разработка механизмов (нормативных, методических, информационных) внедрения моделей государственно-общественного управления образованием и публичной отчетности на разных уровнях управления образованием, включающая:

  • разработку проектов нормативных правовых актов, регламентирующих государственно-общественное управление и публичную отчетность в сфере образования на уровне субъектов Федерации;
  • создание процедур разработки нормативных правовых актов, регламентирующих государственно-общественное управление и публичную отчетность в сфере образования на уровне субъектов Федерации.
  • разработку регламентов участия органов государственно-общественного управления образованием в формировании ресурсной базы и бюджета систем образования различного уровня и контроля за их исполнением; в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда (на уровне общеобразовательного учреждения) и фонда стимулирования руководителей общеобразовательных учреждений (на уровне муниципального государственно-общественного органа управления образованием); в подготовке форм публичной отчетности.
  • разработку рекомендаций по оформлению общественного заказа на содержание и качество образования, осуществление контроля качества образования, включая вопросы организации общественного наблюдения и формирования публичной отчетности (участия общественности в проведении процедур лицензирования, аттестации, аккредитации образовательных учреждений).
  • разработку и поддержку функционирования специализированного Интернет-сайта, обеспечивающего информационную поддержку внедрения моделей государственно-общественного управления образованием и публичной отчетности образовательных систем разных уровней.

1.2. Разработка показателей и инструментария мониторинга внедрения моделей государственно-общественного управления образованием и публичной отчетности на разных уровнях управления образованием, включающая:

  • анализ российского и зарубежного опыта использования показателей и инструментария мониторинга внедрения моделей государственно-общественного управления образованием и публичной отчетности на разных уровнях управления образованием;
  • анализ проблем внедрения моделей государственно-общественного управления образованием и публичной отчетности на разных уровнях управления образованием;
  • разработку показателей и инструментария мониторинга внедрения моделей государственно-общественного управления образованием и публичной отчетности на разных уровнях управления образованием.
1.3. Разработка образовательных программ подготовки управленческих кадров всех уровней образования для внедрения моделей государственно-общественного управления образованием и публичной отчетности на разных уровнях управления образованием, включающая:
  • разработку критериев по разработке образовательных программ;
  • разработку учебных планов образовательных программ;
  • разработку образовательных программ;
  • разработку и подготовку к изданию учебно-методических материалов по образовательным программам;
  • разработку и подготовку к изданию пособий по образовательным программам;
  • разработку и подготовку к изданию сборника кейсов по образовательным программам;
  • разработку материалов для проведения тестирования участников программ подготовки управленческих кадров всех уровней образования для внедрения моделей государственно-общественного управления образованием и публичной отчетности на разных уровнях управления образованием.

2.1. Апробация нормативных, методических и информационных механизмов внедрения моделей государственно-общественного управления образованием и публичной отчетности на разных уровнях управления образованием в виде экспертно-консультационных семинаров.
Было проведено 7 семинаров с участием свыше 20 регионов с совокупным охватом более 150 участников.
Длительность каждого семинара составляла не менее 4,5 часов.
В семинарах приняли участие представители регионов, внедряющих комплексные проекты модернизации образования.
Участники семинара были обеспечены раздаточными материалами в необходимом объеме.
Программа семинаров включала вопросы нормативного, методического, организационного, информационного обеспечения внедрения моделей государственно-общественного управления образованием и публичной отчетности на разных уровнях управления образованием.
Выполнено информационное обеспечение внедрения моделей государственно-общественного управления образованием и публичной отчетности на разных уровнях управления образованием:
размещение информационных материалов и оказание консультационных услуг на разработанном сайте;
размещение публикаций в СМИ (свыше 4 публикаций, в 4 различных бумажных СМИ федерального уровня, объем каждой публикации не менее 6 000 знаков; свыше 7 публикаций в СМИ регионального уровня не менее чем в 7 различных субъектах РФ, объем каждой публикации не менее 3000 знаков).

2.2. Апробация показателей и инструментария мониторинга внедрения моделей государственно-общественного управления образованием и публичной отчетности на разных уровнях управления образованием.
Апробация проведена в виде пробного мониторинга и включала в себя следующие виды работ:

  • проведение мониторинга на основе разработанных показателей и инструментария;
  • составление базы данных по мониторингу;
  • подведение результатов мониторинга.

Апробация охватила 20 субъектов Российской Федерации.
В проведении апробации представлены не менее 1 образовательной организации каждого из трех уровней образования каждого из 20 субъектов РФ. Таким образом, общее количество обследованных организаций составило не менее 60.

2.3. Апробация образовательных программ подготовки управленческих кадров всех уровней образования для внедрения моделей государственно-общественного управления образованием и публичной отчетности на разных уровнях управления образованием.
Апробация включала организацию подготовки управленческих кадров не менее чем 20 субъектов РФ.
Формы подготовки охватили специалистов органов управления образованием всех уровней (не менее 3 образовательных программ, количество обученных - свыше 300 человек).
Программы подготовки рассчитаны не менее чем на 72 часа.
Непосредственными результатами (итогами) выполнения работ являются:

  • Проекты нормативных правовых актов, регламентирующие государственно-общественное управление и публичную отчетность в сфере образования на уровне Федерации.
  • Процедуры разработки нормативных правовых актов по внедрению моделей государственно-общественного управления образованием и публичной отчетности на разных уровнях управления образованием.
  • Пакет регламентов участия органов государственно-общественного управления:
    • в формировании ресурсной базы и бюджета систем образования различного уровня и контроля за их исполнением;
    • в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда (на уровне общеобразовательного учреждения) и фонда стимулирования руководителей общеобразовательных учреждений (на уровне муниципального государственно-общественного органа управления образованием);
    • в подготовке форм публичной отчетности.
  • Рекомендации по оформлению общественного заказа на содержание и качество образования, осуществление контроля качества образования, включая вопросы организации общественного наблюдения и формирования публичной отчетности (участия общественности в проведении процедур лицензирования, аттестации, аккредитации образовательных учреждений).
  • Специализированный Интернет-сайт, обеспечивающий оперативную информационную поддержку управленцев образования всех уровней по вопросам внедрения моделей государственно-общественного управления образованием и публичной отчетности образовательных систем разных уровней.
  • Инструктивно-методические материалы "Показатели и инструментарий внедрения моделей государственно-общественного управления образованием и публичной отчетности на разных уровнях управления образованием".
  • Образовательные программы подготовки управленческих кадров регионального, муниципального и школьного уровней, объем учебного времени от 72-х аудиторных часов.
  • Комплект учебно-методических материалов по 3 программам.
  • Комплект пособий по 3 программам.
  • Сборник кейсов по 3 программам.
  • Комплект материалов для проведения тестирования участников программ подготовки управленческих кадров по 3 программам.
  • Информационно-аналитический отчет по проведению экспертно-консультационных семинаров, включающий в себя программы семинаров, списки участников, комплект раздаточных материалов, сборник материалов семинаров.
  • Публикации в бумажных и электронных СМИ федерального и регионального уровня общим объемом соответственно 24 000 и 21 000 знаков.
  • Информационные материалы и материалы консультаций на сайте.
  • Аналитическая записка, характеризующая ход и полученные результаты внедрения моделей государственно-общественного управления образованием и публичной отчетности на разных уровнях управления образованием.
  • Отчет об организации подготовки управленческих кадров всех уровней для внедрения моделей государственно-общественного управления образованием и публичной отчетности на разных уровнях управления образованием.
  • Отчет (рабочие программы; комплект раздаточных материалов; списки участников). Объем 2 п.л. Таким образом, задачи проекта и требования Технического задания выполнены полностью.
Области применения полученных результатов:
  • системы управления образованием на региональном и муниципальном уровне, уровне образовательного учреждения (организации),
  • система подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров,
  • система управления реализацией региональных комплексных проектов модернизации образования.
Экономическая эффективность работы является достаточно высокой с учетом соотношения вложенных средств и достигнутых результатов, а также ожидаемых результатов и социальных эффектов и может рассматриваться как потенциально более высокая и нарастающая в обозримом будущем, так как усиление общественного участия в управлении способствует повышению открытости и прозрачности образования, его инвестиционной привлекательности образования, повышению эффективности использования ресурсов.
Степень внедрения: результаты работ апробированы и внедрены в группе передовых регионов-субъектов РФ, прежде всего - регионов, внедряющих комплексные проекты модернизации образования.
Перспективы дальнейших исследований и разработок.
Завершение работ по данному проекту продвигает решение задач развития государственно-общественного управления в общем образовании, но не исчерпывает его.
В перспективе представляется целесообразным работы по данному направлению продолжить по следующим линиям:
  1. Апробация и внедрение моделей общественного участия в оценке и контроле качества общего образования (разработка нормативной базы общественного участия в оценке и контроле качества общего образования (самоанализ, общественное наблюдение, аккредитация, общественная аттестация, взаимодействие с инспекцией); разработка методических рекомендаций по реализации моделей общественного участия в оценке и контроле качества образования; апробация моделей общественного участия в оценке и контроле качества общего образования и т.д.).
  2. Апробация и внедрение моделей общественного участия в реализации нового государственного образовательного стандарта общего образования (разработка методических рекомендаций по реализации моделей общественного участия в реализации нового государственного образовательного стандарта общего образования; апробация моделей общественного участия в реализации нового государственного образовательного стандарта общего образования и др.).