• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящихЛичный кабинет сотрудника ВШЭПоискМеню

Разработка рекомендаций по повышению качества российского общего образования

Приоритетные направления развития: государственное и муниципальное управление
2019
Подразделение: Институт образования

Цель работы

Обоснование теоретико-методологических подходов к повышению качества и обеспечению глобальной конкурентоспособности российского общего образования, формирование рекомендаций для образовательной политики на всех уровнях.

Используемые методы:

  • вторичный анализ данных международных сравнительных исследований качества образования с применением многомерных статистических методов,

  • анализ политических и стратегических документов национальных систем образования,

  • анализ исследований эффектов влияния образовательных политик и реформ на качество образования, 

  • метаанализ исследований, посвященных изучению глобальной конкурентоспособности для понимания факторов, критериев, условий конкурентоспособности, формирования единой онтологии глобальной конкурентоспособности, понятийного тезауруса;

  • методы статического анализа данных с целью отбора значимых критериев конкурентоспособности, их обоснования, выделения контекстуальных и прямых факторов;

  • методы экспертного социологического исследования, включающего экспертные интервью и экспертный опрос с целью оценки обоснованности выбранных критериев и формирования стройных научных оснований для понимания характеристик конкурентоспособности;

  •  методы моделирования и прогнозирования для оценки динамики процессов изменения значимости критериев глобальной конкурентоспособности общего образования, планирования и развития методологии, подходов и критериев оценивания в рамках международных сопоставительных исследований и национальных исследований оценки качества образования.

Эмпирическая база исследования

  • Данные международных сравнительных исследований качества образования (МСИ): TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) 2015 г. и PISA (Programme for International Student Assessment) 2015 г.

  • База данных реформ систем образования в странах мира «Education Policy Outlook Reforms Finder»

  • База данных показателей образовательной статистики в странах мира «Education-at-a-glance» http://www.oecd.org/education/education-at-a-glance/

  • База данных анализа образовательных политик стран мира «SABER» http://saber.worldbank.org/index.cfm

Результаты работы

В области теории:

  • систематизированное описание критериев и характеристик глобальной конкурентоспособности систем общего образования в условиях изменений технологического и социального уклада;

  • систематизированное описание факторов, связанных с глобальной конкурентоспособностью и высоким качеством национальных систем общего образования в условиях изменений технологического и социального уклада;

  • развитие теории образовательного неравенства в части механизмов, обусловливающих снижение и повышение качества в группе учащихся с различным СЭП.

В развитии методологии:

  • обоснование понятия «глобальная конкурентоспособность» применительно к национальным системам общего образования в условиях изменений технологического и социального уклада;

  • обоснование методологии оценки глобальной конкурентоспособности и положения системы общего образования Российской Федерации относительно ведущих стран мира по качеству общего образования;

  • обоснование теоретико-методологических подходов к стратегии обеспечения глобальной конкурентоспособности и повышения качества общего образования Российской Федерации в условиях изменений технологического и социального уклада.

В получении новых эмпирических знаний:

  • описание успешных моделей систем общего образования ведущих стран мира и практик повышения качеств общего образования с учетом контекстных факторов;

  • описание составляющих образовательной политики, обеспечивающей глобальную конкурентоспособность и повышение качества общего образования Российской Федерации; 

  • описание факторов (школьных и индивидуальных характеристик), связанных с образовательными результатами школьников с высоким СЭП.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР; область применения

Рекомендации по обеспечению глобальной конкурентоспособности и повышению качества общего образования Российской Федерации были сформулированы в залоге стратегических управленческих решений на разных уровнях. В дальнейшем они могут быть использованы при принятии стратегических документов федерального и регионального уровней, направленных на модернизацию системы образования.

В рамках проведенного исследования впервые в теории были определены новые подходы к определению глобальной конкурентоспособности системы образования. Эти подходы были определены на основе широкого метаанализа исследований в данной сфере, а также в тех сферах, где понятие конкурентоспособности является разработанным и используемым в качестве теоретической конструкции и практического механизма управления.

Проведенный анализ включал в себя изучение международных и российских исследований в этой сфере за длительный временной интервал, начиная с классических работ в области экономической теории XX века, заканчивая современными теориями, рассматривающими свойства, факторы, характеристики конкурентоспособности систем с позиции их открытости, неопределенности и флексибильности.

Были изучены и характеристики измерителей глобальной конкурентоспособности, которые используются в международных исследованиях, в том числе, исследованиях и международных сопоставлениях образовательных систем по разным основаниям. На основе проведенного анализа были определены базовые основания для выделения специфических факторов и характеристик российской системы образования, формирующих ее конкурентные преимущества. Эти факторы и характеристики были определены экспертным методом также с использованием инструментов метаанализа.

Более подробно был проанализирован эффект «стеклянного потолка» как конкретный кейс, характеризующий национальную образовательную систему, обладающую совокупностью черт, снижающих ее конкурентоспособность.

Выделенные факторы и характеристики были рассмотрены с позиции анализа кейсов для формирования понимания степени их влияния на конкурентоспособность российского школьного образования. При этом сама система образования была рассмотрена с позиции ее помещения в контекстуальные рамки современного социального и технологического укладов.

Выявленные факторы и характеристики, их анализ и сопоставление позволили сформулировать рекомендации по обеспечению глобальной конкурентоспособности и повышению качества общего образования Российской Федерации. Эти рекомендации были сформулированы в залоге стратегических управленческих решений на разных уровнях. В дальнейшем они могут быть использованы при принятии стратегических документов федерального и регионального уровней, направленных на модернизацию системы образования