• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Улучшение образовательных результатов слабых школ

2019
Подразделение: Институт образования

Цель работы

Обоснование механизмов повышения качества образования в общеобразовательных организациях с низкими результатами, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, реализуемых на разных уровнях управления (региональном, муниципальном, школьном)

Используемые методы

Методология научного исследования построена с учетом изучения в мировой педагогической науке факторов качества школьного образования, включая не только академические результаты, но и удовлетворённость участников образовательного процесса, уровень благополучия участников и связь школы с внешними партнерами (Agasisti & Longobardi, 2017; Schleicher, 2014).

Исследование опирается на подходы к учету контекстных характеристик (территория, ресурсы, характеристики контингента и семей, особенности образовательной политики), оказывающих влияние на учебные достижения (J Coleman. 1966, Коулмен, Бурдье, Masten, Herbers, Cutuli, & Lafavor, 2008; Sirin, 2005; Yastrebov, Pinskaya, & Kosaretsky, 2014, Longobardi & Agasisti, 2014; OECD, 2016). Полноценная оценка качества школьного образования включает в себя максимум значимых индикаторов.

Индикаторами качества образования определены академические результаты, школьное благополучие (well-being) и академическая резильентность. В качестве факторов, связанных с качеством образования, рассмотрены характеристики территории, контингента, а также школьные ресурсы (кадровые и материальные), школьный климат и социальный капитал школы. Ввиду специфики регионов, в модель введены особенности образовательной политики в отношении сети школ (присвоение школам особого статуса) и финансовой политики на уровне муниципалитетов (особенности бухгалтерии).

Инструментами идентификации школ с низкими результатами, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, являются анкеты по изучению контекстных данных, школьного благополучия, индивидуальной резильентности и социального капитала школы.

Разработана методика экспертизы оценки равенства образовательных возможностей с использованием инструментов анкетирования и предполагающая построение иерархической регрессионной модели, которая позволяет оценить вклад различных факторов в исследуемые параметры качества образования. Такая модель позволяет также оценить связь индикаторов с группировкой школ по муниципалитетам.

Для проведения анализа собранных данных использованы специальные статистические пакеты для работы с подобными данными (SPSS, Stata, подходящие пакеты в R), с помощью которых построены иерархические регрессивные модели.

Эмпирическая база исследования

Региональные базы данных академических результатов для каждой школы (ЕГЭ, ОГЭ, ВПР по разным предметам глубиной 3 года) и данные федерального статистического наблюдения по школам (отчеты ОО-1 и ОО-2).

Результаты он-лайн анкетирования для сбора контекстной информации и информации о педагогических и управленческих практиках.

Результаты работы

В области теории:

Разработана новая модель экспертизы равенства образовательных достижений обучающихся школ, применимая на уровне региона, включающая новые факторы и индикаторы, определяющие качество образования, такие как школьное благополучие и удовлетворенность всех участников образовательного процесса, уровень академической резильентности школ, качества и стратегии социального капитала школ.

В развитии методологии:

Разработаны инструменты и способы идентификации общеобразовательных организаций, относящихся к группе риска (с низкими результатами, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях), выделены факторы, оказывающие влияние на повышение образовательных результатов учащихся.

В получении новых эмпирических знаний:

Получена разносторонняя информация относительно уровня дифференциации образовательных результатов и условий деятельности общеобразовательных школ, особенностях их контингента, ресурсной обеспеченности, качества взаимодействия с сообществом и другими образовательными, культурными, социальными институтами. Впервые собраны наиболее полные данные об уровне удовлетворённости и школьном благополучии всех участников образовательного процесса.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР; область применения

Подготовлены предложения по включению в Национальный проект «Образование» мероприятия по поддержке регионов в части улучшения образовательных результатов слабых школ. Разработаны критерии для вхождения регионов в Национальный проект «Образование» по мероприятию «Улучшение образовательных результатов слабых школ». Разработаны рекомендации органам управления регионального, муниципального и школьного уровней по повышению качества образовательных результатов в различных группах школ.

В ходе исследования был проведён анализ российской и зарубежной научной литературы по проблематике оценки равенства образовательных достижений обучающихся на межстрановом, национальном и субнациональном уровне. На основе результатов анализа была разработана комплексная модель оценки равенства, опирающаяся на подходы, применяемые в международных сравнительных исследованиях качества образования, и рекомендации ОЭСР для оценки качества образования на национальном и субнациональном уровне.

Основными элементами модели является оценка влияния территории на образовательные результаты учащихся; влияние СЭС школы на образовательные результаты учащихся; оценка степени сегрегации образовательных организаций; оценка образовательной мобильности учащихся школ; оценка уровня резильентности учащихся школ региона.

Главными методологическими принципами при разработке модели были учёт социального контекста, комплексный анализ вклада отдельных факторов, расчёт композитных индексов и агрегирование данных на уровне образовательной организации. Применение разработанной модели позволяет рассматривать данные проведённой оценки в регионе в международном контексте и проводить все необходимые и целесообразные сравнения.

В ходе исследования были разработаны инструменты экспертизы равенства образовательных достижений обучающихся школ в региональной системе образования, идентификации общеобразовательных организаций, относящихся к группе риска (с низкими результатами, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях).

Для идентификации общеобразовательных организаций, относящихся к группе риска, используются инструменты, разработанные для проведения экспертизы равенства образовательных результатов учащихся школ. Процедура идентификация таких школ корреспондирует с процедурой идентификации резильентных школ (с высокими результатами, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях). Школы группы риска определяются на основании соотнесения СЭС школы и её академических достижений. К этой группе относятся школы, наименее социально благополучные (25% школ с наименьшими показателями СЭС), которые показывают наименее высокие усреднённые по школе результаты ЕГЭ (на уровне 30% самых низких результатов).

Методика экспертизы равенства образовательных достижений обучающихся школ, инструментов экспертизы равенства образовательных достижений обучающихся школ в региональной системе образования была проведена в Калининградской области. Была осуществлена идентификация общеобразовательных организаций, относящихся к группе риска. Апробацияпоказала, что разработанные инструменты позволяют осуществить  экспертизу равенства образовательных достижений обучающихся школ в региональной системе образования. Были зафиксированы комплексные проявления неравенства образовательных возможностей и достижений учащихся, связанных с социально-экономическими характеристиками их семей и в целом социальным контекстом школ.

Использованные инструменты позволили оценить, насколько школы региона способны преодолеть влияние неблагополучного социального контекста и демонстрировать академическую резильентность, а также осуществить идентификацию общеобразовательных организаций, относящихся к группе риска.

Были разработаны предложения по включению в Национальный проект «Образование» мероприятия по поддержке регионов в части улучшения образовательных результатов слабых школ с использованием разработанной методики экспертизы равенства образовательных достижений обучающихся школ в регионе. Для решения о включении регионов в Национальный проект «Образование» по данному мероприятию рекомендовано провести экспертизу равенства образовательных достижений обучающихся школ в регионах Российской Федерации по разработанной методике. Экспертиза должна быть проведена централизовано на национальном уровне с учётом социально-экономического территориального контекста. Основанием для вхождения в проект является низкий уровень равенства в системе образования, подтверждённый комплексом показателей, зафиксированных в разработанной методике. Основными являются показатели, определяющие зависимость образовательных достижений учащихся от территориального и социально-экономического контекста школ регионов, степень социальной сегрегации школ, уровень резильентности и социальной мобильности школьников.

Были также разработаны  критерии  для вхождения регионов  в мероприятие.

В ходе проведённого исследования были разработаны методические рекомендации органам управления муниципального и регионального уровня, школам по повышению равенства образовательных достижений обучающихся школ. Рекомендации опираются на анализ мирового опыта комплексных национальных политик поддержки уязвимых групп учащихся и социально неблагополучных школ, масштабных проектов улучшения качества образования в национальных и региональных школьных системах и отечественного опыта поддержки школ, работающих в сложных социальных условиях и показывающие низкие образовательные результаты.

Цель рекомендаций – обеспечить основания для региональной политики повышения уровня равенства в системе образования, обеспечения доступа к качественным образовательным возможностям для всех учащихся, независимо от их социально-экономических характеристик и культурного бэкграунда, а также организовать образовательный процесс с учётом их запросов и нужд.

См. также

Организационно-правовые и экономические механизмы обеспечения равного доступа (независимо от социального происхождения и места проживания) детей и молодежи к качественному образованию в условиях цифровой экономики и демографических трендов

Социально-психологические последствия изменений на постсоветском пространстве: кросс-культурный и кросс-региональный анализ

Генезис, современная ситуация и тенденции неравенства в общем образовании

Социально-психологические последствия изменений на постсоветском пространстве: ценности, идентичность, межкультурное взаимодействие

Субъективное экономическое благополучие в России и объективные факторы: их взаимосвязь 

Идентичность, межкультурное взаимодействие и психологическое благополучие: роль социально-экономического контекста

Высшее непрофессиональное образование

Ключевые слова