• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
For visually-impairedUser profile (HSE staff only)SearchMenu

Improving academic results of underperforming schools

2019

Goal of research

Substantiation of mechanisms to improve the education quality in general education organizations with low results, functioning in unfavorable social conditions, implemented at different levels of government (regional, municipal, and school).

Methodology

The research methodology is based on the world pedagogical science study of the factors of school education quality, including not only academic results, but also the participants’ satisfaction in the educational process, participants’ level of well-being and the school's relationship with external partners (Agasisti & Longobardi, 2017; Schleicher, 2014).

The study is based on approaches considering contextual characteristics (territory, resources, characteristics of the contingent and families, features of educational policy) that influence educational achievements (J Coleman. 1966, Coleman, Bourdieu, Masten, Herbers, Cutuli, & Lafavor, 2008; Sirin, 2005; Yastrebov, Pinskaya, & Kosaretsky, 2014, Longobardi & Agasisti, 2014; OECD, 2016). A full assessment of the school education quality includes a maximum of significant indicators.

Academic results, school well-being (well-being) and academic resilience have been indicated as education quality indicators. As factors related to the education quality, the territory and contingent characteristics, as well as school resources (personnel and material), the school climate and the social capital of the school have been considered. Due to the specificity of the regions, the model introduces the features of educational policy related to the network of schools (assigning special status to schools) and financial policy at the level of municipalities (features of accountings system).

Questionnaires on contextual data, school well-being, individual resilience, and school social capital are tools for identifying low-performing schools operating in disadvantaged social settings.

The method of expert evaluation of educational opportunities equality using of survey tools has been developed and involves the construction of a hierarchical regression model, which allows to assess the contribution of various factors to the studied parameters of the education quality. This model also allows us to assess the relationship of indicators with the grouping of schools by municipality.

To analyze the collected data, special statistical packages for working with such data (SPSS, Stata, suitable packages in R) were used, with the help of which hierarchical regressive models were constructed.

Empirical base of research

Regional databases of academic results for each school (EGE, OGE, VPR in different subjects’ depth of 3 years) and data of the Federal statistical schools observation (reports GS-1 and GS-2).

Results of on-line survey to collect contextual information and information on teaching and management practices.

Results of research

Theory’s impact:

A new equality examination model of schools’ educational achievements, applicable at the regional level, including new factors and indicators that determine the education quality, such as school well-being and satisfaction of all participants in the educational process, the level of schools’ academic resilience, the quality and schools’ social capital strategies.

Methodology development’s impact:

Tools and methods of identification of educational organizations belonging to the risk group (with low results, functioning in unfavorable social conditions) have been developed, the factors influencing the increase of educational results of students have been highlighted.

New empirical data:

Comprehensive information has been obtained on the secondary schools’ level of educational results differentiation and activity conditions, features of their contingent, resource provision, quality of interaction with the community and other educational, cultural and social institutions. For the first time, the most complete data on the level of satisfaction and school well-being of all participants in the educational process have been collected.

Level of implementation, recommendations on implementation or outcomes of the implementation of the results; field of practical using

Proposals have been prepared to include in the national project "Education" measures to support the regions in improving the educational results of sink schools. The criteria for the entry of regions into the national project "Education" for the event "Improvement of educational results of sink schools" have been developed. Recommendations to the regional, municipal and school levels governing bodies to improve the educational results quality in different groups of schools have been developed.

The study has analyzed Russian and foreign scientific literature on the evaluation of equality of educational achievements of students at the inter-country, national and subnational level. Based on the results of the analysis, a comprehensive equality assessment model has been developed, based on the approaches used in international comparative studies of education quality and the OECD recommendations for assessing the education quality at the national and subnational level.

The main elements of the model is to assess the impact of the territory on the students’ educational outcomes; impact of school SES on the students’ educational outcomes; evaluation of segregation of educational institutions level; evaluation of educational mobility of schools’ students; assessment of the level of resiliently schools in the region.

The main methodological principles in the development of the model has included social context, a comprehensive analysis of the contribution of individual factors, the calculation of composite indices and data aggregation at the level of the educational organization. The application of the developed model allows us to consider the data of the assessment in the region in the international context and to make all necessary and appropriate comparisons.

During the study, tools have been developed for the examination of the equality of students’ educational achievements in the regional education system, identification of general education organizations belonging to the risk group (with low results, functioning in unfavorable social conditions).

To identify educational institutions belonging to the risk group, the tools developed for the examination of the equality of educational results of school students have been used. The procedure of identification of such schools corresponds to the procedure of identification of resistant schools (with high results, functioning in unfavorable social conditions). Schools at risk are determined based on the correlation of the school's SES and its academic achievements. This group includes schools that are the least socially advantaged (25% of schools with the lowest SES), which show the least high school-averaged exam results (at the level of 30% of the lowest results).

The method of examination of equality of educational achievements of schools, tools of examination of equality of schools’ educational achievements in the regional education system have been collected in the Kaliningrad region. The identification of educational institutions belonging to the risk group has been carried out. Approbation has shown that the developed tools allow to carry out examination of equality of the trained schools’ educational achievements in regional system of education. There have been recorded complex manifestations of educational opportunities inequality and students’ achievements related to the socio-economic characteristics of their families and in general the social context of schools.

The tools have used made it possible to assess the extent to which schools in the region are able to overcome the influence of unfavorable social context and demonstrate academic resilience, as well as to identify educational organizations belonging to the risk group.

Proposals have been developed to include in the national project "Education" measures to support the regions in terms of improving the educational results of sink schools using the developed methodology for assessing the equality of schools’ educational achievements in the region. For the decision on inclusion of regions in the national project "Education" it is recommended to carry out examination of equality of trained schools’ educational achievements in regions of the Russian Federation on the developed technique. The examination should be carried out centrally at the national level, considering the socio-economic territorial context. The reason for entering the project is the low level of equality in the education system, confirmed by a set of indicators recorded in the developed methodology. The main indicators determine the dependence of students ' educational achievements on the territorial and socio-economic context of regional schools, the level of social segregation of schools, the level of students’ resilience and social mobility of.

Criteria have been also developed for regions to participate in the program.  

During the study, methodological recommendations have been developed for municipal and regional level authorities, schools to improve the equality of students’ educational achievements. The recommendations are based on the analysis of the world experience of comprehensive national policies to support vulnerable groups of students and socially disadvantaged schools, large-scale projects to improve the quality of education in national and regional school systems and domestic experience in supporting schools operating in difficult social conditions and showing low educational results.

The purpose of the recommendations is to provide a basis for a regional policy to increase the equality level in the education system, to ensure access to quality educational opportunities for all students, regardless of their socio-economic characteristics and cultural background, as well as to organize the educational process considering their needs and requirements.

• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Улучшение образовательных результатов слабых школ

2019
Подразделение: Институт образования

Цель работы

Обоснование механизмов повышения качества образования в общеобразовательных организациях с низкими результатами, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, реализуемых на разных уровнях управления (региональном, муниципальном, школьном)

Используемые методы

Методология научного исследования построена с учетом изучения в мировой педагогической науке факторов качества школьного образования, включая не только академические результаты, но и удовлетворённость участников образовательного процесса, уровень благополучия участников и связь школы с внешними партнерами (Agasisti & Longobardi, 2017; Schleicher, 2014).

Исследование опирается на подходы к учету контекстных характеристик (территория, ресурсы, характеристики контингента и семей, особенности образовательной политики), оказывающих влияние на учебные достижения (J Coleman. 1966, Коулмен, Бурдье, Masten, Herbers, Cutuli, & Lafavor, 2008; Sirin, 2005; Yastrebov, Pinskaya, & Kosaretsky, 2014, Longobardi & Agasisti, 2014; OECD, 2016). Полноценная оценка качества школьного образования включает в себя максимум значимых индикаторов.

Индикаторами качества образования определены академические результаты, школьное благополучие (well-being) и академическая резильентность. В качестве факторов, связанных с качеством образования, рассмотрены характеристики территории, контингента, а также школьные ресурсы (кадровые и материальные), школьный климат и социальный капитал школы. Ввиду специфики регионов, в модель введены особенности образовательной политики в отношении сети школ (присвоение школам особого статуса) и финансовой политики на уровне муниципалитетов (особенности бухгалтерии).

Инструментами идентификации школ с низкими результатами, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, являются анкеты по изучению контекстных данных, школьного благополучия, индивидуальной резильентности и социального капитала школы.

Разработана методика экспертизы оценки равенства образовательных возможностей с использованием инструментов анкетирования и предполагающая построение иерархической регрессионной модели, которая позволяет оценить вклад различных факторов в исследуемые параметры качества образования. Такая модель позволяет также оценить связь индикаторов с группировкой школ по муниципалитетам.

Для проведения анализа собранных данных использованы специальные статистические пакеты для работы с подобными данными (SPSS, Stata, подходящие пакеты в R), с помощью которых построены иерархические регрессивные модели.

Эмпирическая база исследования

Региональные базы данных академических результатов для каждой школы (ЕГЭ, ОГЭ, ВПР по разным предметам глубиной 3 года) и данные федерального статистического наблюдения по школам (отчеты ОО-1 и ОО-2).

Результаты он-лайн анкетирования для сбора контекстной информации и информации о педагогических и управленческих практиках.

Результаты работы

В области теории:

Разработана новая модель экспертизы равенства образовательных достижений обучающихся школ, применимая на уровне региона, включающая новые факторы и индикаторы, определяющие качество образования, такие как школьное благополучие и удовлетворенность всех участников образовательного процесса, уровень академической резильентности школ, качества и стратегии социального капитала школ.

В развитии методологии:

Разработаны инструменты и способы идентификации общеобразовательных организаций, относящихся к группе риска (с низкими результатами, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях), выделены факторы, оказывающие влияние на повышение образовательных результатов учащихся.

В получении новых эмпирических знаний:

Получена разносторонняя информация относительно уровня дифференциации образовательных результатов и условий деятельности общеобразовательных школ, особенностях их контингента, ресурсной обеспеченности, качества взаимодействия с сообществом и другими образовательными, культурными, социальными институтами. Впервые собраны наиболее полные данные об уровне удовлетворённости и школьном благополучии всех участников образовательного процесса.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР; область применения

Подготовлены предложения по включению в Национальный проект «Образование» мероприятия по поддержке регионов в части улучшения образовательных результатов слабых школ. Разработаны критерии для вхождения регионов в Национальный проект «Образование» по мероприятию «Улучшение образовательных результатов слабых школ». Разработаны рекомендации органам управления регионального, муниципального и школьного уровней по повышению качества образовательных результатов в различных группах школ.

В ходе исследования был проведён анализ российской и зарубежной научной литературы по проблематике оценки равенства образовательных достижений обучающихся на межстрановом, национальном и субнациональном уровне. На основе результатов анализа была разработана комплексная модель оценки равенства, опирающаяся на подходы, применяемые в международных сравнительных исследованиях качества образования, и рекомендации ОЭСР для оценки качества образования на национальном и субнациональном уровне.

Основными элементами модели является оценка влияния территории на образовательные результаты учащихся; влияние СЭС школы на образовательные результаты учащихся; оценка степени сегрегации образовательных организаций; оценка образовательной мобильности учащихся школ; оценка уровня резильентности учащихся школ региона.

Главными методологическими принципами при разработке модели были учёт социального контекста, комплексный анализ вклада отдельных факторов, расчёт композитных индексов и агрегирование данных на уровне образовательной организации. Применение разработанной модели позволяет рассматривать данные проведённой оценки в регионе в международном контексте и проводить все необходимые и целесообразные сравнения.

В ходе исследования были разработаны инструменты экспертизы равенства образовательных достижений обучающихся школ в региональной системе образования, идентификации общеобразовательных организаций, относящихся к группе риска (с низкими результатами, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях).

Для идентификации общеобразовательных организаций, относящихся к группе риска, используются инструменты, разработанные для проведения экспертизы равенства образовательных результатов учащихся школ. Процедура идентификация таких школ корреспондирует с процедурой идентификации резильентных школ (с высокими результатами, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях). Школы группы риска определяются на основании соотнесения СЭС школы и её академических достижений. К этой группе относятся школы, наименее социально благополучные (25% школ с наименьшими показателями СЭС), которые показывают наименее высокие усреднённые по школе результаты ЕГЭ (на уровне 30% самых низких результатов).

Методика экспертизы равенства образовательных достижений обучающихся школ, инструментов экспертизы равенства образовательных достижений обучающихся школ в региональной системе образования была проведена в Калининградской области. Была осуществлена идентификация общеобразовательных организаций, относящихся к группе риска. Апробацияпоказала, что разработанные инструменты позволяют осуществить  экспертизу равенства образовательных достижений обучающихся школ в региональной системе образования. Были зафиксированы комплексные проявления неравенства образовательных возможностей и достижений учащихся, связанных с социально-экономическими характеристиками их семей и в целом социальным контекстом школ.

Использованные инструменты позволили оценить, насколько школы региона способны преодолеть влияние неблагополучного социального контекста и демонстрировать академическую резильентность, а также осуществить идентификацию общеобразовательных организаций, относящихся к группе риска.

Были разработаны предложения по включению в Национальный проект «Образование» мероприятия по поддержке регионов в части улучшения образовательных результатов слабых школ с использованием разработанной методики экспертизы равенства образовательных достижений обучающихся школ в регионе. Для решения о включении регионов в Национальный проект «Образование» по данному мероприятию рекомендовано провести экспертизу равенства образовательных достижений обучающихся школ в регионах Российской Федерации по разработанной методике. Экспертиза должна быть проведена централизовано на национальном уровне с учётом социально-экономического территориального контекста. Основанием для вхождения в проект является низкий уровень равенства в системе образования, подтверждённый комплексом показателей, зафиксированных в разработанной методике. Основными являются показатели, определяющие зависимость образовательных достижений учащихся от территориального и социально-экономического контекста школ регионов, степень социальной сегрегации школ, уровень резильентности и социальной мобильности школьников.

Были также разработаны  критерии  для вхождения регионов  в мероприятие.

В ходе проведённого исследования были разработаны методические рекомендации органам управления муниципального и регионального уровня, школам по повышению равенства образовательных достижений обучающихся школ. Рекомендации опираются на анализ мирового опыта комплексных национальных политик поддержки уязвимых групп учащихся и социально неблагополучных школ, масштабных проектов улучшения качества образования в национальных и региональных школьных системах и отечественного опыта поддержки школ, работающих в сложных социальных условиях и показывающие низкие образовательные результаты.

Цель рекомендаций – обеспечить основания для региональной политики повышения уровня равенства в системе образования, обеспечения доступа к качественным образовательным возможностям для всех учащихся, независимо от их социально-экономических характеристик и культурного бэкграунда, а также организовать образовательный процесс с учётом их запросов и нужд.

См. также

Организационно-правовые и экономические механизмы обеспечения равного доступа (независимо от социального происхождения и места проживания) детей и молодежи к качественному образованию в условиях цифровой экономики и демографических трендов

Социально-психологические последствия изменений на постсоветском пространстве: кросс-культурный и кросс-региональный анализ

Генезис, современная ситуация и тенденции неравенства в общем образовании

Социально-психологические последствия изменений на постсоветском пространстве: ценности, идентичность, межкультурное взаимодействие

Субъективное экономическое благополучие в России и объективные факторы: их взаимосвязь 

Идентичность, межкультурное взаимодействие и психологическое благополучие: роль социально-экономического контекста

Высшее непрофессиональное образование

Ключевые слова