• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научное обоснование региональной политики в отношении развития сельских территорий и сокращения сельской бедности

Приоритетные направления развития: экономика, менеджмент
2019

Для России жизненно необходима выработка комплексной стратегии развития сельских территорий, которая отвечала бы вызовам времени, учитывала лучшие зарубежные практики и обеспечивала выполнение стратегических нормативов по обеспечению устойчивого роста доходов граждан, сокращению бедности и решению других важнейших задач в области демографии, экологии, инновационного технологического развития.

В целях научного обеспечения новой политики сельского развития в Российской Федерации в рамках работы по госзаданию проведен комплекс работ по изучению проблем развития сельских территорий и путей их решения.

Выполнен обзор мировых практик региональной политики в отношении развития сельских территорий. Особое внимание уделено соответствующим программам Европейского Союза, наиболее ценных с точки зрения применения в России зарубежного опыта.

Впервые разработана методика комплексной типологии сельских территорий для административных районов различных уровней – субъектов Российской Федерации, муниципальных районов и городских округов с наличием сельского населения, сельских и городских поселений. Предложена система показателей, характеризующих особенности развития сельских территорий, включая характеристики демографии, производственной деятельности, доходов, качества жизни  и здоровья сельского населения.

Изучено наличие исходных статистических данных в открытых и ведомственных источниках информации, подготовлены рекомендации по созданию геоинформационной системы «Сельская Россия», которая рассматривается как необходимый инструмент для мониторинга сельского развития в регионах России, выработки мер политики по развитию сельских территорий, включая Государственную программу комплексного развития сельских территорий на 2020-2025 годы.

Апробация предложенной методики осуществлена для различных уровней административных районов Российской Федерации. На уровне субъектов федерации выявлено 8 типов сельских территорий – от лидирующих аграрных с относительно благополучной социально-экономической ситуацией и густой сетью сельских поселений до депопулирующих периферийных с разреженной мелкоселенной сетью расселения, где мало развита аграрная экономика.

На уровне муниципальных районов и городских округов  Российской Федерации (всего 2,3 тыс. единиц изучения) по принципу, аналогичному используемому в в Европейском Союзе, проведена типология сельских территорий по  ключевым характеристикам – плотности сельского населения и удаленности от городских центров с населением от 250 тыс. человек. Двумя различными методами математической интерпретации данных определено пять типов сельских территорий. Построены карты, наглядно демонстрирующие влияние центр-периферийных соотношений на сельское развитие.

На примере пилотного региона – Брянской области проведена комплексная типология муниципальных образований низового уровня – сельских и городских поселений. Выявлена значительная поляризация развития в пределах области, выражающаяся в стягивании экономического потенциала в промышленно-пригородную полосу вблизи областного центра. Установлены значительные различия во влиянии на социально-экономическое развитие сельских территорий производственной деятельности агрохолдинга федерального масштаба («Мираторг») и местных агропредприятий.

С целью изучения социально-экономических проблем развития сельских территорий Нечерноземной зоны России проведено обследование муниципальных районов южной части Республики Карелия

На основании данных Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 г. проведена экономическая классификация хозяйств и определены типы аграрной структуры муниципальных районов. С учетом полученных результатов предложено изменить систему статистического учета производственной деятельности сельскохозяйственных предприятий. Сделаны выводы об изменении агарной структуры за период, прошедший после Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 г., главный из которых –  вытеснение корпоративным сектором семейных хозяйств. Рекомендовано сбалансировать распределение субсидий между крупными и мелкими сльскохозяйственными производителями и способствовать развитию альтернативной сельской занятости в целях комплексного развития сельских территорий.

Сформулированы региональные приоритеты социально-экономического развития сельских территорий с учетом различий в уровне и типе социально-экономического развития, аграрной структуры и прочих характеристик, которые доведены до Министерства сельского хозяйства и могут быть использованы при выработке и реализации мер политики в области комплексного развития сельских территорий.

На основании полученных результатов подготовлено 7 научных публикаций (4 статьи опубликованы, в том числе, 3 – в журналах WoS и Scopus, сделано 10 докладов на научных конференциях (в том числе, 8 – на международных), передано в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации 3 аналитические записки.

Публикации по проекту:


Сарайкин В. А., Янбых Р. Г. Анализ устойчивости кооперативной формы хозяйствования аграрного сектора России в контексте институциональной теории фирмы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 5. Экономика. 2019. Т. 35. № 2. С. 251-268. doi
Yanbykh R., Сарайкин В. А., Lerman Z. Cooperative tradition in Russia: A revival of agricultural service cooperatives? // Post-Communist Economies. 2019. Vol. 31. No. 6. P. 750-771. doi
Светлов Н. М., Янбых Р. Г., Логинова Д. А. О неоднородности эффектов господдержки сельского хозяйства // Вопросы экономики. 2019. № 4. С. 59-73. doi
Yanbykh R., Valeriy Saraikin, Lerman Z. Changes in Russia’s agrarian structure: What can we learn from agricultural census? // Russian Journal of Economics. 2020. Vol. 1. No. 6. P. 26-41. doi