• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящихЛичный кабинет сотрудника ВШЭПоискМеню

Анализ моделей регулирования рынков, проходящих цифровую трансформацию и выработка государственной политики в этой области

Приоритетные направления развития: государственное и муниципальное управление
2019

Цель работы

Изучение последствий цифровой трансформации отраслевых рынков и выработка подходов к их регулированию.

Используемые методы

В работе использовались методы системного и сравнительного анализа, качественный анализ вторичных данных, экономическое моделирование, метод экспертных оценок, проведение юридической оценки и анализа, метод формирования и анализа кейсов, количественный опрос потребителей, проведение полуструктурированных интервью с отраслевыми экспертами.

Эмпирическая база исследования

Действующие нормативные правовые акты, официальные статистические данные, изучение общественного мнения потребителей, первичные данные отраслевых экспертов.

Результаты работы

1) В части анализа наиболее успешных и развитых цифровых платформ проведена инвентаризация понятий и определений термина «цифровая платформа», выработано собственное определение, определены ключевые характеристики цифровых платформ, определены последствия и риски распространения цифровых платформ, выработаны критерии определения рынков для формирования цифровых платформ, проведена инвентаризации наиболее успешных цифровых платформ.

2) В части классификации цифровых платформ проведена инвентаризация 20 научных и экспертных классификаций и выработана системная мета-классификация цифровых платформ по четырем основаниям: функционал платформы, примененная экономическая модель, используемые технологии и отраслевая принадлежность.

3) В части разработки подходов к оценке эффектов от внедрения цифровых платформа разработаны методология оценки эффектов от внедрения цифровых платформ на рынке услуг такси и соответвиующие экономические модели, произведен расчет эффектов для всех групп участников рынка (пассажиров такси, водителей такси, таксомоторных организаций и операторов цифровых платформ) на примера рынка услуг такси города Москвы.

4) В части выработки предложений по регулированию цифровых платформ и отраслевых рынков, прошедших трансформацию, и анализа иностранного и российского опыта регулирования цифровых платформ и деятельности операторов цифровых платформ разработаны подходы к трансформации государственного регулирования рынка услуг такси за счет использования рыночных цифровых платформ, подготовлены детальные предложения по изменению государственного регулирования рынка услуг такси, определены риски платформенной трансформации государственного регулирования рынка услуг такси, подготовлены предложения по трансформации цифровых платформ такси, подготовлены предложения по трансформации государственного регулирования отраслевых рынков за счет использования рыночных цифровых платформ, определены условия платформенной трансформации государственного регулирования отраслевых рынков, определены преимущества и риски трансформации государственного регулирования отраслевых рынков с использованием рыночных цифровых платформ, проведен анализ зарубежного опыта регулирования цифровых платформ и деятельности операторов цифровых платформ.

5) В части разработки подходов к переходу на транзакционное налогообложение в Российской Федерации разработаны три модели перехода на транзакционное налогообложение в Российской Федерации (модель налогового представителя, модель налогового агента и модель технологического посредника), разработаны подходы к оценке эффектов от внедрения транзакционного налогообложения в Российской Федерации и проведена апробация на примере рынка услуг такси.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР

Результаты исследования могут быть использованы для принятия на государственном уровне мер по поддержке формирования и развития цифровых платформ на отдельных рынках, совершенствованию государственного регулирования отраслевых рынков, прошедших трансформацию в следствие появления и развития цифровых платформ, регулированию цифровых платформ и деятельности их операторов, а также переходу на транзакционное налогообложение в Российской Федерации.