Цель работы
На основе зарубежного и российского опыта предложить модель описания общепрофессиональных знаний и умений, а также способы их изучения для последующего отражения в системе профессиональных квалификаций Российской Федерации (в профессиональных стандартах и профессиональных квалификациях).
Используемые методы
Методы анализа, сравнения, систематизации и обобщения.
Эмпирическая база исследования
Нормативная правовая база России; основной информационный ресурс: Программно-аппаратный комплекс "Профессиональные стандарты" (http://profstandart.rosmintrud.ru/); результаты исследований, накопленные участниками проекта.
Результаты работы:
-
предложен уточненный понятийный аппарат и структура описания общепрофессиональных знаний и умений с учётом международной практики;
-
предложена методология идентификации общепрофессиональных знаний и умений в профессиональных стандартах;
-
предложена классификация общепрофессиональных знаний и умений с учётом международной практики;
-
разработана иерархическая структура описания содержания профессиональной деятельности, которая может применяться при разработке профессиональных стандартов и требованиях к квалификации нового поколения;
-
предложена классификация областей знаний, обеспечивающая связь между профессиональными стандартами и знаниями, приобретаемыми в результате обучения;
-
обновлена аналитическая база данных единиц профессиональных стандартов, используемая для выявления общепрофессиональных знаний и умений.
Результаты данного исследования позволяют:
-
уточнить и закрепить в нормативных правовых актах понятия «компетенция», «квалификация», «профессия», «навык» и другие термины;
-
разработать единую базу данных квалификаций разного объема и уровня;
-
построить классификаторы квалификаций и умений (компетенций), а также сформировать методические подходы к исследованию профессий;
-
создать интегрированный информационный ресурс («WEB-Энциклопедия профессий»), который объединит и расширит возможности Реестра профессиональных стандартов, «Справочника профессий» Минтруда России, данные реестра квалификаций и других связанных источников информации.
Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР
Результаты исследования могут быть использованы в целях развития системы профессиональных квалификаций в Российской Федерации. Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям приняты решения по формированию единой цифровой платформы, а также определены ключевые направления дальнейшего развития системы профессиональных квалификаций. Результаты проведенного исследования нацелены на практическую реализацию перспективных задач развития системы профессиональных квалификаций
Подготовленные предложения позволяют устранить ошибки и недочеты, которые имеются в информационных системах, в частности, в ПАК «Профессиональные стандарты».
Разработки авторов позволяют частично закрыть методический вакуум по вопросам формирования информационной цифровой платформы системы профессиональных квалификаций. Например, сформулированы предложения по механизмам обновления информации в общероссийских классификаторах профессий (ОКПДТР) и занятий (ОКЗ). Также предложена типология описания профессиональных задач (трудовых функций), позволяющая упростить, повысить качество профессиональных стандартов и обеспечить взаимосвязь между «родственными» профессиями. Кроме того, авторами предложена типология областей знаний для последующей привязки к профессиям, требующим различного набора и объема знаний. Предложенная классификация общепрофессиональных умений (soft skills) также направлена на расширение информации о содержании профессиональной деятельности и оценку потребности в квалификациях, непосредственно не связанных с производственными функциями. Данные классификаторы и типологии являются базовыми для интеграции разрозненных информационных систем.
Результаты предполагается применять также в целях формирования публичного информационного ресурса – «Web-Энциклопедии профессий». «Web-Энциклопедия профессий», по замыслу авторов, является неотъемлемой частью и центральным публичным интерфейсом единой цифровой платформы системы профессиональных квалификаций. «Web-Энциклопедия профессий», а также разработка национальной рамки и каталога (базы данных) квалификаций, формирование единых справочников и классификаторов позволят интегрировать разрозненные элементы российской системы квалификаций. Также существенно, что создание единой цифровой платформы системы квалификаций в Российской Федерации будет способствовать формированию инструментов синхронизации с международными системами квалификаций, обеспечит возможности взаимного признания квалификаций на рынках трудовой миграции.