• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящихЛичный кабинет сотрудника ВШЭПоискМеню

Разработка справочных, экспертно-аналитических материалов, проектов нормативных документов в рамках подготовки и реализации мероприятий Федерального проекта «Кадры для цифровой экономики

2019
Подразделение: Институт образования

Цель работы

Разработка содержания отдельных мероприятий федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» и формирование необходимого правового регулирования для рабочей группы «Кадры и образования», центра компетенций УНТИ 20.35 и ответственных федеральных органов исполнительной власти в рамках участия НИУ ВШЭ в разработке и сопровождении Федерального проекта.

Используемые методы

Анализ нормативной документации, образовательных стандартов разных стран, существующих и перспективных технологий, методологий цифровой трансформации на разных уровнях образования. Методология исследования строится на основе изучения российского и мирового опыта; обобщения тенденций, сильных и слабых сторон применения цифровых инструментов образовательными организациями, анализа получаемых положительных и отрицательных результатов, составления рекомендаций по обеспечению условий реализации национальных проектов.

Научное исследование предполагает сочетание теоретических и эмпирических методов. К этим методам относятся:

  • анализ существующих подходов к отбору и систематизации успешных российских и международных практик;

  • использование механизмов экспертной оценки эффективности российских и международных практик по ключевым мероприятиям Федерального проекта;

  • системный анализ отобранных практик в формализованном виде будет включать в себя элементы контекстуального и SWOT-анализа. Кроме того, проведены консультации с экспертами, участниками рынка цифровых образовательных технологий, разработчиками, обладающими необходимыми компетенциями.

Эмпирическая база исследования

Содержимое федеральных проектов национального проекта «Образование», содержимое федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика». Научные публикации, существующие фреймворки и рамки в области российского и международного опыта измерения цифровой грамотности. Научные публикации, существующие фреймворки и рамки в области мониторинга цифровой трансформации (информатизации) системы общего образования.

Результаты работы

Разработаны методические рекомендации и указания по реализации мероприятий «Создание и обеспечение функционирования сети центров на базе образовательных организаций высшего образования для разработки моделей "Цифровой университет"» и «Разработаны цифровые учебно-методические комплексы, учебные симуляторы, тренажеры, виртуальные лаборатории для реализации общеобразовательных и дополнительных общеобразовательных программ, программ среднего профессионального образования по предметным областям «Математика», «Информатика» и «Технология»"» федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика в Российской Федерации» в 2019 году.

Проведены аналитические исследования по определению пересечений мероприятия «Разработаны цифровые учебно-методические комплексы, учебные симуляторы, тренажеры, виртуальные лаборатории для реализации общеобразовательных и дополнительных общеобразовательных программ, программ среднего профессионального образования по предметным областям «Математика», «Информатика» и «Технология»"» федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика в Российской Федерации» в 2019 году с мероприятиями федеральных проектов национального проекта «Образование».

Проведена разработка модели мониторинга цифровой трансформации (информатизации) системы общего образования, апробация опросного инструмента и экспертная валидация.

Проведен анализ факторов, связанных с уровнем сформированности цифровой грамотности и разработаны проекты паттерн-дизайнов тестовых заданий по оценке уровня сформированности цифровой грамотности у выпускников основной школы и представителей населения возраста 55+.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР

Методические рекомендации и результаты анализа соответствующих мероприятий федеральных проектов в виде аналитических записок в рабочем порядке направлены в Министерство науки и высшего образования РФ и Фонд новых форм развития образования в качестве аналитики и рабочих документов для работы с мероприятиями федерального проекта.

Результаты пилотной фазы апробации модели и инструментов мониторинга цифровой трансформации школ прошли этап апробации, доработка модели по результатам апробации позволит приступить к внедрению данных моделей и инструментов.

Закончена разработка проекта паттерн-дизайнов тестовых заданий по оценке уровня сформированности цифровой грамотности у выпускников основной школы и представителей населения возраста 55+, планируется апробация инструмента для последующего внедрения.