• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Role of DNA secondary structures in genome functioning

Priority areas of development: IT and mathematics
2019

Goal of research

The goal of the research project implemented by the Laboratory of bioinformatics is studying the role of DNA secondary structures in the genome functioning. Of particular interest is the study of the relationship of DNA secondary structures with the epigenetic code, the role of DNA secondary structures in the organization of chromatin, and studying DNA-protein interactions.

Methodology

Building machine learning models recognizing DNA secondary structures and the patterns association of DNA structures with other functional genomic elements; building machine learning models to predict the spatial organization of the genome; updating database and analyses of DNA-protein interactions.

Empirical base of research

The research has been conducted in silico, by methods of computer experiments.

The data from open consortium international projects were used: Encode, Roadmap Epigenomics, The Cancer Genome Atlas.

The database of nuclein-protein interactions NPIDB was used (http://npidb.belozersky.msu.ru/), containing the structure of DNA-protein and RNA-protein complexes. NPIDB is the development and intellectual property of Sergei Spirin, member of the laboratory.

During the project implementation, software modules for data analysis were developed; they are publicly available and represent the laboratory products.

Results of research

Deep learning neural network model for recognition of Z-DNA sites in the human genome was developed, the model was tested on the human genome.

Deep learning neural network model for recognition of quadruplexes in the human genome was developed, the model was tested on the human genome.

Deep learning neural network model have been developed to determine the functional role of quadruplexes using mutation maps.

Patterns of association of quadruplexes with histone labels in brain tissues and stem cells were identified and characterized. Deep learning neural network model for recognition of coomon and tissue-specific patterns were constructed.

Differentially methylated quadruplexes, associated with the development and sexual differentiation, were identified. Enrichment analysis of differentially methylated G4s revealed that G4-based regulation can participate in a number of biological processes, such as cell differentiation, cytoskeleton organization and extracellular matrix.

Deep learning neural network model was constructed to determine the boundaries of topologically associated domains.

Breakpoint regions in the genomes of cancer patients were investigated for the presence of DNA secondary structures. With the help of machine learning methods, the influence of various factors on the probability of formation of breaks in cancer genomes was studied: DNA secondary structures, epigenetic factors, transcription factors. 12 DNA regions containing clusters of mutations from different patients were identified. 

The physicochemical and structural properties of stem-loop structures at the ends of transposons in the human genome were studied using machine learning methods. Structures at the ends of pseudogenes were detected. Structural similarity between the ends of transposons, mRNA and pseudogenes was shown by machine learning methods.

Species-specific DNA regulatory elements in brain tissue were identified. Human-specific peaks of acetylation were determined.  With the help of machine learning methods, specific and nonspecific human genome regions were recognized, and sequences were obtained that make a significant contribution to the classification.

For 10 families of transcription factors, the parameters of the DNA shape in the region of a contact with the protein were calculated. Important parameters, by which some families are significantly different from the rest, were identified,

A C# program was written for the .NET Core cross-platform framework that uses the X3DNA and Curves+packages. With the help of the developed program, the parameters of the DNA double helix were calculated for 4475 protein domains from 81 families. The resulting program is suitable for further use on large data sets. It is expected to integrate the results into the NPIDB database.

Mutational signatures in the genomes of the genus Brucella of 55 Brucella strains of nine different species were constructed and analyzed. Species-specific mutation signatures have been identified.

Level of implementation,  recommendations on implementation or outcomes of the implementation of the results

The developed machine learning models can be used for genome annotation of different species with DNA secondary structures.

DNA Secondary structures have the potential to serve as therapeutic targets in the treatment of various diseases.

• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Роль вторичных структур ДНК в функционировании генома

Приоритетные направления развития: компьютерно-математическое
2019

Цель работы

Целью научного проекта, реализуемого НУЛ биоинформатики, является изучение роли вторичных структур ДНК в функционировании генома. В первую очередь интерес представляет изучение роли вторичных структур ДНК в организации хроматина, связь вторичных структур ДНК с эпигенетическим кодом, а также изучение ДНК-белковых взаимодействий.

Используемые методы

Построение моделей машинного обучения для распознавания как самих вторичных структур ДНК, так и паттернов ассоциации структур ДНК с другими функциональными элементами генома; построение моделей машинного обучения для предсказания пространственной организации генома; расширение базы данных и анализ ДНК-белковых взаимодействий.

Эмпирическая база исследования

Исследование ведется in silico, то есть методами компьютерных экспериментов.

В работе используются данные консорциумных международных проектов, находящихся в открытом доступе: Encode, Roadmap Epigenomics, The Cancer Genome Atlas.

Используется база данных нуклеиново-белковых взаимодействий NPIDB (http://npidb.belozersky.msu.ru/), содержащая структуры ДНК-белковых и РНК-белковых комплексов, которая является разработкой и интеллектуальной собственностью Спирина Сергея Александровича, участника НУЛ.

В процессе исследования будут разрабатываться программные модули анализа данных, которые будут размещаться в открытом доступе и представлять собой один из продуктов деятельности лаборатории.

Результаты работы

Были разработаны нейросетевые модели глубинного обучения для распознавания участков Z-ДНК в геноме человека, модель была протестирована на геноме человека.

Были разработаны нейросетевые модели глубинного обучения для распознавания квадруплексов в геноме человека, модель была протестирована на геноме человека.

Были разработаны нейросетевые модели для глубинного обучения для определения функциональной роли квадруплексов с помощью мутационных карт.

Были выделены и охарактеризованы паттерны ассоциации квадруплексов с гистонными метками в ткани мозга и стволовых клетках. Были построены нейросетевые модели глубинного обучения для распознавания общих и тканеспецифичных паттернов.

Были определены дифференциально метилированные квадруплексы, связанные с развитием и половой дифференциацией. Анализ представленности дифференциально метилированных G4s выявил, что регуляция на основе G4s может участвовать в ряде биологических процессов, таких как дифференцировка клеток, организация цитоскелета и внеклеточного матрикса.

Были построены нейросетевые модели для глубинного обучения для определения границ топологически ассоциированных доменов.

Были изучены окрестности разрывов в геномах раковых больных на наличие вторичных структур ДНК. С помощью методов машинного обучения было произведено исследование влияния различных факторов на вероятность образования разрыва в раковых геномах: вторичных структур, эпигенетических факторов, факторов транскрипции. Были выявлены 12 участков ДНК, содержащих скопления мутаций разных пациентов.  

С помощью методов машинного обучения были изучены физико-химические и структурные свойства структур стебель-петля на концах транспозонов в геноме человека. Было обнаружено наличие структур на концах псевдогенов. Методами машинного обучения было показано наличие структурного сходства между концами транспозонов, матричной РНК и псевдогенов.

Были определены видоспецифичные ДНК-регуляторные элементы в мозговой ткани. Были определены человекоспецифические пики ацетилирования.  С помощью методов машинного обучения были распознаны участки, специфичные и неспецифичные для человека, и получены последовательности, которые вносят значимый вклад в классификацию.

Для 10 семейств транскрипционных факторов были рассчитаны параметры формы ДНК в зоне контакта с белком. Были выявлены показатели, по которым некоторые семейства заметно отличаются от остальных.

Была написана программа на языке C# для кроссплатформенного фреймворка .NET Core, которая использует пакеты X3DNA и Curves+. При помощи созданной программы были рассчитаны параметры двойной спирали ДНК для 4475 белковых доменов из 81 семейства. Получившаяся программа пригодна для дальнейшего использования на больших наборах данных. Предполагается интегрировать полученные результаты в базу NPIDB.

Были построены и проанализированы мутационные подписи в геномах рода Brucella 55 штаммов бруцелл девяти разных видов. Были определены специфичные для видов подписи мутаций.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР

Разработанные модели машинного обучения могут быть использованы для аннотации геномов разных видов вторичными структурами ДНК.

Вторичные структуры ДНК обладают потенциалом служить терапевтическими мишенями при лечении различных заболеваний.