• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сферы и перспективы международной конкурентной политики стран БРИКС

Приоритетные направления развития: экономика, менеджмент
2020

Цель работы

Получение характеристики потенциальных направлений совместного применения законодательства о конкуренции странами БРИКС и определение масштаба возможных экономических эффектов совместного правоприменения, включая положительные внешние эффекты совместных акций национальных органов конкурентной политики.

Используемые методы

Эмпирический анализ антимонопольных запретов в странах БРИКС, направленных на основные объекты правоприменения (сговор, включая международные картели, злоупотребление доминирующим положением и сделок слияния), сопоставление критериев оценки деятельности органов конкурентной политики.

Эмпирическая база исследования

Данные о реализации конкурентной политики входящих в БРИКС стран, результаты международных сопоставлений (Competition Law Index, Bradford & Chilton; Global Competition Review), тексты решений ФАС России и российских арбитражных судов, сведения о проводимых госзакупках, а также статистика Росстата и Всемирного Банка.

Результаты работы:

  1. Масштабы применения антимонопольного законодательства в странах БРИКС объясняются институциональной структурой, при этом количественные характеристики правоприменения статистически значимо не влияют на эффективность использования ресурсов, глобальную конкурентоспособность национальной экономики. Применение антимонопольных запретов сопутствует повышению дохода на душу населения в конкретной стране и усложнению структуры экономики. Таким образом обоснована неизбежность расширения применения антимонопольного законодательства в странах БРИКС как ответ на проблемы, возникающие по мере диверсификации экономики, усложнения структуры формирующих экономику рынков и повышения потерь, которые возникают на рынках из-за ограничений конкуренции.

  2. Глобальные, европейские и национальные картели следует рассматривать отдельно, так как факторы антимонопольного правоприменения отличаются для разных типов картелей. Расследования и согласованные решения антимонопольных органов стран БРИКС, применение программ ослабления наказания позволяют повысить эффект превенции в отношении международных картелей, в том числе за счет диверсификации источников применяемых санкций за антиконкурентные нарушение. Поэтому большую роль играет разнообразие инструментов воздействия на стимулы поддержания картельного соглашения, что особенно актуально для оценки возможностей международного сотрудничества стран БРИКС.

  3. Проводится оригинальная эмпирическая оценка конечного эффекта применения антимонопольных запретов в отношении картельных соглашений на примере российского Закона «О защите конкуренции». Данные о средней величине санкций (штрафов) сопоставлены с гипотетической величиной оптимального штрафа в отношении участников картеля, определённой в соответствии с принципом Беккера и результатами эмпирического исследования Дж.Коннора. На примере отдельно взятого сговора показаны возможности оценки конечных эффектов применения запретов на картели, способной использоваться в качестве показателя результативности работы антимонопольных органов. 

  4. Объем ресурсов доступных органу конкурентной политики объясняет масштабы его деятельности весьма несовершенно. При этом число сотрудников определяет те показатели результатов, которые слабее связаны с конечным эффектом антимонопольного правоприменения. Результаты, которые оказывают большее воздействие на благосостояние, демонстрируют слабую зависимость от ресурсов, при этом такая зависимость слабее от числа сотрудников, чем от их квалификации (измеряемой стандартом вознаграждения).

  5. Эмпирический анализ показывает ошибочность традиционных представлений, что в рамках судебного оспаривания решений сложнее (по сравнению с системой ведомственного оспаривания) добиться единства подхода (правовой определённости), основанной на адекватном понимании правовых стандартов. Результаты ведомственного пересмотра административных решений в России показывают, что, во-первых, арбитражные суды принимают решения, основанные на достаточно высоком правовом стандарт, во-вторых, именно судебные инстанции повышают правовой стандарта в применении антимонопольного законодательства, и в-третьих, региональная дифференциация в принятии решений арбитражными судами отсутствует.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР

Результаты данного исследования могут быть использованы в развитии антимонопольного законодательства, а также в изменении правил и процедур правоприменения. Предлагается несколько групп рекомендаций в отношении конкурентной политики в странах БРИКС.

  1. Объектами координации применения антимонопольных запретов должны быть, во-первых, международные картели, во-вторых, международные сделки слияний.

  2. При разнородности институциональной структуры правоприменения в координированной политике следует использовать такую разнородность. Как показано работе, страны применяют разные правовые при расследовании нарушений антимонопольной политики, и при этом ранжирование по уровню правового стандарта не соответствует ранжированию по потенциальному воздействию правоприменения на нарушителей.

  3. Использование возможностей координированной политики стран БРИКС требует организации обмена информации на этапе расследований.

Публикации по проекту:


Avdasheva S. B., Golovanova S., Shastitko A. The Contribution of BRICS to the International Competition Policy Regime, in: Global Governance in Transformation Challenges for International Cooperation.: Springer, 2020. С. 241-259. 
Pontual R. E., Golovanova S. A unified presentation of competition analysis in two-sided markets // Journal of Economic Surveys. 2020. Vol. 34. No. 3. P. 548-571. doi
Юсупова Г. Ф., Кутлу Д. А. Монополия на лосося: влияние картеля норвежской рыбы на российский потребительский рынок // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. 2020. № 4. C. 47-70. 
Dmitri T. Political connections of Russian corporations: Blessing or curse? / National Research University Higher School of Economics. Series WP BRP "Basic research program". 2020. No. 230/EC/2020.