• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящихЛичный кабинет сотрудника ВШЭПоискМеню

Инновационные формы самостоятельной занятости: итоги и перспективы развития рынка удаленной работы в России

Приоритетные направления развития: социология
2020

Цель работы

Проанализировать итоги и определить перспективы развития инновационных форм самостоятельной занятости на рынках удаленной работы в России (2009-2020).

Используемые методы

  • онлайн-опросы,

  • количественные и качественные методы социологических исследований

Эмпирическая база исследования

Основу эмпирической базы исследования составляют серии онлайн-опросов фрилансеров и заказчиков их услуг, проводимых по единой методологии на крупнейшей русскоязычной бирже удалённой работы FL.ru. Это уникальный мониторинговый проект исследования рынков удаленной работы, аналогов которому нет, не только в России, но и во всем мире. «Перепись фрилансеров» насчитывает 4 волны(2009, 2011, 2014, 2019), в которых в совокупности приняли участие несколько десятков тысяч самозанятых профессионалов (фрилансеров). «Опрос заказчиков» включает 2 волны (2010, 2020) и около полутора тысяч респондентов (представителей фирм).

Результаты работы

В 2020 году рамках проекта были подробно исследованы структура и динамика ключевых показателей в следующих сферах: социально-демографические и образовательно-профессиональные характеристики фрилансеров, особенности спроса со стороны заказчиков и практики использования фрилансеров фирмами, трудовые траектории фрилансеров, трудовые ценности фрилансеров, каналы поиска работы, неформальная занятость фрилансеров.

Результаты исследования эволюции ключевых характеристик фрилансеров и их деятельности в 2009-2020 годах фиксируют поступательный процесс распространения инновационной самозанятости среди широких слоев населения. В целом, занятые на рынках удаленной работы стали старше, опытнее и образованнее и все чаще занимаются фрилансом как своей основной деятельностью. За счет роста доли женщин гендерный состав стал более сбалансированным. Все более широкий набор навыков предлагается и пользуется спросом на рынке удаленной работы. Это не только информационные технологии и дизайн, но также написание, редактирование и  перевод текстов, инжиниринг, аудио и видео, реклама, маркетинг, консалтинг и др. Все это говорит о том, что удаленная работа в качестве фрилансера постепенно институционализируется в качестве самостоятельного варианта трудовой занятости. Однако с самого начала рынок удаленной работы в значительной степени был частью «теневой экономики», основанной на неформальных соглашениях и уклонении от уплаты налогов, что сдерживает его дальнейшее развитие. Определенные надежды связываются с новым налоговым режимом для самозанятых, который в 2020 году, был распространен на все регионы России. 

Подводя итоги, можно сказать, что завершился первый этап экстенсивного развития рынка удаленной работы, в результате которого он стал заметным явлением в российской экономике. Функционируют десятки различных онлайн-платформ для фрилансеров, в том числе несколько крупных игроков. Однако устойчивая неформальность самостоятельной занятости, отсутствие коллективного представительства, трудности реализации основных трудовых прав и социальной защиты представляют собой серьезные проблемы, которые еще только предстоит решить в обозримом будущем.

Результаты исследования способствуют реалистичной оценке тенденций и проблем в сфере инновационной самозанятости. Актуальная и качественная информационная база необходима как для теоретического осмысления феномена инновационной самозанятости, так и для разработки мер государственной политики в отношении самозанятых.

Публикации по проекту:


Aleksynska M., Shevchuk A., Strebkov D. The geographic and linguistic variety of online labour markets: The cases of Russia and Ukraine, in: A Modern Guide to Labour and the Platform Economy.: Edward Elgar Publishing, 2021. С. 225-240. 
Alexey T., Shevchuk A., Strebkov D. Articulation Work in Online Labor Markets: Does Communication Lead to Success? // Critical Studies in Media Communication. 2021.