• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
For visually-impairedUser profile (HSE staff only)SearchMenu

Analysis and forecasting of opportunities for intensification of the Russian economy development, subject to the structural and financial constraints

Priority areas of development: economics
2020
Department: Laboratory of Analysis and Economic Processes Forecasting

Goal of research

Advancing the methodology of economic research and empirical economic studies; developing scenario economic forecasts for the medium- and long-term based on the needs of federal executive bodies, expert community and civil society.

Methodology

The studies were based on the existing stock of models and methodologies of LAPEP for various economic sectors (macro, banking, real sector, monetary policy, fiscal policy etc.), as well as on the new tools developed in 2020. Quantitative methods employed included methods of classification, decomposition, aggregation, clustering (k-means algorithm), comparative analysis, graphical analysis, principal components, Bayesian model averaging, graph theory, 2-step GMM, logistic regression, LASSO, SFA and DEA.

Empirical base of research

A wide range of sources was used for this work, including data from Russian statistics (Росстат), Ministry of Finance, Bank of Russia, Ministry of Industry and Trade, Ministry of Economic Development, Federal Treasury, Federal Customs Service, international databases, mass media publications, official news outlets on decisions made and situations assessed. Also, for this work a database of statistical information, unique in its breadth of scope and containing over five thousand series, was employed. It was developed in-house by LAPEP employees. The following databases were also used: Cbonds-PRO RU (database containing information on the issue of Russian corporate bonds), Loans-PRO (database containing information on syndicated credit lines), BIR-Atlantic (БИР-Атлантик database with information on accounting statements for legal entities) and other data.

Results of research

Extraordinary situation in global and Russian economy in 2020 defined the shift from fundamental to empirical studies(as part of RS-16 works).

  1. A novel method to estimate economic activity with hourly and daily electricity consumption data was developed both for Russia and for regional energy areas. The analysis was conducted daily at the onset of the lockdown measures, and weekly afterwards.

  2. A new method to forecast and nowcast investment activity based on data on production and imports of capital goods was developed and applied in research monthly.

  3. The main trends in the study of bankruptcies of legal entities in Russia in 2020 are highlighted. During the spring the number of bankruptcies plunged following the lockdowns and moratorium on bankruptcies, as a result over 1300 bankruptcies were probably deferred. This plunge was partially compensated immediately after the lockdown during June-July, as ruling of the Arbitration Court have peaked.

  4. An analysis of financial statements of companies was conducted. By mid-2020, profitability has decreased strongly, falling over two times. The decrease was concentrated in a small number of strongly impacted sectors: for mining the fall was from 12% to 2%, in transport profitability fell to zero, in services it became negative at -4% vs. 3% a year ago. The fall in profitability was the only significant change in financial status of companies. Neither solvency nor liquidity or other indicators changed significantly.

  5. An analysis of industrial production by main type of economic activity was conducted. The production dynamics was markedly different by sector. On one hand, production of durable consumer goods took the heaviest hit, as well as all segments of transport machinery. This was caused by the sensitivity of those sectors to the household incomes on top of the lockdowns. On the other hand, growing sectors included pharmaceuticals and medical equipment. The production in sectors with a stable consumer demand was practically unchanged.

  6. It was shown that the increased growth rate of monetary aggregates will continue during the year, while the rates are expected to remain stable. Firstly, dedollarization potential is almost fully used. Secondly, despite lower rates, the credit is likely to stall as the delinquencies are increasing. The only pro-monetary expansion factor is expected to be the growth in monetary base, as the central bank deposits are declining with the money being used in the economic activity. This process is likely to continue in 2021. On top of that, the growth in broad money would likely be supported by the growing bank demand for Bank of Russia funds.

  7. A research was conducted on the elements of mechanism of seeking the financing by Russian non-financial companies using data on documentary interaction of lenders and firms. The research revealed a number of trends that allow to identify the real economic activity behind a documentary interaction, and also allow to compare the scope of activities in Russia and the European countries. This is useful for developing recommendation in banking supervision and financial market development.

  8. An aggregate indicator on development of retail segments of financial sector was developed based on principal component analysis. This indicator is an important predictor of development of the rest of financial markets and allows to improve prediction in the models of forecasting of long-term financial sector development.  

  9. The mechanism was outlined for transmission of crisis impulses into the systemic contagion of the banking sector, and this mechanism works from small and medium lenders towards the largest lenders with state capital – “national champions”.

  10. As a part of improving model quality to forecast bankruptcy probabilities in the manufacturing, a technical efficiency factor was introduced using stochastic frontier analysis method.

  11. A method was developed to rank the trade partners of Russia on the basis of the foreign trade in the high-tech goods and the corresponding country rating was constructed. Using clustering method, three groups of partners were outlined. The country supply chains are stable with regards to import, however high-tech export value chains are not sufficiently stable

  12.  A series of analytical notes was prepared to provide a framework for the current state of the Russian economy. The following monitoring reports were issued on a regular basis (some of them on a weekly basis). As regards the monthly reports, the topics are “Current trends in the development of the Russian economy”, “Trends in the development of Russian industry”, and “Leading indicators of systemic financial and macroeconomic risks”; “Trends in Inflation”; “Trends in the Social Sector”. As regards the quarterly reports, the topics are “Monitoring the intensity of bankruptcies”, “Monitoring and analysis of the technological development of Russia and the world”. In addition, a series of monthly analytical notes were prepared. The analysis of the most important measures of economic policy, as well as scenarios and forecasts of the development of the Russian economy, designed by the Ministry of Economic Development of Russia and by the Bank of Russia.

  13.  Starting with the second quarter, the research related to the economic effects of the global COVID-19 pandemic was started. A series of monthly analytical notes were prepared both on impact analysis and policy proposals for minimizing pandemic outcomes for the Russian economy.

  14. As part of the implementation of this project, several medium-term (up to 2021) scenario forecasts of social and economic development of Russia were outlined. The analysis of scenario conditions and medium-term forecasts of the Ministry of Economic Development was carried out. Also, an analysis of the monetary policies of Russia was being carried out regularly.

  15. In 2020, the project participants have published 20 articles in Russian and English; presented 24 reports at Russian and international conferences on the topic of the project.

Level of implementation,  recommendations on implementation or outcomes of the implementation of the results

The implementation of the investigation goals will help improve the quality of socio-economic analysis and forecasting. Also, the results of our investigation can serve as a foundation for further work on an analytical support when preparing to make major decisions and develop strategic documentation.

During this project, significant attention was paid to the preparation of notes and analytical materials, illustrated materials and forecasts that were passed on to executive and legislative branches of government (the President’s administration, government staff, Ministry of Economic Development, Ministry of Industry and Trade, Ministry of Education and Science, Bank of Russia, Rosstat).

• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящихЛичный кабинет сотрудника ВШЭПоискМеню

Анализ и прогнозирование возможностей интенсификации развития российской экономики с учетом ограничений структурного и финансового характера

Приоритетные направления развития: экономика
2020

Цель работы

Развитие методологии экономического анализа и эмпирических экономических исследований; разработка сценарных средне- и долгосрочных социально-экономических прогнозов, ориентированных на потребности федеральных органов исполнительной власти, экспертного сообщества и гражданского общества.

Используемые методы

Исследование основывалось как на ранее разработанных сотрудниками ЛАПЭП моделях и методиках анализа и прогноза различных сфер экономического развития страны (макроэкономика, банковский сектор, реальный сектор, денежно-кредитная политика; фискальная политика и пр.), так и на усовершенствованных и разработанных в 2020 гг. новых моделях и методиках. При разработке методик и моделей использовались следующие математические методы: методы классификации, декомпозиции, агрегирования, кластеризации (алгоритм k-средних), сравнительного анализа, графического анализа, метод главных компонент, метод байесовского модельного усреднения, метод графов, двухшаговый обобщенный метод моментов, модель логистической регрессии, метод регрессии LASSO, метод стохастической границы (SFA), метод детерминистической границы (DEA)

Эмпирическая база исследования

Использован широкий круг источников, включая данные Росстата, Минфина, Банка России, Минпромторга, Минэкономразвития, Федерального Казначейства,  ФТС, международные базы данных, сообщения СМИ, официальные информационные источники, содержащие сведения о принимаемых решениях и оценках ситуации, материалы и прогнозы международных организаций; использовалась постоянно пополняемая созданная сотрудниками ЛАПЭП база статистической информации, содержащая более 5 тыс. динамических рядов, а также подготовленная в 2015-2020 гг. база данных для панельных расчетов по многим странам мира по широкому кругу показателей. Помимо этого использовались базы данных: Cbonds-PRO RU (база данных, содержащая сведения об эмиссии российских корпоративных ценных бумаг); Loans-PRO (база данных, содержащая сведения о синдицированных кредитах); БИР-Аналитик (база данных, содержащая данные о бухгалтерской отчетности юридических лиц) и ряд других данных.

Результаты работы

Экстраординарная ситуация, сложившаяся в мировой и российской экономике в 2020 г., предопределила крен от развития методологии к эмпирическим исследованиям (в рамках реализации утвержденного ТЗ-16).

  1. Разработана методика оценки изменения экономической активности по почасовым и подневным данным об электропотреблении в экономике России в целом и по энергозонам страны. В начальный период ограничительных мер анализ проводился ежедневно, затем – еженедельно

  2. Разработана методика и проводилась ежемесячная упреждающая (до выхода официальной статистики) косвенная оценка инвестиционной активности в экономике России по данным о производстве и чистом импорте товаров инвестиционного назначения.

  3. Проанализирована динамика корпоративных банкротств в 2020 г. Показано, что в результате весеннего провала количества банкротств, в силу введенного периода нерабочих дней и моратория, российская экономика не «досчитались» порядка 1300 банкротств (относительно среднего значения предшествующих месяцев). Частично этот провал был компенсирован сразу после локдауна (в июне и июле) в результате резкого всплеска числа решений Арбитражных судов.

  4. Проанализировано финансовое положение компаний. Показано, что к середине 2020 г. произошло существенное, чуть более чем двукратное, падение их рентабельности. Снижение было сконцентрировано в небольшом числе наиболее пострадавших секторов: в добыче полезных ископаемых – с 12% до 2%, в транспорте – до околонулевых значений, в платных услугах населению – до отрицательных значений (на фоне карантинных ограничений до ‑4% против +3% годом ранее). Падение доходности бизнесов стало единственным значимым изменением финансового положения компаний. Существенные изменения не прослеживались ни в платежеспособности, ни в ликвидности, ни в состоянии расчетов и т.п.

  5. Была проанализирована динамика промышленного производства по основным видам деятельности. Показано, что динамика выпуска была существенно дифференцирована по секторам. С одной стороны, в наибольшей степени пострадали сектора-производители потребительских товаров длительного пользования, а также практически все сегменты транспортного машиностроения. В основе такой реакции – сверхчувствительность к динамике доходов населения, усиленная карантинными ограничениями. С другой стороны, в числе секторов с растущим выпуском оказались фармацевтика и производство медицинских инструментов и оборудования. Также практически не снизился выпуск в секторах с устойчивым потребительским спросом.

  6. Показано, что повышенные темпы роста денежной массы в перспективе ближайшего года сохранятся, однако их ускорение прекратится. Во-первых, потенциал дальнейшей дедолларизации денежных средств практически исчерпан; во-вторых, несмотря на низкие ставки, кредитование, вероятно, будет замедляться из-за начавшегося роста «просрочки» по кредитам. Единственным фактором, который будет работать на поддержание высоких темпов роста денежной массы, по всей видимости, станет дальнейшее расширение денежной базы. Причина последнего - ожидаемое сокращение остатков на бюджетных счетах в ЦБ и выход этих денег в общеэкономический оборот (с высокой вероятностью этот процесс продолжится и в 2021 г.). Дополнительно рост денежной базы будет обеспечен вероятным усилением спроса банков на привлечение средств от Банка России по низким ставкам.

  7. Было проведено исследование отдельных элементов механизма привлечения капиталов отечественными нефинансовыми предприятиями на основе идентификации по формальным признакам взаимодействия кредиторов и корпоративных заемщиков. Проведенное исследование выявило ряд закономерностей, позволивших предложить вариант идентификации (по косвенным признакам) действительного экономического смысла взаимодействия кредиторов и заемщиков, а также сравнить масштабы распространенности отдельных видов этого взаимодействия в России и странах Европы – для целей выработки рекомендаций в области банковского надзора и развития финансовых рынков.

  8. Был разработан сводный индикатор развития розничных сегментов финансового сектора с использованием метода главных компонент. Разработанный индикатор является важным предиктором развития нерозничных финансовых рынков и позволяет улучшить качество моделей для долгосрочного прогнозирования динамики развития финансового сектора.

  9. Выявлен механизм передачи кризисных импульсов, провоцирующих реализацию системных рисков банковского сектора России, действует в направлении от средних и мелких по размеру активов кредитных организаций к крупнейшим банкам с государственным участием в капитале – «национальным чемпионам».

  10. В рамках улучшения прогнозного качества модели по оценке вероятности банкротства предприятий обрабатывающей промышленности был учтен фактор эффективности компаний при помощи метода стохастической границы.

  11. В части разработки методологических подходов к построению рейтинга стран-партнеров России по торговле высокотехнологичными товарами была создана методика и представлены результаты рейтинга стран-партнеров России по внешней торговле высокотехнологичными товарами. С использованием методов кластеризации выделено три группы стран-партнеров. Показано, что страновые цепочки поставок по импорту устойчивы, но высокотехнологичный экспорт недостаточно стабилен.

  12. Была подготовлена серия аналитических записок, в которых сформулированы основные положения о текущем состоянии экономики России. На регулярной основе выпускались ежемесячные (начиная с апреля часть из них – еженедельные) мониторинги: Текущие тенденции развития экономики России, Тенденции развития российской промышленности, Опережающие индикаторы системных финансовых и макроэкономических рисков; О динамике инфляции; Оперативный мониторинг социальных процессов; ежеквартальные – Мониторинг интенсивности банкротств, Мониторинг и анализ технологического развития России и мира. Кроме того, был подготовлен ряд ежемесячных аналитических записок. Проводился анализ важнейших мер экономической политики, а также сценариев и прогнозов развития российской экономики, разрабатываемых Минэкономразвития России и Основных направлений денежно-кредитной политики.

  13. Начиная со второго квартала, проводились работы по анализу экономической ситуации в мире и в России, связанной с влиянием пандемии коронавируса. Подготовлен целый ряд записок, включающих помимо анализа ситуации предложения по минимизации негативных последствий пандемии для экономики России.

  14. В рамках реализации настоящего проекта была разработана серия сценарных среднесрочных (до 2021 г.) прогнозов социально-экономического развития России. Проводился анализ сценарных условий и среднесрочных прогнозов Минэкономразвития. На регулярной основе осуществлялся анализ денежно-кредитной политики.

  15. По теме проекта в 2020 г. участники опубликовали 20 статей на русском и английском языках; выступили с 24 докладами на российских и международных конференциях.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР

Реализация целей исследования обеспечит решение проблемы повышения качества социально-экономического анализа и прогнозирования. Кроме того, результаты проведенного исследования могут служить базой для дальнейших работ по аналитическому сопровождению подготовки крупных решений и документов стратегического характера.

В рамках реализации данного проекта было уделено большое внимание подготовке записок и аналитических материалов, иллюстративных материалов, прогнозов, которые  передавались в органы исполнительной и законодательной власти (Экспертное управление Администрации Президента, Аппарат Правительства, Минэкономразвития, Минпромторг, Минфин, Банк России, Росстат).