• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящихЛичный кабинет сотрудника ВШЭПоискМеню

Исследование факторов резильентности учащихся из семей с низким СЭС (социально-экономический статус)

Приоритетные направления развития: гуманитарные науки
2020

Цель работы

Выявить факторы, значимо связанные с формированием устойчивой резильентности учащихся из семей с низким социально-экономическим статусом и их выходом на перспективные образовательные и профессиональные траектории

Используемые методы

Основным методом количественного анализа данных стали многоуровневые множественные регрессионные модели и структурное моделирование (в формате конфирматорного факторного анализа или построения путевых моделей). Также использованы методы описательной статистики, сравнения частот, таблицы сопряжённости и пр. В отдельном направлении исследования использован смешанный дизайн сбора и анализа данных: количественное исследование для выявления резильентных и неблагополучных школ и глубинные интервью со всеми участниками образовательного процесса.

Эмпирическая база исследования

В исследовании используется несколько баз данных, отвечающих требованиям отдельных исследовательских задач:

  1. Данные российского лонгитюдного панельного исследования «Траектории в образовании и профессии», включающая результаты учащихся 8-х классов в исследовании TIMSS 2011 (4893 ученика, 210 школ), в исследовании PISA 2012 (4399 учеников, 208 школ).

  2. Данные опроса 3887 родителей, дети которых посещают общеобразовательные учреждения (школы), полученные в рамках «Мониторинга экономики образования» в 2016 году, проводимого НИУ «Высшая школа экономики» и аналитическим центром Юрия Левады.

  3. Данные опроса руководителей школ в Томской области (248 школ) и Республике Саха (Якутия), 292 школы.

  4. Данные интервью с участниками образовательного процесса (директора, учителя, учащиеся, родители учащихся 8-11 классов (98).

  5. Данные опроса учащихся в Ленинградской области: 4159 учащихся 10 и 11 классов из 237 школ Ленинградской области.

Объектом исследования являются учащиеся, их семьи, персонал школы и школа как система.

Результаты работы

Основными результатами научной работы становятся выводы, касающиеся теории академической резильентности, а также рекомендации для образовательной политики.

Основные выводы:

  • Для индивидуальной академической резильентности особую важность играют факторы школьного уровня: полноценный дифференцированный подход, педагогическое лидерство, ценность успеха, академическое давление и пр. Эффективные школьные практики способствуют учебному прогрессу даже той категории учащихся, у которых нет другой опоры для индивидуальной резильентности. С другой стороны, резильентность ребёнка может ограничиваться негативными школьными практиками.

  • Факторы школьного уровня могут стать катализатором «продолженной резильентности», касающейся траектории ученика после выпуска из школы.

  • Фиксируемые различия в школьных практиках резильентных и неблагополучных школ не являются случайными флуктуациями проведенного статистического анализа. Выявлены систематические различия школ из этих групп в том, как они работают с учащимися и их семьями.

  • В части индивидуальных факторов формирования резильентности исследование показывает несколько противоречивую картину. Не выявлено значимой связи с академической резильентностью психологических конструктов типа упорства, индивидуальной резильентности, настойчивости. В свою очередь, фактор предметной вовлеченности демонстрирует значимую связь с академической резильентностью.

  • Исследование показывает, что в настоящее время нет универсального способа идентификации академической резильентности, разные индикаторы скорее дополняют друг друга, чем перекрывают. Исследование ассоциированных с резильентностью конструктов показывает, что психологические индикаторы оказываются сравнительно малоэффективны в предсказании реального академического поведения. В свою очередь статистические методы убедительны в части очевидной валидности, но большей частью ограничены в возможностях идентификации механизмов, связанных с результатами.

  • Связь с образовательной успешностью ребёнка обнаруживают как общие факторы вовлечённости семьи в образовательный процесс (поддержка и включённость), так и конкретные практики: академическое давление, высокие ожидания, проведение с ребёнком времени внешкольных занятий, готовность эффективно взаимодействовать со школой и пр.

  • Большинство резильентных учащихся «остаётся» резильентными независимо от типа оценки их результатов. Существенное количество учеников демонстрирует резильентность и по результатам TIMSS, и по результатам PISA, а значит сохраняет свой резильентный статус, как минимум, в годичной временной перспективе.

Областью применениянаработок проекта является образовательная политика на всех уровнях управления в системе общего образования: отдельные школы, муниципалитет, регион.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР

С опорой на описанные выше выводы были подготовлены рекомендации для политики, касающиеся возможностей улучшения текущей ситуации в части школьной неуспешности через академическую резильентность. Рекомендации адресованы специалистам региональных и муниципальных органов управления образованием, руководителям образовательных организаций, специалистам системы оценки качества образования.

Рекомендованные стратегии включают: меры, направленные на коррекцию отдельных школьных практик; изменения, касающиеся работы с семьями; масштабные изменения кадровой политики на муниципальном и региональном уровнях; индивидуальные адресные интервенции, которые должны быть направлены на поддержку наиболее нуждающихся групп и т.д. В фокусе рекомендаций находятся стратегии поддержки школ с низким СЭС, семей с низким социально-экономическим статусом, школ с низкими образовательными результатами, отдельных учащихся. Рекомендации частично внедрены в следующих российских регионах: Московская область, Республика Саха (Якутия), Ярославская область. Результатом внедрения стало улучшение школьного климата, рост вовлеченности семей в образование, развитие профессиональной компетентности педагогов, повышение качества образования (в отдельных школах).

Публикации по проекту:


Mikhailova A., Zvyagintsev R., Pinskaya М., Anderson L. Differences in School Effectiveness Between Resilient and Struggling Russian Schools / Высшая школа экономики. Series EDU "Education". 2021. No. 60. 
Chirkina T., Khavenson T., Pinskaya М., Zvyagintsev R. Factors of student resilience obtained from TIMSS and PISA longitudinal studies // Issues in Educational Research. 2020. Vol. 30. No. 4. P. 1245-1263. 
Zvyagintsev R., Pinskaya М., Konstantinovskiy D., Kosaretsky S. The contradictions of education in Russia: Resilient and struggling schools in the context of rural depopulation and decline, in: Rural Youth at the Crossroads Transitional Societies in Central Europe and Beyond.: Routledge, 2021. С. 115-137.