• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящихЛичный кабинет сотрудника ВШЭПоискМеню

Рисковое поведение подростков и климат школы: роль многоуровневой социальной среды

Приоритетные направления развития: социология
2020

Цель исследования заключалась в изучении роли учителей и родителей в формировании школьного климата и снижении рискового поведения подростков на разных уровнях: с учетом различий социально-экономического контекста и особенностей образовательной политики на уровне регионов, социально-экономических особенностей развития поселений и характеристик школы.

Используемые методы

Проводился анализ количественных и качественный данных. Применялись такие методы обработки количественных данных как дескриптивная статистика, факторный и корреляционный анализ, регрессионный анализ (в том числе многоуровневый), а также моделирование структурными уравнениями.

Эмпирические данные

Эмпирическую базу проекта составили данные, собранные Лабораторией за текущий и предыдущие годы, о: (1) 17 946 учащихся из 249 школ Калужской области – 2019 г.; (2) 1052 учащихся из 13 профессиональных колледжей Санкт-Петербурга – 2018 г.; (3)7381 учащихся из 100 школ Санкт-Петербурга – 2010 г.;  (4) 2274 родителей учеников 1-2 класса школ Санкт-Петербурга – 2016-2018 гг.; (4) 70 интервью с родителями-мигрантами и работниками многонациональных школ Санкт-Петербурга – 2019-2020 гг; (5) данные социальных паспортов и открытые данные Калугастат о 190 школах – 2020 г.

Результаты работы

Результаты проекта демонстрируют большую значимость такого компонента школьного климата как дисциплина, а также значимость поведения взрослых, особенно работников школы. Доказывается: если в школах созданы правила, которые дети понимают и считают справедливыми, уровень агрессии и виктимизации в школе будут невысокими, среда класса воспринимается как более безопасная, а успеваемость вместе с мотивацией к получению образования – высоки.

Поддержка со стороны взрослых помогает школьникам справляться с депрессией и тревожностью, а также способствует академическим успехам, тогда как агрессия с их стороны приводит к негативным последствиям и затрагивает множество аспектов школьной жизни детей. Ситуации, когда ученики боятся учителей, приводят к росту тревожности и депрессии, буллинга и виктимизации, а также к падению академической мотивации.

Учительская агрессия, так же как и семейное насилие, положительно связана с формированием у подростков отчуждения моральной ответственности. В свою очередь, если в классе агрессия нормализуется, то школьники меньше готовы обращаться за
помощью в случае виктимизации. В таких условиях школьники могут оправдывать агрессию, что связано с большей частотой ее применения в общении со сверстниками.

Проверка связи индивидуальных и средовых факторов с рисковым сексуальным поведением подростков показала, что реальное поведение подростка напрямую не связано ни с уровнем сексуальной грамотности, ни с наличием ошибочных знаний, ни с негативным опытом друзей.

 Исследование факторов различного уровня, связанных с такой проблемой школьного климата как буллинг, выявило, что на индивидуальном уровне основную роль играют пол (мальчики ведут себя агрессивнее девочек и реже становятся жертвами) и успеваемость школьника (отличники редко становятся агрессорами или жертвами). Принадлежность к видимому этническому меньшинству повышает риски стать агрессором в школьной среде. На уровне школы имеет значение статус школы (в гимназиях / лицеях буллинг встречается реже, чем в обычных школах). Уровень поселений не обнаружил своего влияния.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР

Разработанная нами в этом году методика измерения школьной дисциплины, агрессии  и поддержки со стороны взрослых в школе позволяет измерять эти важные характеристики школьного климата, что в дальнейшем дает возможность разработки и внедрения мер образовательной политики, адекватных локальной ситуации.

Каждое учебное заведение, попавшее в выборку, получает отчет со своими результатами на фоне всей выборки. Школы и колледжи получают информацию о социально-психологических характеристиках учащихся, их вовлеченности, рисковом поведении и пр., в случае лонгитюдных исследований, в отчете отражается временная динамика на уровне учебного заведения или на уровне учебных групп. Результаты измерений в отчетах представлены в агрегированном виде, с соблюдением анонимности респондентов.

Итоги проекта призваны помочь образовательным учреждениям в мониторинге эмоционального благополучия учеников и их рискового поведения, а также могут быть использованы комитетом образования для образовательной политики и внедрения точечных мер. 

Публикации по проекту:


Баранова В. В., Федорова К. С. Видимо-невидимо: миграция и трансформация языкового ландшафта Санкт-Петербурга // Laboratorium. Журнал социальных исследований. 2020. Т. 12. № 1. C. 48-80. doi
Тыканова Е. В., Тенишева К. А. В ПЛЕНУ «ЭФФЕКТА СОСЕДСТВА»: СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ И АКТИВИЗМ В НОВЫХ АНКЛАВНЫХ ЖИЛИЩНЫХ КОМПЛЕКСАХ // Журнал социологии и социальной антропологии. 2020. Т. 23. № 2. C. 7-35. doi
Musabirov I., Suschevskiy V. Teaching Undergraduate Sociologists Modeling and Computational Thinking, in: SIGCSE '20: Proceedings of the 51st ACM Technical Symposium on Computer Science Education. New York : Association for Computing Machinery (ACM), 2020. С. 1368-1368.