• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
For visually-impairedUser profile (HSE staff only)SearchMenu

Adolescence risk behavior and school climate: the role of a multi-level social environment

Priority areas of development: sociology
2020

Goal of research

The aim of the study was to study the role of teachers and parents in shaping the school climate and reducing the risk behavior of adolescents at different levels: taking into account the differences in the socio-economic context and features of educational policy at the regional level, the socio-economic characteristics of the settlements and the characteristics of the school.

Methods

Analysis of quantitative and qualitative data was carried out. As for the methods of quantitative data analysis, the following approaches were applied: descriptive statistics, factor and correlation analysis, regression analysis (including multilevel analysis), and structural equation modeling.

Empirical data

The empirical base of the project was formed by the data collected by the Laboratory in the current and previous years, including: (1) 17,946 students from 249 schools in the Kaluga region - 2019; (2) 1,052 students from 13 professional colleges in St. Petersburg - 2018; (3) 7,381 students from 100 schools in St. Petersburg - 2010; (4) 2,274 parents of the 1st and 2nd grade pupils of St. Petersburg schools - 2016-2018; (4) 70 interviews with migrant parents and employees of multinational schools in St. Petersburg - 2019-2020; (5) data of social passports and open data of Kalugastat on 190 schools – 2020.

Results of work

The results of the project demonstrate the importance of such a component of the school climate as discipline, as well as of the role of adults’ behavior, especially that of the school workers. It is proven that if schools have rules that children understand and consider to be fair, the level of aggression and victimization at school is low, the classroom environment is perceived as safer, and academic performance, along with motivation to get education, is high.

Adult support helps students cope with depression and anxiety, and contributes to academic success, while their aggression leads to negative consequences and affects many aspects of children's school life. Situations in which students are afraid of teachers lead to increased anxiety and depression, bullying and victimization, and a decrease of academic motivation.

Teacher aggression, as well as domestic violence, is positively associated with the formation of moral disengagement in adolescents. In turn, if aggression in the classroom becomes a norm, then schoolchildren are less willing to seek help in case of victimization. In such conditions, schoolchildren can justify aggression, which is associated with the greater frequency of its use in communication with peers.

Checking the connection between individual and environmental factors with the risky sexual behavior of adolescents showed that the actual behavior of a teenager is not directly related to either the level of sexual literacy, or the presence of erroneous knowledge, or the negative experience of friends.

 A study of factors of various levels associated with such a school climate problem as bullying revealed that gender plays the main role at the individual level (boys behave more aggressively than girls and less often become victims) and student performance (excellent students rarely become aggressors or victims). Belonging to a visible ethnic minority increases the risk of becoming a bully in the school environment. At the school level, the status of the school matters (in gymnasiums / lyceums, bullying is less common than in regular schools), the settlement level did not show any influence.

The degree of implementation, recommendations for implementation or the results of the implementation of research results

The methodology developed this year for measuring school discipline, aggression and support from adults at school allows us to measure these important characteristics of the school climate, which in the future makes it possible to develop and implement educational policy measures adequate to the local situation.

Each educational institution included in the sample receives a report with its results against the background of the entire sample. Schools and colleges receive information on the socio-psychological characteristics of students, their involvement, risk behavior, etc., in the case of longitudinal research, the report reflects the temporal dynamics at the level of the educational institution or at the level of study groups. The results of measurements in the reports are presented in an aggregated form, with the observance of the anonymity of the respondents.

The results of the project are intended to help educational institutions in monitoring the emotional well-being of students and their risk behavior, and can also be used by the Education Committee for educational policy and for the implementation of targeted measures.

Publications:


Баранова В. В., Федорова К. С. Видимо-невидимо: миграция и трансформация языкового ландшафта Санкт-Петербурга // Laboratorium. Журнал социальных исследований. 2020. Т. 12. № 1. C. 48-80. doi
Тыканова Е. В., Тенишева К. А. В ПЛЕНУ «ЭФФЕКТА СОСЕДСТВА»: СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ И АКТИВИЗМ В НОВЫХ АНКЛАВНЫХ ЖИЛИЩНЫХ КОМПЛЕКСАХ // Журнал социологии и социальной антропологии. 2020. Т. 23. № 2. C. 7-35. doi
Musabirov I., Suschevskiy V. Teaching Undergraduate Sociologists Modeling and Computational Thinking, in: SIGCSE '20: Proceedings of the 51st ACM Technical Symposium on Computer Science Education. New York : Association for Computing Machinery (ACM), 2020. С. 1368-1368.

• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящихЛичный кабинет сотрудника ВШЭПоискМеню

Рисковое поведение подростков и климат школы: роль многоуровневой социальной среды

Приоритетные направления развития: социология
2020

Цель исследования заключалась в изучении роли учителей и родителей в формировании школьного климата и снижении рискового поведения подростков на разных уровнях: с учетом различий социально-экономического контекста и особенностей образовательной политики на уровне регионов, социально-экономических особенностей развития поселений и характеристик школы.

Используемые методы

Проводился анализ количественных и качественный данных. Применялись такие методы обработки количественных данных как дескриптивная статистика, факторный и корреляционный анализ, регрессионный анализ (в том числе многоуровневый), а также моделирование структурными уравнениями.

Эмпирические данные

Эмпирическую базу проекта составили данные, собранные Лабораторией за текущий и предыдущие годы, о: (1) 17 946 учащихся из 249 школ Калужской области – 2019 г.; (2) 1052 учащихся из 13 профессиональных колледжей Санкт-Петербурга – 2018 г.; (3)7381 учащихся из 100 школ Санкт-Петербурга – 2010 г.;  (4) 2274 родителей учеников 1-2 класса школ Санкт-Петербурга – 2016-2018 гг.; (4) 70 интервью с родителями-мигрантами и работниками многонациональных школ Санкт-Петербурга – 2019-2020 гг; (5) данные социальных паспортов и открытые данные Калугастат о 190 школах – 2020 г.

Результаты работы

Результаты проекта демонстрируют большую значимость такого компонента школьного климата как дисциплина, а также значимость поведения взрослых, особенно работников школы. Доказывается: если в школах созданы правила, которые дети понимают и считают справедливыми, уровень агрессии и виктимизации в школе будут невысокими, среда класса воспринимается как более безопасная, а успеваемость вместе с мотивацией к получению образования – высоки.

Поддержка со стороны взрослых помогает школьникам справляться с депрессией и тревожностью, а также способствует академическим успехам, тогда как агрессия с их стороны приводит к негативным последствиям и затрагивает множество аспектов школьной жизни детей. Ситуации, когда ученики боятся учителей, приводят к росту тревожности и депрессии, буллинга и виктимизации, а также к падению академической мотивации.

Учительская агрессия, так же как и семейное насилие, положительно связана с формированием у подростков отчуждения моральной ответственности. В свою очередь, если в классе агрессия нормализуется, то школьники меньше готовы обращаться за
помощью в случае виктимизации. В таких условиях школьники могут оправдывать агрессию, что связано с большей частотой ее применения в общении со сверстниками.

Проверка связи индивидуальных и средовых факторов с рисковым сексуальным поведением подростков показала, что реальное поведение подростка напрямую не связано ни с уровнем сексуальной грамотности, ни с наличием ошибочных знаний, ни с негативным опытом друзей.

 Исследование факторов различного уровня, связанных с такой проблемой школьного климата как буллинг, выявило, что на индивидуальном уровне основную роль играют пол (мальчики ведут себя агрессивнее девочек и реже становятся жертвами) и успеваемость школьника (отличники редко становятся агрессорами или жертвами). Принадлежность к видимому этническому меньшинству повышает риски стать агрессором в школьной среде. На уровне школы имеет значение статус школы (в гимназиях / лицеях буллинг встречается реже, чем в обычных школах). Уровень поселений не обнаружил своего влияния.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР

Разработанная нами в этом году методика измерения школьной дисциплины, агрессии  и поддержки со стороны взрослых в школе позволяет измерять эти важные характеристики школьного климата, что в дальнейшем дает возможность разработки и внедрения мер образовательной политики, адекватных локальной ситуации.

Каждое учебное заведение, попавшее в выборку, получает отчет со своими результатами на фоне всей выборки. Школы и колледжи получают информацию о социально-психологических характеристиках учащихся, их вовлеченности, рисковом поведении и пр., в случае лонгитюдных исследований, в отчете отражается временная динамика на уровне учебного заведения или на уровне учебных групп. Результаты измерений в отчетах представлены в агрегированном виде, с соблюдением анонимности респондентов.

Итоги проекта призваны помочь образовательным учреждениям в мониторинге эмоционального благополучия учеников и их рискового поведения, а также могут быть использованы комитетом образования для образовательной политики и внедрения точечных мер. 

Публикации по проекту:


Баранова В. В., Федорова К. С. Видимо-невидимо: миграция и трансформация языкового ландшафта Санкт-Петербурга // Laboratorium. Журнал социальных исследований. 2020. Т. 12. № 1. C. 48-80. doi
Тыканова Е. В., Тенишева К. А. В ПЛЕНУ «ЭФФЕКТА СОСЕДСТВА»: СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ И АКТИВИЗМ В НОВЫХ АНКЛАВНЫХ ЖИЛИЩНЫХ КОМПЛЕКСАХ // Журнал социологии и социальной антропологии. 2020. Т. 23. № 2. C. 7-35. doi
Musabirov I., Suschevskiy V. Teaching Undergraduate Sociologists Modeling and Computational Thinking, in: SIGCSE '20: Proceedings of the 51st ACM Technical Symposium on Computer Science Education. New York : Association for Computing Machinery (ACM), 2020. С. 1368-1368.