• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящихЛичный кабинет сотрудника ВШЭПоискМеню

Формы и методы развития производственных мощностей западными компаниями в России

Приоритетные направления развития: экономика, менеджмент, государственное и муниципальное управление
2020
Подразделение: Кафедра общего и стратегического менеджмента

Цель работы

Анализ комплексного феномена российской экономики – развития производственных мощностей российских подразделений западных корпораций

Используемые методы

Основой исследовательского дизайна было использование так называемых «смешанных методов», включающие как элементы количественного, так и качественного анализа.

Эмпирическая база исследования

Данные об открытии новых и расширении существующих российских производств зарубежных корпораций в 2012-2019 гг., видеоматериалы с торжественных церемоний открытия новых производств российских производств зарубежных корпораций в 2012-2019 гг., материалы Ассоциации европейского бизнеса и Консультационного совета по иностранным инвестициям, материалы особых экономических зон и территорий опережающего социального-экономического развития в моногородах, результат интервью с руководителями российских производств зарубежных корпораций, данные отраслевой статистики

Результаты работы

На уровне общего климата для ведения бизнеса Россия в последние годы сделала несомненные успехи и вошла в первую тридцатку стран по комфортности ведения бизнеса. Особенно серьезный прогресс был сделан в технических аспектах привлечения иностранных промышленных инвестиций (выделение земельных участков, получение разрешения на строительство, подключение электроэнергии). Создана одна из лучших в мире систем аккомодации промышленных инвестиций, включающая

  • индивидуализированные особые экономические зоны (специнвестконтракты и инвестиционные соглашения) для особо крупных инвестиционных проектов, 

  • широкая сеть аккомодации средних по размеру инвестиционных проектов в индустриальных парках и в особых экономических зонах, позволяющая значительно экономить на общем объеме капитальных затрат, необходимых для возведения нового предприятия, и переносить часть данных затрат на покупку активных элементов основных фондов (основное и вспомогательное оборудование, средства КИПа) и на необходимые затраты на повышение квалификации вновь привлекаемых работников новых заводов;

  • уникальная система аккомодации небольших производств высокого технического уровня, позволяющая экономить как на капитальных, так и на текущих издержках (промышленные парки на предприятиях, расположенных в ТОСЭР).

Все это великолепие разбивается о принципиально неадекватную систему текущего регулирования иностранных инвестиций. Так, письмо Департамента налоговой и таможенной политики Министерства Финансов России от 11 мая 2017 г. № 03-05-05-01/28335 «О предоставлении налоговых льгот резидентам территорий опережающего социально-экономического развития» установило, что льготы по налогам на ФОТ действуют лишь в течении 3-х календарных лет после создания ТОСЭР. Это фактически препятствует развитию крупнейших ТОСЭР (Тольятти и Набережные Челны) и противоречит превосходно задуманной идее ТОСЭР в целом.

Помимо забюрократизированного процесса получения средств государственной поддержки, регулирование новых производственных инвестиций западных корпораций  страдает еще двумя серьезнейшими проблемами:

  • Во-первых, принципом поддержки является не снижение, а повышение рисков проекта путем включения дополнительных, в большинстве своем количественных условий, имеющих высокий уровень неопределённости достижения целевого показателя.

  • Во-вторых, объектом поддержки в абсолютном случае является единичное предприятие. Даже в случае кластерной политики субъектом получения субсидии является инициатор(ы) проекта. Идея развития цепочки стоимости (пока) находится за пределами понимания и активной регуляционной деятельности федеральных органов исполнительной власти.

При этом без решения остаются ключевые проблемы, в частности, обеспечение как существующих, так и вновь открываемых предприятий западных компаний инженерными кадрами и средним техническим персоналом высокой квалификации. Недостаточная включенность Правительства к решению данной проблемы привела к тому, что соответствующий текст, подготовленный Консультационным советом по иностранным инвестициям к пленарному заседанию КСИИ 2019 г., дословноповторяет соответствующий раздел, подготовленный в 2018 гг.

Еще одним существенным моментом, характеризующим развитие российских предприятий западных корпораций, является их высокая концентрация как в географическом плане, так и на территориях промышленных парков внутри 8-10 основных субъектов Российской Федерации.  Современная теория международного менеджмента оставляет открытым вопрос о соотношении выгод и неудобств соседства (co-location) зарубежных производственных подразделений западных корпораций. Уже сейчас наблюдается перенасыщение отдельных территорий Московской области (район г. Красногорска, территории, прилегающие к трассе А-107 («Бетонка»)) предприятиями иностранных корпораций, нарастают транспортные и инфраструктурные проблемы обеспечения нормального функционирования предприятий (доставка сырья и комплектующих и вывоз готовой продукции, доставка и вывоз рабочей смены, отсутствие адекватной инфраструктуры водоотведения и др.). Решение данных проблем сейчас ведется, то уровень затрат на «расшивку» узких мест транспортной и иной инфраструктуры ложится тяжким бременем на бюджеты разного уровня.

Существенным моментом, влияющим на общую ситуацию со строительством новых российских предприятий западных корпораций, является преобладание с 2017 г. корпораций, открывающих свой первый завод в России. Хотя многие из данных компаний ведут свой бизнес в России уже на протяжении нескольких десятков лет, они все равно предъявляют более жесткие требования к институциональному обеспечению производственных инвестиций, не принимая отговорок «раньше было все намного хуже и дороже».

Глобальная пандемия затормозила процесс иностранных промышленных инвестиций во всем мире. Данные о прямых иностранных инвестициях в Россию, доступные за 1 полугодие 2020 г., свидетельствуют о преимущественном «самофинансировании» российских подразделений зарубежных корпораций (реинвестирование прибыли) при минимизации вложений со стороны материнской компании. При этом в 2020 г. практически не наблюдается полного выход из российских активов (ликвидации производственных мощностей).  Паттерны данного поведения международных корпораций описаны и основываются на субъективной важности для менеджмента материнских компаний продемонстрировать минимальное падение глобальных продаж в условиях кризиса, а также на крайне низкую ликвидность российских производственных активов.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР

В сложившейся инвестиционной паузе (включающей приостановку реализации нового типа специнвестконтрактов (СПИК2.0)) имеет смысл тщательнее подготовиться к фазе восстановления потоков зарубежных инвестиций, обратив внимание на самые узкие места в отношении ведения бизнеса в России (сложность и дороговизна внешнеэкономической деятельности и запутанность налогового администрирования). Кроме того, имеются все основания считать, что фаза восстановления потоков зарубежных производственных инвестиций начнется преимущественно с инвестиций небольшого размера, проводимыми не самыми крупными фирмами, при этом значительная доля подобных фирм находится в частной (семейной) собственности. Особенности построения стратегической деятельности подобных фирм (сочетание долгосрочной ориентации проектов при отсутствии форматизированных общекорпоративных планов) должны быть учтены при перестройке системы привлечения промышленных иностранных инвестиций в Россию. В тексте настоящего отчета указаны отдельные элементы, способствующие повышению привлекательности России для промышленных инвестиций небольшого и среднего размера – использование механизма «промышленного подселения с обслуживанием» в промышленных парках на территориях опережающего социально-экономического развития в моногородах (при восстановлении всех изначально предусмотренных льгот для резидентов ТОСЭР), снижение бюрократизации процедур кластерной политики, необходимой внимание Правительства на подготовку инженерных кадров и кадров среднего уровня, способных работать в системе Индустрии 4.0.

Публикации по проекту:


Gurkov I. B., Morley M. LOOKING IN THE REAR-VIEW MIRROR: A THIRTY-FIVE YEAR RETROSPECTIVE ON THE RUSSIAN AUTOMOTIVE INDUSTRY / National Research University Higher School of Economics. Series WP BRP "Basic research program". 2021. No. 64. 
Gurkov I. B., Morley M. Looking in the rear-view mirror—A 35 year retrospective on the Russian automotive industry // Thunderbird International Business Review. 2021. Vol. 63. No. 6. P. 699-712. doi
Gurkov I. B. MAKING A MUNDANE CEREMONY INTO A MEANINGFUL ORGANIZATIONAL RITUAL -- RE-DESIGN OF RIBBON-CUTTING CEREMONIES FOR OVERSEAS MANUFACTURING PROJECTS / Высшая школа экономики. Series MAN "Management". 2020. No. WP BRP 62/MAN/2020. 
Gurkov I. B. Preserving Corporate-Wide Communities of Practices During Global Disruption / Social Science Research Network. Series SSRN Working Paper Series "SSRN Working Paper Series". 2020. 
Gurkov I. B., Kokorina A. O., Saidov Z. Redefining Phenomenon-Based Research In Strategic Management As Discovery-Oriented Multi-Disciplinary Inquiry / SSRN. Series Social Science Research Network "Social Science Research Network". 2020.