• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящихЛичный кабинет сотрудника ВШЭПоискМеню

Многоуровневые политические системы: проблемы управления, реформирования и стратегии акторов

Приоритетные направления развития: гуманитарные науки
2020

Цель работы

Проанализировать и обобщить исследовательский опыт, систематизировать и протестировать гипотезы относительно факторов, определяющих стратегии политических акторов, а также факторов, влияющих на формулирование, реализацию и исход реформ в системах с многоуровневым управлением.

Используемые методы

В проекте использованы количественные методы (различные варианты регрессионного анализа, описательная статистика) и качественные методы (анализ интервью, документов и вторичных источников), а также использованы такие исследовательские стратегии, как количественный анализ большого количества случаев, сравнительный анализ и изучение отдельных кейсов. Использованыавтоматизированные инструменты наукометрического анализа.

Эмпирическая база исследования

В рамах проекта по отдельным компонентамна основе первичных и вторичных источников собраны оригинальные базы данных, а также массив нормативных правовых актов и официальных документов.

Результаты работы

В результате реализации проекта было теоретически доказано, что многоуровневый характер политических систем ведет к изменению как общих стратегий различных акторов, так и изменению отдельных элементов стратегий, которые акторы используют при взаимодействиях на разных уровнях. С помощью концепций многоуровневого управления и сетевого управления были выявлены новые функции участников политического процесса.

На материале российских регионов было доказано, что бизнес-акторы не только участвуют в политике, но и вступают в открытую конфронтацию с главами субъектов федерации, несмотря на потенциальные издержки. Исследование, в фокусе которого находились пять постсоветских странах (Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан и Узбекистан) показало, что модели взаимодействия между внешними и внутренними акторами определяются, помимо прочего, факторами, формального допуска внешних акторов в политический процесс. Анализ реформы системы предоставления социальных услуг в российских регионах, показал особенности принципал-агентских отношений в современном российском контексте, в частности, механизма «креативного исполнения».

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР

Результаты, полученные в ходе реализации проекта могут быть использованы в качестве рекомендаций для органов государственной власти РФ по вопросам внешней политики (в сфере отношений Россия – Европейский Союз), а также в области регионального развития и совершенствования системы управления на региональном уровне, по вопросам реализации социальной политики. Помимо этого, результаты могут применяться при чтении лекционных курсов по сравнительной политологии, политической регионалистике и региональной интеграции на образовательных программах бакалавриата и магистратуры.

Публикации по проекту:


Sorbale A. When the EU hits Home: National Determinants of Non-Compliance with the European Union Law // Вестник Пермского университета. Серия: Политология. 2021. No. 2. P. 37-48. doi