• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мониторинг экономики образования

Приоритетные направления развития: экономика, менеджмент
2020

Цель работы

Регулярный мониторинг сферы образования, фиксирующий качественные характеристики происходящих изменений мотиваций, экономического поведения и стратегий потребителей и поставщиков образовательных услуг, включая возникающие риски и барьеры на всех уровнях образования.

Задачи научного исследования:

Задача 1. Разработка инструментария для проведения в 2020 году репрезентативных по Российской Федерации количественных социологических обследований, позволяющих выявить детерминанты и характеристики массового выбора в системе образования, образовательные траектории, мотивации, стратегии, поведение участников рынка образовательных услуг, а также провести оценивание финансовых потоков, связанных с получением образования, потоков обучающихся в системе образования.

Состав обследований:

  1. Опрос домашних хозяйств, в составе которых есть лица, осваивающие образовательные программы всех уровней, в т.ч. в рамках непрерывного образования;

  2. Опрос заведующих дошкольными образовательными организациями и руководителей структурных подразделений общеобразовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, по вопросам образования, присмотра и ухода;

  3. Опрос воспитателей дошкольных образовательных организаций и структурных подразделений общеобразовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, по вопросам образования, присмотра и ухода;

  4. Опрос родителей воспитанников дошкольных образовательных организаций и структурных подразделений общеобразовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, по вопросам образования, присмотра и ухода;

  5. Опрос директоров общеобразовательных организаций;

  6. Опрос учителей общеобразовательных организаций;

  7. Опрос родителей учащихся общеобразовательных организаций;

  8. Опрос руководителей профессиональных образовательных организаций;

  9. Опрос преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций;

  10. Опрос студентов профессиональных образовательных организаций, обучающихся по очной форме;

  11. Опрос выпускников программ среднего профессионального образования, завершивших обучение менее 3-х лет назад;

  12. Опрос руководителей гражданских вузов - юридических лиц;

  13. Опрос руководителей научных и образовательных структурных подразделений в гражданских вузах;

  14. Опрос работников профессорско-преподавательского состава гражданских вузов;

  15. Опрос специалистов в сфере информационно-коммуникационных технологий гражданских вузов;

  16. Опрос студентов гражданских вузов, обучающихся по очной форме;

  17. Опрос руководителей предприятий-работодателей.

Задача 2а. Разработка инструментария для проведения в 2020 году качественного социологического обследования в сфере среднего профессионального образования.

Задача 2б. Разработка инструментария для проведения в 2020 году качественного социологического обследования, посвященного образовательным стратегиям домохозяйств, имеющим в своем составе детей среднего и старшего школьного возраста (10-17 лет).

Задача 3. Подготовка и проведение в 2020 году указанных социологических обследований мониторинга экономики образования (в течение 2020 года должно быть проведено 17 репрезентативных по Российской Федерации количественных социологических опросов и 2-х качественных обследований).

Задача 4. Формирование баз микроданных и массивов агрегированных данных, содержащих результаты проведенной в 2020 году серии обследований мониторинга экономики образования.

Задача 5. Анализ экономических аспектов развития образования в Российской Федерации на основе систематизированных результатов проведенных в 2020 году социологических обследований мониторинга экономики образования:

  • анализ массового выбора, образовательных траекторий, мотиваций, стратегий, поведения участников рынка образовательных услуг;

  • анализ особенностей функционирования сферы среднего профессионального образования;

  • анализ практик поведения домохозяйств, направленные на преодоление субъективно ощущаемых «провалов» системы образования, факторов самостоятельных образовательных усилий ученика, перераспределения ответственности за обучение в отношениях «семья – школа – ученик – дополнительное образование», неравенства домохозяйств по цифровому культурному капиталу на основе результатов проведенного в 2020 году качественного социологического обследования домохозяйств мониторинга экономики образования.

Задача 6. Проведение оценки финансовых потоков, связанных с получением образования, потоков обучающихся в системе образования; построение карт (по уровням образования) финансовых потоков и потоков обучающихся.

Задача 7. Объединение баз микроданных и массивов агрегированных данных социологических обследований мониторинга экономики образования, характеризующих сферы среднего профессионального и высшего образования, с результатами мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования (http://indicators.miccedu.ru/monitoring/?m=vpo) и мониторинга качества подготовки кадров в образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования (https://miccedu.ru/p/monitoring_spo.html).

Задача 8. Актуализация информационного хранилища мониторинга экономики образования с учетом баз микроданных и массивов агрегированных данных, сформированных по итогам проведенной в 2020 году серии социологических обследований.

Задача 9. Выявление, систематизация и оценка научно-технологических трендов и сдвигов рынка труда, определяющих требования к трансформации системы образования с использованием инструментария анализа больших массивов данных.

Задача 10. Накопление и распространение результатов проведенных в 2020 году исследований в рамках мониторинга экономики образования:

  • подготовка в интересах Правительства Российской Федерации и органов управления образованием информационно-аналитических материалов;

  • ведение сайта, содержащего материалы социологических обследований мониторинга экономики образования.

Используемые методы

Методология данного проекта базируется на социологических и статистических подходах, концептуальных, методологических, методических и инструментальных разработках, реализуемых НИУ ВШЭ и учитывающих лучший отечественный и зарубежный опыт.

В рамках проведения серии социологических обследований мониторинга экономики образования используется менее затратный и наиболее эффективный способ – выборочный метод. В этом случае из генеральной совокупности с помощью специальных процедур отбора формируется группа (выборочная совокупность), в которой проводится социологическое обследование (опрос) по заданной тематике. Данные, полученные в ходе такого выборочного обследования, с определенными допущениями экстраполируются на всю генеральную совокупность. Для того, чтобы иметь возможность экстраполяции, необходимо обеспечить в рамках выборочной совокупности репрезентативность (подобие) по основным параметрам генеральной совокупности (например, по типу поселения, возрасту ребенка). Условие репрезентативности выборочной совокупности обеспечивается при формировании ее с помощью процедур квотной выборки по ключевым характеристикам генеральной совокупности (например, таким, как принадлежность к федеральным округам, типам населенных пунктам, форма собственности и тип образовательной организации, виды образовательных программ и др.). Применяемые процедуры проведения количественных социологических обследований призваны обеспечить репрезентативность данных о сфере образования по Российской Федерации.

В рамках работ по выявлению, систематизации и оценке научно-технологических трендов и сдвигов рынка труда, определяющих требования к трансформации системы образования, методология планируемого научного исследования базируется на подходах, методах и технологиях информационного поиска, текст-майнинга, семантического анализа, интеллектуальной обработки больших массивов текстовых документов на основе алгоритмов машинного обучения. Эти методологические элементы реализованы в системе интеллектуального анализа больших данных iFORA, разработанной и развиваемой в Институте статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. В основе системы лежат алгоритмы быстрой семантической обработки миллионов полнотекстовых документов, анализа неструктурированных данных с использованием машинного обучения. Методология включает сбор больших массивов неструктурированной информации из открытых источников; обработку собранных неструктурированных текстовых и метаданных с использованием инструментов, основанных на количественных алгоритмах статистического, синтаксического и семантического анализа; различные виды анализа собранных документов.

Эмпирическая база исследования:

  • результаты социологических обследований мониторинга экономики образования, реализованных в рамках полевых работ в 2020 г. и предыдущих раундов МЭО;

  • официальные статистические данные Росстата, Минобрнауки России и Минпросвещения России;

  • монографии, научные статьи, другие публикации отечественных авторов;

  • зарубежные аналитические, информационные и статистические публикации.

Результаты работы:

В области теории:

Подготовка концепции формирования комплексной системы качественных показателей (индикаторов) развития образования, обеспечивающей органы управления в сфере образования, профессионально-экспертное сообщество квалифицированной информацией, характеризующей ее развитие в Российской Федерации.

Обоснование и формирование теоретических заделов для апробации применения эмбеддинговых языковых моделей на базе нейронных сетей как ядра текст-майнингового анализа.

В развитии методологии:

Разработка комплексной системы качественных показателей (индикаторов) развития образования, обеспечивающей органы управления в сфере образования, профессионально-экспертное сообщество квалифицированной информацией, характеризующей ее развитие в Российской Федерации.

Разработка инструментария проведения репрезентативных по Российской Федерации социологических обследований, позволяющих выявить детерминанты и характеристики массового выбора в системе образования, образовательные траектории, мотивации, стратегии, поведение участников рынка образовательных услуг, а также реализовать картирование (по уровням образования) финансовых потоков, связанных с получением образования, и потоков обучающихся в системе образования.

Разработка методических подходов по выявлению, систематизации и оценке научно-технологических трендов и сдвигов рынка труда, определяющих требования к трансформации системы образования.

Разработка методологических подходов по выявлению новых практик домохозяйств в части совершения образовательного выбора и актуализации доступных возможностей по преодолению ощущаемых образовательных дефицитов.

Формирование базы данных документов научно-технологического характера, определяющих требования к трансформации системы образования.

В получении новых эмпирических знаний:

Формирование системы качественных показателей (индикаторов) развития образования, обеспечивающей органы управления в сфере образования, профессионально-экспертное сообщество квалифицированной информацией, характеризующей ее развитие в Российской Федерации, позволяющей оценить эффекты от реализации национального проекта «Образование», отдельных мероприятий национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», национальных проектов «Наука» (в части развития научной и научно-производственной кооперации на основе интеграции университетов и научных организаций) и «Демография» (в части создания условий для повышения доступности качественного дошкольного образования, в том числе для детей в возрасте до 3-х лет).

Формирование перечня трендов научно-технологического развития, а также перечня компетенций, характеризующих сдвиги рынка труда и определяющих требования к трансформации системы образования.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов

Материалы, подготовка которых осуществляется в ходе реализации проекта, передаются в Администрацию Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Федеральную службу государственной статистики (Росстат), Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Министерство просвещения Российской Федерации, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, другие Министерства и Ведомства для использования в текущей деятельности.

По результатам проекта осуществляется регулярная публикация информационно-аналитических материалов, характеризующих состояние и развитие сферы образования и науки.

Рекомендация: полученные результаты целесообразно использовать во всех разработках НИУ ВШЭ по соответствующей проблематике.