• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящихЛичный кабинет сотрудника ВШЭПоискМеню

Оценка и прогноз потребности в долговременном уходе за гражданами старшего поколения и инвалидами и разработка предложений по финансовой модели долговременного ухода

Приоритетные направления развития: социология
2020

Объектом данного исследования являются потребность в социальном обслуживании (долговременном уходе), финансовые потоки в системе долговременного ухода (далее – СДУ) и финансовая модель системы долговременного ухода, вызовы СДУа в период пандемии.

Цель работы: на основе прогнозных оценок потребности в уходе оценить потенциал совокупного и коммерческого спроса на услуги по уходу в РФ, смоделировать финансовые потоки в СДУ и выработать практические предложения по совершенствованию современной системы заботы и ухода за пожилыми гражданами и инвалидами.

Используемые методы: кабинетное исследование, включая анализ научных и экспертных публикаций, данных ведомственной статистики, многомерный статистический анализ данных выборочных обследований и техники моделирования.

Эмпирическая база исследования: данные официальной и ведомственной статистики об объемах и условиях предоставления населению социального обслуживания, включая данные полученные из ряда субъектов РФ по запросу НИУ ВШЭ, данные выборочных обследований Росстата и микропереписи 2015 г., специального обследования по распространенности гериатрических синдромов «Эвкалипт».

Результаты работы:

Обзор публикаций об организации долговременного ухода в странах мира показал, что ни бюджетное, ни страховое финансирование СДУ не может быть признано единственным более эффективным принцип ресурсного обеспечения системы. По-видимому, выбор одного из путей обусловлен особенностями финансирования социальной сферы в целом: сложилась она в результате прямой перераспределительной политики государства (налоговые системы) или попыток работников и работодателей самостоятельно решить проблему социальных рисков (страховые системы). При этом очевидно, что государственное финансирование не может оставаться единственным источником средств в такой ресурсоемкой сфере, как долговременный уход – в системах всех развитых стран, в большей или меньшей степени, вклад в оплату услуг вносят и сами клиенты или их родственники. В СДУ распределение бремени расходов осуществляется, как правило, по адресному принципу в сочетании с оценкой нуждаемости по состоянию здоровья: большую долю расходов государство компенсирует бедным и индивидам с более выраженными дефицитом автономии.

Продолженный в проекте мониторинг реализации 442-ФЗ указал на наличие в России значительной региональной дифференциация в существующей системе социального обслуживания. Во-первых, она основана на различиях законодательной базы на региональном уровне и практиках федерального закона. Во-вторых, только 5% финансирования социального обслуживания поступает из федерального бюджета, прочее – из региональных бюджетов, и величина этих фондов зависит от экономической обеспеченности субъекта. В результате совокупные расходы регионов на социальное обслуживание и, как следствие, доступность услуг для населения, высоко дифференцированы. Доля соплатежей населения на все формы социального обслуживания в 2019 году колебалась в рассмотренных регионах в диапазоне от 9% до 20% от всех расходов на социальное обслуживание.

Наблюдаемая в настоящее время практика индексации региональных тарифов на социальное обслуживание свидетельствует об отсутствии какой-либо системности и четких критериев. Проблема тарифов, по-прежнему, является серьезным барьером для развития системы социального обслуживания и должна стать предметом более длительного и детального мониторинга.

Проведенное исследование показывает, что доступные данные публичной статистики по социальному обслуживанию населения представлены ограниченно и не позволяют проводить оценку по регионам, особенно в части реализации системы долговременного ухода. Данные ведомственной статистики являются более широкими, включают показатели по формам социального обслуживания, типам социальных организаций, финансовому обеспечению, информацию по поставщикам услуг в коммерческих и некоммерческих формах, позволяют проводить региональные сравнения, однако они не являются публичными.

В период распространения новой коронавирусной инфекции СДУ всех стран столкнулась с дополнительными трудностями. По данным зарубежной статистики, дома престарелых являются очагами заболеваний и вносят значительный (до половины) вклад в показатели смертности. К сожалению, уголовная ответственность за заражение коронавирусом, действующая в России и в ряде других стран мира, приводит к сознательному сокрытию информации о заражениях в государственных и частных стационарах и, как следствие, к задержке в проведении карантинных мероприятий и лечения пациентов.

Зарубежный опыт свидетельствует о важности комплекса мер, направленных на снижение рисков проникновения вируса в дома престарелых и раннее выявление очагов инфекции. Только закрытия домов престарелых для посещения - здесь недостаточно. Нужны мероприятия по карантину прибывающих (из домов или больниц) в дома престарелых, оперативной изоляции заболевших. Один из важных шагов - регулярное тестирование пациентов и сотрудников домов престарелых и отслеживание контактов заболевших лиц. Для достижения высокой эффективности мер они должны реализовываться на принципах межведомственного подхода и согласования решений на всех уровнях: федеральном, региональном и местном.

В период пандемии повышенные риски заболеваемости и смертности имеют и те индивиды, нуждающиеся в социальном обслуживании, которые проживают на дому. На наличие существенного неудовлетворенного спроса на социальные услуги с их стороны указывает широкий масштаб волонтерского движения, развернувшегося в России в период самоизоляции.

Одной из главных проблем, возникающих при создании в России СДУ, основанной на современных стандартах социального обслуживания, являются оценка спроса на долговременный уход. В официальной статистике в число граждан, состоящих на учете в организациях социального обслуживания (получающих социальное обслуживание или признанных потенциальными получателями), попадают далеко не все нуждающиеся, а надежные оценки лиц, получающих его заменитель, неформальный уход, отсутствуют. По оценкам, полученным в ходе проекта, общее число «тяжелых» пациентов, нуждающихся в стационарном обслуживании, оценивается на уровне 448 тысяч человек в 2019 году и по прогнозу увеличивается до 823 тысяч человек к 2040 году. Общее число «легких» пациентов, нуждающихся в надомном обслуживании, оценивается на уровне 3 653 тысяч человек в 2019 году и по прогнозу увеличивается до 6 237 тысяч человек к 2040 году. С учетом данного прогноза по числу потенциальных клиентов СДУ, а также ежегодной индексации прогнозируется рост расходов на уход всех бюджетов по статье социальное обслуживание населения с 251 миллиардов рублей в 2019 году до 1 312 миллиардов рублей в 2040 году. Включение граждан с серьезными дефицитами самообслуживания («тяжелые» - не могут выжить без постоянной посторонней помощи) в систему ухода потребует дополнительных расходов в размере 86 миллиардов рублей в ценах 2019 года при тарифах, равных текущим расходам на стационарное обслуживание, а общий рост расходов составит 34% от текущего уровня. В случае реализации самого радикального сценария, предусматривающего включение всех граждан с дефицитами самообслуживания, совокупные расходы могут вырасти на 296 миллиардов рублей или на 118% к текущему уровню.

Темпы увеличения расходов на СДУ в ближайшие годы будут зависеть от нескольких параметров: скорости демографического старения населения, условий входа в систему, в том числе возможностей вовлечения в СДУ лиц, в настоящее время не получающих социальное обслуживание, установленных тарифов на услуги по уходу, индексации расходов.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР

Работа выполнена в интересах аппарата Правительства РФ. По результатам проекта было подготовлено 5 аналитических записок. Отдельные материалы проекта – результаты экспертной работы по поручения Министерства труда РФ. Результаты проекта обсуждались на заседаниях регулярного семинара Института социальной политики «Политика активного долголетия и пенсионные реформы: российский и международный опыт».

Область применения: Результаты исследования могут быть использованы в работе федеральных и региональных органов государственной власти для совершенствования действующего или разрабатываемого законодательства в области социального обслуживания и развития системы долговременного ухода с целью повышения их эффективности. Они также могут быть полезны негосударственным организациям (как коммерческим, так и некоммерческим), работающим в сфере предоставления услуг социального обслуживания и долговременного ухода населению.