• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящихЛичный кабинет сотрудника ВШЭПоискМеню

Экспертная поддержка разработки государственной политики в сфере экономики и финансов с оценкой результативности бюджетных расходов в рамках реализации национальных (федеральных) проектов

Приоритетные направления развития: экономика, менеджмент
2019

Цель работы

Экспертная поддержка разработки государственной политики в сфере экономики и финансов с оценкой результативности бюджетных расходов в рамках реализации национальных (федеральных) проектов.

Достижение поставленной цели предполагало решение следующих задач:

  • Анализ процессов планирования расходов федерального бюджета и бюджетной  системы на исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», в том числе предусмотренных государственными программами  Российской Федерации, национальными проектами и Комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры

  • Анализ возможностей финансового обеспечения мероприятий национальных (федеральных) проектов с учетом мер государственной инвестиционной политики, внебюджетного финансирования (ГЧП, концессии).

  • Оценка влияния решений Правительства Российской Федерации в сферах внешнеэкономической деятельности, антимонопольной политики, тарифного регулирования, государственных закупок на достижение приоритетных задач в рамках реализации национальных (федеральных) проектов.

  • Анализ действующей нормативной правовой базы и международного опыта по вопросам, связанным с реализацией национальных проектов и оценкой их результативности

  • Разработка методологических подходов по оценке эффективности бюджетного планирования и результативности бюджетных расходов в рамках реализации национальных (федеральных) проектов

  • Разработка подходов по оценке эффективности регионального участия в реализации национальных (федеральных) проектов с учетом бюджетно-финансовых возможностей

  • Оценка финансового участия субъектов Российской Федерации в реализации национальных (федеральных) проектов.

Используемые методы

Для решения поставленных задач использовались анализ статистических данных по России, анализ мирового и российского опыта

Эмпирическая база исследования

Информационной базой исследования является весь массив открытой статистической информации, разрабатываемой Росстатом, а также открытая нормативно-правовая документация, официальные материалы федеральных и региональных органов власти Российской Федерации

Результаты работы

В результате проведенного исследования были получены следующие основные выводы.

В целом содержание методик предоставления и распределения межбюджетных трансфертов в рамках национальных проектов соответствует требованиям, предъявляемым Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации;

Для части трансфертов обоснованность и корректность формул расчета размеров трансфертов вызывает сомнения.

Часть методик предоставления и распределения межбюджетных трансфертов не обеспечивает достаточный уровень прозрачности и объективности распределения средств.

Информация о межбюджетных трансфертах, предоставляемых в рамках реализации национальных проектов, недостаточно централизована и систематизирована.

В качестве отдельной проблемы можно выделить то, что значительная часть трансфертов, предоставляемых в рамках национальных проектов, проходит по категории иных межбюджетных трансфертов.

Отсутствуют возможности для мониторинга внутригодовой динамики целевых показателей в силу нехватки актуальной открытой статистики, что в особенности касается статистики на региональном уровне. Кроме того, не вся информация достаточно хорошо систематизирована на официальных информационных ресурсах.

Не всегда имеется возможность сопоставления целевых показателей и публикуемых фактических показателей в силу их разнородности.

В отдельных случаях наблюдается внутренняя несогласованность целевых показателей региональных проектов. Агрегация и систематизация данных региональных проектов на одном ресурсе могла бы способствовать согласованности показателей.

Выявлены риски недостижения целевых уровней показателей; для тех сфер и тех регионов, где такие риски особо высоки, необходимо особое внимание и возможная корректировка мер государственной политики.

Сравнительный анализ отдельных целевых показателей в регионах свидетельствует о том, что достижение целевых значений на федеральном уровне не предполагает снижение регионального неравенства по рассматриваемым показателям и приоритетное улучшение ситуации в наиболее отстающих регионах, но в большей степени опирается на примерно одинаковое равномерное улучшение ситуации в каждом отдельном регионе.

Риски бюджетной устойчивости для регионов в связи с осуществлением региональных проектов связаны с необходимостью расходовать собственные средства регионов. В принципе, это может приводить к бюджетному дефициту и увеличению долга регионов. Более фундаментальным является риск нехватки средств для достижения целевых показателей, предусмотренных обязательствами, которые берут на себя субъекты в рамках национальных проектов. В такой ситуации национальные проекты могут превратиться в новые нефинансируемые федеральные мандаты.

Обработка данных по региональным проектам сопряжена со сложностями. По ряду регионов сложно найти все паспорта региональных проектов. Как правило, отсутствует сводная информация по всем региональным проектам. В качестве рекомендации можно предложить размещать все материалы, связанные с региональными проектами, в региональном подразделе на официальном портале Правительства РФ.

Поскольку в настоящий момент отчеты по реализации региональных проектов, публикуемые регионами, не стандартизированы, можно предложить создать единый шаблон для формирования таких отчетов.

Проанализирован международный и российский опыт оценки результативности и эффективности бюджетных расходов.

Построение оценок эффективности бюджетных расходов и их влияния на экономический рост в среднесрочной и долгосрочной перспективе является сложной задачей. Оригинальный подход, поддающийся численной реализации, к решению задачи оценки эффективности бюджетных расходов, основанный на методе международных сравнений, предложен в работе экспертов Центрального европейского банка (Afonso et al, 2006). Предлагается использовать интегральный индекс результативности, состоящий из 7 индикаторов деятельности бюджетного сектора, характеризующих эффективность бюджетных затрат по определенным видам расходов и основным функциям бюджетного сектора в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Наряду с представленным выше подходом к оценке результативности и эффективности бюджетных расходов развитые страны используют и другие подходы. Среди этих подходов есть более простые, такие, как например сравнение достигнутого значения индикатора с целевым и выявление отклонений достигнутого значения от целевого. Такой подход используется многими странами в том числе в силу его наглядности для информирования населения.

В основе действующих российских методик оценки эффективности государственных программ и пилотных государственных программ лежит сравнение фактических показателей, характеризующих исполнение целевых показателей, основных мероприятий, структурных элементов пилотных государственных программ, контрольных точек, расходных обязательств с плановыми показателями. Данная методика, обладает определенными недостатками, однако в целом методика оценки результативности (эффективности) бюджетных расходов в рамках реализации национальных (федеральных) проектов может быть основана на тех же принципах. Предложен возможный подход такого рода (его принципиальная схема) к оценке результативности бюджетных расходов в рамках реализации национальных (федеральных) проектов.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР

Результаты работы могут быть использованы при разработке государственной политики в сфере экономики и финансов.