• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Анализ развития бизнес-ассоциаций и их роль в модернизации российской экономики

2011

Коды по классификатору Elibrary:
06.00.00 Экономика. Экономические науки
06.56.00 Общественно-экономическая структура
06.56.21 Рыночная структура. Концентрация. Конкуренция. Предпринимательство

Объектом исследования являются российские бизнес-ассоциации, их организация, деятельность, особенности отношений с предприятиями и госорганами.

Цель исследования: анализ деятельности бизнес-ассоциаций в российской экономике и их роли как «агентов модернизации».

Исследование базировалось на результатах опросов около 1000 предприятий обрабатывающей промышленности и около 300 бизнес-ассоциаций. Оба опроса были организованы Институтом анализа предприятий и рынков и состоялись осенью 2010 года. Помимо этого при проведении исследования использовалась информация из сети Интернет, в частности с сайтов Российского союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Опары, Деловой России, Министерства сельского хозяйства, Федеральной таможенной службы. Основой для гипотез, проверяемых в рамках данного проекта, стали результаты 20 углубленных интервью с руководителями бизнес-ассоциаций разных типов, проведенные весной 2010 года в 4 регионах РФ.

В результате проведения исследования:

- на основе предложенных показателей была дана количественная и качественная оценка российских бизнес-ассоциаций в качестве дееспособных организаций;
- была дана количественная оценка «институциональной силы» российских бизнес-ассоциаций, позволяющей им оказывать влияние на поведение предприятий-членов;
- была дана качественная оценка способности бизнес-ассоциаций быть инструментом модернизации российской экономики;
- был выявлен ряд факторов, снижающих дееспособность ассоциаций: сниженная автономия первых лиц, ограниченный бюджет и малочисленный аппарат, высокая зависимость бюджета от членских взносов, невысокие показатели «человеческого капитала» руководства;
- был выявлен ряд факторов, снижающих способность бизнес-ассоциаций в полной мере выступать в качестве инструмента модернизации российской экономики.
Было установлено, что:
- бизнес-ассоциации тесно связаны со своей членской базой и представляют механизм выражения предпочтений и координации действий предприятий частного сектора;
- бизнес-ассоциации независимы от госорганов в своей оперативной деятельности;
- ведущая роль в бизнес-ассоциациях принадлежит, как правило, активной части предприятий-членов;
- преодоление «провалов государства» является приоритетным направлением деятельности бизнес-ассоциаций;
- поддержка направлений деятельности по компенсации «провалов рынка» характерна в наибольшей степени для отраслевых ассоциаций, отделений РСПП и территориальных ТПП.

На основе результатов исследования были даны следующие рекомендации по превращению бизнес-ассоциаций в инструмент экономической политики государства:

а) признание бизнес-ассоциаций в качестве неустранимого и обязательного участника формирования и реализации госполитики в соответствующих секторах;
б) признание бизнес-ассоциаций в качестве ценного механизма внерыночной модификации предпочтений и поведения предприятий-членов;
в) необходимость безусловного соблюдения принципа добровольного формирования бизнес-ассоциаций;
г) систему показателей, которые позволят проводить адекватную диагностику и отбор бизнес-ассоциаций для участия  в модернизационных проектах;
д) признание, что модификация предпочтений предприятий может происходить только добровольно и только в рамках, которые делают эти предпочтения оправданными с точки зрения получения прибыли;
е) признание, что главным инструментом вовлечения предприятий в модернизационные процессы могут быть системы стимулов, создать которые бизнес-ассоциации смогут только при заинтересованном и активном содействии государства.

См. также

Ключевые слова