• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Competition Policy and Antitrust Law

2011
The project has been carried out as part of the HSE Program of Fundamental Studies.

This project is devoted to the entry barriers which affect the competition in the Russian markets.  The research is concerned with the entry costs. The purpose is to explain the insufficient influence of the public policy on the entry costs.
The research uses the methodology of Institutional analysis, Industrial Organization and New Theory of the International Trade (models based on preconditions of imperfect competition).

The information base of the research includes:

  • Theoretic and empirical researches of competition and competition policу;
  • The content of Russian antitrust legislation with the planning and de facto changes;
  • The information about the Russian antitrust law enforcement  (information of the Russian competition authority, participants of markets, court decisions on antitrust cases);
  • The information about competition on the markets (on domestic prices, including the comparison to the world prices, about the entry of new participants on the markets,  the assessment of the entry barriers);
  • Other information about the factors affecting the prices in the Russian markets, (from side of demand, from the side of supply and state policy including  the international trade).

The results of the analysis are necessary to elaborate the recommendations to improve the economic policy aimed to enhance competition by removal of entry barriers and the application of the effective business-practice.

 

The results of the research are the following:

(1) On the level of the openness of the Russian economy to the international trade as a main source of competition. It is shown that after the beginning of market reforms the international trade of Russia is actively developing.   In long-term period the growth rates of export and import of Russia are comparable. With that the export deliveries respond stronger to the changes of trade terms than a goods flow imported in Russia. The position of Russia as a big exporter and an importer of goods strengthens.  The share of Russia in the main commodity markets increases both of demand side as of supply side.  The possibilities of export deliveries expand.  It is shown that not tariff but non-tariff restrictions (procedural origin) restrain the influence of the international competition on the Russian markets.

(2) On the methods of assessment and analysis of entry barriers in the world practice of empirical researches, it is shown that in many cases the application of alternative approaches to evaluate the entry barriers don't give essentially different results. In the practice of competition (antitrust) policy these approaches have a lot in common with the studies of different streams of economic theory .Large number of barriers are considered significant from the different points in both the economic theory and antitrust policy.

(3) On the assessment of entry barriers and other characteristics of competition in case of Russian antitrust law enforcement, The analytical work of competition authority is performed according to the Guidelines on  the Assessment of Competition in the Market elaborated by FAS. It is shown that in Russian antitrust cases the economic analysis of market structure prevails over the analysis of participants’ behavior on the market. Market structure characteristics are more often used in the arguments both of competition authorities and of market participants in comparison with the characteristics of conduct. The delineation of product and geographical market boundaries is more actively used  among the components of economic analysis than the analysis of enter barriers. The explanations of revealed features of economic analysis in cases of Russian antitrust legislation and possible decisions are offered.

(4) On the errors in antitrust law enforcement against the agreements which restrict competition it is shown that not only overt  but also tacit collusions are prohibited.  In turn this fact increases a probability of Type I errors (false positives) and imposes additional costs of antimonopoly prosecution on the market participants. The problem is not only that Russian antimonopoly authorities can't apply sufficient standards of proof, but also there are no good instruments to search a fact of tacit collusion.

A norm of collective dominance including cases with tacit collusion has a set of negative consequences. So some improvement measures ofantitrust enforcement are offered.
(5) On the effects of antitrust prohibitions against vertical restraints for business practice. An experience of regulation on vertical restraints in Russia shows serious problems which caused by imperfection of legislative framework of regulation. Among them there are the errors of incorrect interpretation of economic concepts which take place in the process of antitrust enforcement againstvertical restraints.  Antimonopoly authority has a risk to be involved not only in dispute with economic entities but also to restrict competition. This situation will happen in the next cases: If Antimonopoly authority interpret any distinction in the conditions of contracts as discrimination; accusing undertakings of competition restriction for refusal to sell production to partners, in spite of motivation of such refusals; focusing attention to damage which vertical restraints presumably do to interests of competitors.
(6) On the effects of decisions of Russian courts for business practice. The Russian judicial practice is rather contradictory. On the one hand, there are positive effects connected with formation of high proof standards on the majority of antitrust cases, of prosecution which help to reduce the risks of first kind errors, to decrease the uncertainty of legislative execution. On the other hand, in some questions, first of all in the case of concerted practice, the judicial practice even aggravates the problems created by legal rules.
(7) On the influence of policy to create  the organizations of self-regulation on entry barriers in the markets it is shown that the public policy actually reduces a  self-regulation development to development of the delegated self-regulation (transfer the state functions of separate business and industries to SRО), without enough incentives for development  of voluntary SRО.  In the Russian economic environment with a significant amount of administrative barriers and, the main, steady forms of their reprocessing, the solution  «change state regulation to self-regulation» under given conditions doesn't  decrease non-productive expenditures of business, don’t restrain unfair behavior of officials. The development of the delegated self-regulation leads to a serious restriction of  competition, especially in the market with highly differentiated types of participants. Selected mechanism of provision the responsibility to the third parties as a form of indemnification funds reduces a public efficiency of self-regulation instead to develop the systems of an extrajudicial resolution of disputes. The ideas of the delegated self-regulation are actively lobbied by representatives of separate industries not rather to weaken a burden of state regulation, than to provide a possibility of legal restriction of competition. There is an essential difference of self-regulation de facto and de jure. The analysis of SRО has allowed to develop the recommendations to decide the revealed problems.

Publications:


Дзагурова Н. Б. Кооперативные инвестиции и причины недоинвестирования в специфические активы // В кн.: XIII Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. В 4 кн. Кн. 1. / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. Кн. 1. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012. С. 370-378.
Авдашева С. Б., Шаститко А. Е. Международный антитраст: между конкуренцией и протекционизмом // В кн.: Мировая экономика в начале XXI века. Учебное пособие / Под общ. ред.: Л. М. Григорьев. М. : Директмедиа Паблишинг, 2013. Гл. 2. С. 47-73.
Дзагурова Н. Б. Неоднозначность торга между ошибками I и II рода в регулировании вертикальных ограничивающих соглашений // В кн.: XII Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. В четырех книгах. Книга 4. / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. Кн. 4. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012. С. 228-236.

• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Конкурентная политика и антимонопольное законодательство

2011

Коды по классификатору Elibrary:
10.00.00 Государство и право. Юридические науки
10.23.00 Предпринимательское право
10.23.43 Антимонопольное законодательство

Работа посвящена оценке высоте барьеров входа на рынки различного происхождения, которые оказывают воздействие на развитие конкуренции на рынках России. 

Объектом исследования выступают издержки входа на рынок. Целью данной работы является объяснение недостаточного учета воздействия проводимой государственной политики на издержки входа.

Исследование базируется на методологии институционального анализа, теории отраслевых рынков и новой теории внешней торговли (теории внешней торговли, основанной на предпосылках о несовершенстве конкуренции).

Информационную базу исследования составляют следующие данные:

  • теоретические и эмпирические исследования, посвященные проблемам конкуренции и конкурентной политики;
  • содержание российского антимонопольного законодательства, а также его планируемые и фактические изменения;
  • данные о применении российского антимонопольного законодательства (сведения ФАС, участников рынков, решения судов различных инстанций);
  • данные о конкуренции на рынках (о внутренних ценах, в том числе в сопоставлении с мировыми ценами, о входе новых участников на рынки, оценки барьеров входа);
  • другие данные о факторах, влияющих на цены на российских рынках (со стороны спроса, со стороны предложения и со стороны государственной политики, в том числе внешнеторговой).

Результаты анализа необходимы для выработки рекомендаций по совершенствованию экономической политики, нацеленной на стимулирование конкуренции путем устранения препятствий для входа на рынки и применения эффективных бизнес-практик. 

Проведенное исследование содержит следующие результаты:

(1) В отношении измерения открытости экономики международной торговле как важному источнику конкуренции охарактеризован процесс перехода российской экономики от "закрытой" к "открытой" на протяжении двадцати лет. Показано, что после начала рыночных реформ международная торговля России активно развивается. В долгосрочном периоде темпы роста объемов экспорта и импорта России сопоставимы, при этом экспортные поставки демонстрируют несколько большую чувствительность к изменению условий торговли, чем поток товаров, ввозимых на территорию России. Усиливается и позиция России как крупного экспортера и импортера товаров. Представительство России на основных товарных рынках увеличивается как со стороны предложения товаров, так и со стороны спроса на них; расширяется география экспортных поставок. Продемонстрировано, что именно не тарифные, а процедурные ограничения ограничивают влияние международной конкуренции на российские рынки.

(2) В отношении методов измерения барьеров входа в зарубежной практике эмпирических исследований. Показано, что во многих случаях применение альтернативных подходов к определению барьеров входа не дают существенно различающихся оценок. Подходы к определению барьеров входа в практике антимонопольной политики во многом сходны с представлениями различных школ и подходов экономической теории. При этом достаточно большое число барьеров считаются в равной степени значимыми в рамках различных направлений экономической теории и антимонопольной политики.

(3) В отношении измерения барьеров входа и других характеристик конкуренции в практике применения российского антимонопольного законодательства. Дана оценка и выявлены подходы к применению методов экономического анализа, прямо предусмотренных Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке. Показано, что в делах о нарушении антимонопольного законодательства анализ структуры рынка преобладает над анализом собственно поведения участников рынка. Характеристики структуры гораздо чаще используются в аргументации как антимонопольного органа, так и участников рынка, по сравнению с характеристиками поведения. Среди компонентов экономического анализа наиболее активно используется определение продуктовых и географических границ рынка, реже применяется анализ барьеров входа. Предложены объяснения выявленных особенностей экономического анализа в делах в российском антимонопольном законодательстве и возможные решения.

(4) В отношении ошибок при применении антимонопольного законодательства против ограничивающих конкуренцию соглашений. Тот факт, что в российской антимонопольной практике преследуется не только явный, но и молчаливый сговор, повышает вероятность несправедливых обвинений и налагает на компании дополнительные издержки антимонопольного преследования. Проблема состоит не только в том, что российские антимонопольные органы не могут применить достаточно высокие стандарты доказательства, но и в том, что хороших критериев определения факта молчаливого сговора просто не существует.

Использование нормы о коллективном доминировании, в т.ч. в делах о молчаливом сговоре, сопряжено с возможными негативными последствиями, в связи с чем предлагается ряд мер по совершенствованию практики применения антимонопольного законодательства.

(5) В отношении эффектов антимонопольных запретов на вертикальные соглашения для бизнес-практики. Опыт регулирования вертикальных ограничивающих соглашений в России свидетельствует о серьезных проблемах, вызванных несовершенством законодательной базы регулирования. Среди них большую опасность представляют ошибки, сопряженные с неверной интерпретацией экономических понятий, которые затрагиваются  при определении режима законности вертикальных соглашений. Трактуя любое различие в условиях контрактов как дискриминационное; обвиняя фирмы в ограничении конкуренции за отказ продавать продукцию контрагентам, независимо от того, какова мотивация такого рода отказов;  фокусируя внимание на ущербе, который вертикальные соглашения предположительно наносят интересам конкурентов,  антимонопольный орган рискует оказаться не просто вовлеченным в споры хозяйствующих субъектов, но и выступить в абсолютно несвойственной роли инструмента ограничения конкуренции.

(6) В отношении эффектов решений российских судов для бизнес-практики. Российская судебная практика весьма противоречива. С одной стороны, налицо положительные эффекты, связанные с формированием достаточно высоких стандартов доказательства по большинству антимонопольных дел, реальной состязательностью судебных процессов, позволяющих уменьшить риски ошибок I рода, снижением неопределенности применения законодательства. С другой стороны, по ряду вопросов, прежде всего в области согласованных действий, судебная практика усугубляет проблемы, создаваемые правовыми нормами.

(7) В отношении воздействия политики создания организаций саморегулирования на барьеры входа на рынки показано, что государство фактически сводит развитие саморегулирования к развитию делегированного саморегулирования (передаче СРО функций государства по регулированию отдельных профессий и отраслей), не создавая достаточно стимулов для создания добровольных СРО. В условиях российской экономики с учетом значительного количества административных барьеров и, главное, устойчивых форм их воспроизводства, сама по себе установка «заменим государственное регулирование на саморегулирование» без обеспечения дополнительных условий не приводит ни к снижению непроизводительных расходов бизнеса, ни к пресечению  недобросовестного поведения государственных служащих. Развитие делегированного саморегулирования приводит к серьезному ограничению конкуренции, особенно на рынках с неоднородными участниками. Выбранный механизм обеспечения ответственности перед третьими лицами в виде компенсационных фондов вместо развития систем внесудебного разрешения споров снижает общественную эффективность саморегулирования. Идеи делегированного саморегулирования активно лоббируются представителями отдельных отраслей не столько с целью ослабить бремя государственного регулирования, сколько с целью обеспечить возможность легального ограничения конкуренции. Наблюдается существенное расхождение саморегулирования де-факто и де-юре. Проведенный анализ СРО позволил сформулировать рекомендации для решения выявленных проблем.

Публикации по проекту:


Дзагурова Н. Б. Кооперативные инвестиции и причины недоинвестирования в специфические активы // В кн.: XIII Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. В 4 кн. Кн. 1. / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. Кн. 1. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012. С. 370-378.
Авдашева С. Б., Шаститко А. Е. Международный антитраст: между конкуренцией и протекционизмом // В кн.: Мировая экономика в начале XXI века. Учебное пособие / Под общ. ред.: Л. М. Григорьев. М. : Директмедиа Паблишинг, 2013. Гл. 2. С. 47-73.
Дзагурова Н. Б. Неоднозначность торга между ошибками I и II рода в регулировании вертикальных ограничивающих соглашений // В кн.: XII Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. В четырех книгах. Книга 4. / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. Кн. 4. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012. С. 228-236.

См. также

Ключевые слова