• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Социальная политика предприятий в отношении молодых работников, как фактор инновационного развития

2011
Подразделение: Институт управления социальными процессами

Коды по классификатору Elibrary:
04.00.00 Социология
04.51.00 Социология сфер социальной жизни, социальных явлений и институтов
04.51.31 Социология труда, профессий и занятий

 Изучение специфики молодежи как субъекта социально - трудовых отношений и как объекта корпоративной социальной политики является частью (третьей волной) лонгитюдного сравнительного монографического исследования, которое осуществляется на ряде российских промышленных предприятий начиная с 2009 г.

Общие задачи всей работы состоят в последовательном анализе различных аспектов социально-трудовых отношений в их взаимосвязи: механизмы взаимодействия работников и менеджмента, индивидуальные и коллективные конфликты на предприятиях - являлись фокусом исследований соответственно первой и второй волн (2009 и 2010 гг.).  Третья волна исследования посвящена изучению молодежи - молодых работников на промышленных предприятиях, которые представляют основной объект наблюдения и анализа.

Цель исследования – анализ специфики базовых установок молодых работников в социально-трудовой сфере и практик менеджмента промышленных предприятий с точки зрения их адекватности задачам инновационного развития, с одной стороны, и исходным социальным характеристикам различных групп молодых работников, с другой.

Методология представляет собой монографическое исследование - сравнительный анализ 3-х промышленных предприятий (два машиностроительных и нефтеперерабатывающее). Исключительно важной в данном методологическом подходе является комбинация количественных и качественных методов исследований: последние позволяют прояснить целый ряд моментов, связанных с обоснованием и аргументацией позиций основных акторов социально-трудовых отношений на предприятии.

Эмпирическую базу сравнительного анализа составили материалы, полученные в ходе шести групповых дискуссий (фокус-групп) с молодыми рабочими и специалистами, 15 фокусированных интервью с руководителями различных уровней и специалистами по работе с персоналом, проведенные на  предприятиях осенью 2011г., а также данные анкетного опроса 935 работников предприятий, проведенного летом 2010 г.

Анализ на микро-уровне (уровне предприятий) предваряет обзор молодежной политики и характеристик занятости молодежи на макро-уровне: динамика положения молодежи на рынке труда (1990-2010 гг.); обзор международных, зарубежных и российских правовых норм о правах молодежи и опыте реализации молодежной политики; обзор документов корпоративной социальной политики в отношении молодых работников (статистическая отчетность, содержание и затраты на социальные программы и пр.).

Далее в работе приведены результаты анализа материалов исследования предприятий: рассмотрены базовые установки и притязания молодых работников в сфере качества трудовой жизни и концептуальные подходы и практики менеджмента предприятий по привлечению, адаптации и закреплению молодежи.

Проведенный анализ позволяет выявить ряд проблем, обозначившихся в системе управления трудом в связи со сменой поколений работников и входом на рынок труда и в сферу производства молодежи, социальные ориентиры и трудовые ценности и этика которых формировались в условиях рыночной экономики и новой информационной среды. Новое поколение работников отличается готовностью к значительным трудовым усилиям, а также мотивацией к повышению квалификации и профессионального уровня, к постоянному карьерному росту. Притязания молодых работников не ограничиваются достойной оплатой труда. Намечаются тенденции к росту притязаний в отношении других параметров качества трудовой жизни: содержания и условий труда, доступа к ресурсам карьерного роста, этики взаимоотношений с менеджментом, справедливости вознаграждения за труд и мер социальной поддержки. Новое поколение работников отличается также возросшей  мобильностью на рынке труда, связанной с расширением доступа к информации, упрощением технологий поиска работы и трудоустройства и с большей социально-психологической готовностью к сменам места работы.

Несмотря на то, что менеджментом осознается необходимость учета особенностей новых поколений работников, подходы к управлению человеческими ресурсами не претерпели необходимых изменений. Наиболее серьезные препятствия на пути к эффективному использованию потенциала молодых связаны со слабостью коммуникаций, особенно с верхними управленческими уровнями, а также с отсутствием работающих механизмов поддержки инновационной активности рабочих и специалистов, которые увязывали бы ее с интересами профессионального и карьерного роста. Серьезным дефектом является отсутствие определенных и прозрачных правил доступа работников к ресурсам карьерного роста - обучению и переобучению, повышению квалификации и т.п., а также недостаточное использование современных  методов и институтов  для реализации этих задач. Фактором, снижающим активность работников, является также подход менеджмента к разрешению возникающих индивидуальных и коллективных конфликтов: чаще всего администрация стремится не разобраться в причинах их возникновения и вступить в конструктивный диалог с неформальными инициативными группами, представляющими   интересы работников, а «замять» конфликт путем локальных мер, применив санкции по отношению к активистам. Это отрицательно сказывается на социальной атмосфере и уровне доверия к руководству.

Результаты исследования важны, прежде всего,  для решения задач прикладного характера, связанных с формированием корпоративной политики управления персоналом или выстраиванием государственных программ, направленных на подготовку новых поколений кадров для отечественной промышленности.

На базе выводов монографического исследования могут также выстраиваться методологические подходы к более масштабным работам в поле социологии молодежи. Исследование ценностей, самоидентификации и поведения значительной части молодежи в контексте трудовой деятельности может оказаться более информативным для создания социально-экономического портрета поколения, чем их рассмотрение в отрыве от конкретных практик.

Публикации по проекту:


Kozina I., Cheglakova L. Corporate Youth Policy: The Approach of Russian Industrial Enterprises / Пер. с рус. // Journal of Social Policy Studies. 2014. No. 1. P. 95-110.

См. также

Ключевые слова