• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Национальная инновационная система России: тенденции развития и направления политики

2011

Коды по классификатору Elibrary:
06.00.00 Экономика. Экономические науки
06.52.00 Экономическое развитие и рост. Прогнозирование и планирование экономики. Экономические циклы и кризисы
06.52.13 Экономическое развитие. Экономический рост

Проект нацелен на анализ и систематизацию проблем, ограничений, противоречий развития национальной инновационной системы (НИС) России, в том числе связанных с поведением  субъектов инновационного процесса; с формированием современной государственной инновационной политики и эффективной системы инструментов регулирования.

В России, как  и в других государствах, наука и инновационная система являются областью слабо прогнозируемых эффектов и серьезных рисков при формировании и реализации  регулирующих мер.  Этим объясняется поиск эффективных и «адекватных моменту» инструментов/ институтов, обеспечивающих сохранение (в идеале – улучшение) позиций страны в мире в контексте достижения глобальной конкурентоспособности и устойчивости экономики. В этих условиях проблема повышения действенности и результативности  политики в сфере науки и инноваций, деятельности  субъектов инновационного цикла представляется еще более важной. 

Данная тематика крайне актуальна и для России, которая пока не смогла добиться заметных улучшений в области формирования современной национальной инновационной системы. 

Конечной целью проекта является изучение специфики инновационного процесса; конструирование на российских данных системы моделей поведения его субъектов; разработка  актуальных предложений по направлениям и механизмам государственной инновационной политики.

Конкретные задачи, которые выполнялись в 2011 г., включают актуализацию:

– анализа тенденций и проблем  развития  инновационной сферы России на базе обновленных статистических данных,  экспертных оценок, результатов обследований поведения субъектов инновационного процесса;
– моделей инновационного поведения предприятий промышленности (включая уточнение их типологии) на базе  обновленного массива микроданных и результатов сопоставительных исследований; используемого аналитического инструментария; 
– концепции анализа инновационной деятельности в секторе исследований и разработок (поведения организаций, занимающихся исследованиями и разработками);
– анализа и систематизации зарубежного опыта формирования современной государственной инновационной политики.

Эмпирическая база исследования объединяет данные федерального статистического наблюдения в сфере науки и инноваций; результаты мониторинговых исследований инновационной активности предприятий реального сектора экономики и научных организаций, а также интервьюирования представителей науки и бизнеса, проведенных специалистами ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в 2009-2011 гг. 

Основные результаты проекта:

В области анализа тенденций и проблем развития инновационной сферы на базе обновленных статистических и социологических данных выявлены некоторые особенности инновационного поведения предприятий и организаций  в условиях кризиса.

В области конструирования моделей инновационного поведения промышленных предприятий основное внимание было уделено изучению новых аналитических возможностей, которые выявлялись, в том числе на основе анализа и систематизации большого числа новейших зарубежных разработок. В 2011 г.  для решения задачи актуализации разработанных моделей, был обновлен массив микроданных; уточнены возможности их классификации; предложены подходы к более глубокому изучению поведения инновационных акторов с учетом фактора гетерогенности. 

В частности, осуществлена попытка обобщения опыта типологии инновационного поведения компаний с акцентом на два основных направления аналитической классификации – основанных на выбранных заранее классификационных правилах, либо на анализе массивов эмпирических данных (data mining). Проведен анализ сильных и слабых сторон обоих подходов, опыта работы с подобными таксономиями; предложена аналитическая схема, позволяющая усилить их описательные свойства, продуцировать значительно больше информации об особенностях функционирования НИС, чем любой из известных методологических подходов по отдельности. Особенно интересным и актуальным представляется проведение подобных исследований для НИС России ввиду наличия ярко выраженной специфики, а также приоритезации вопросов инновационного развития в современной повестке государственной политики.

В области актуализации концепции анализа инновационной деятельности в науке (поведения организаций, занимающихся исследованиями и разработками) было продолжено ее согласование с теоретическими построениями в области НИС, инновационного цикла и циркуляции знаний. С этой целью были изучены и систематизированы результаты зарубежных исследований. Разнообразие образующих НИС институтов (включая  институты, генерирующие знания) было учтено в концептуальных разработках за счет введения дополнительных критериев. Среди них – прямое указание (в миссии организации) на  деятельность по распространению созданных знаний и ее адресатов; применение защищенных форм передачи научно-технических результатов (актуализация прав интеллектуальной собственности) и др.

Собственные наработки и результаты изучения зарубежной аналитической практики (включая теоретические постановки) позволили выделить основные предпосылки для формирования модели научной организации;определить основные направления анализа научных организаций как институционального и функционального  элемента НИС, объекта государственной политики.  Было показано, что результаты деятельности научно-технических организаций могут иметь различное «происхождение» – патенты, лицензии, опытные образцы, научно-технические услуги и пр. Тем не менее, в рамках обобщенной модели НИС они реализуют ограниченный спектр функций по встраиванию в процессы циркуляции знаний вплоть до вывода на рынок конечных товаров и услуг. То есть результаты их деятельности в качестве, как  генератора знания, так и посредника при его распространении, могут быть агрегированы в обобщенной форме инновационных услуг.

Были описаны и проанализированы три группы агрегированных инновационных услуг, осуществляемых научными организациями:

 – торгуемые услуги (операциональные услуги – научное консультирование, наукоемкие информационные услуги, включая экспертизу, сертификацию, испытания, прогнозирование и пр.);
– предложение материальных объектов (инжиниринг, предложение и адаптация готового технологического оборудования);
– явные инновационные услуги (создание «общественных благ» в форме фундаментальных исследований, научной и инновационной инфраструктуры, малых инновационных предприятий).

На этой основе предложена предметная и объектная детализация исследования деятельности научных организаций как субъектов инновационного процесса. 

В области  сопоставительного анализа практики формирования и реализации государственной  инновационной политики, систематизации подходов к ее модернизации были изучены особенности развития концепций «зеленого» роста и инклюзивных инноваций, механизмов частно-государственных партнерств  в контексте перехода экономики России на инновационную модель;  разработаны рекомендации по использованию этих концепций при формировании системы инструментов государственной инновационной политики.

С учетом результатов систематизации подходов к формированию государственной инновационной политики нового поколения, направлений их модификации в посткризисный период, применяемых в зарубежной практике, сформулированы предложения по конкретным мерам, которые могут быть реализованы в России в кратко- и среднесрочной перспективе.

Полученные исследовательские результаты были использованы при:

– обсуждении проблем и перспектив  развития инновационной сферы России, разработки конкретных предложений по инструментам государственной  политики в рамках подготовки проекта  «Стратегии – 2020: Новая модель роста, новая социальная политика» (поручение Председателя Правительства Российской Федерации; материалы экспертной группы №5 «От стимулирования инноваций к росту на их основе»);
– подготовке целого ряда аналитических, нормативно-правовых, справочных  материалов для органов власти Российской Федерации и ее субъектов.

Область применения – развитие теоретических подходов к исследованию инновационной активности (в том числе в общественном секторе), перспектив развития НИС России в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе;  совершенствование методологии и инструментария эмпирических исследований в данной области, в том числе через партнерства с  зарубежными специалистами;  разработка комплекса рекомендаций по формированию в России современной эффективной инновационной политики России с акцентом на поддержку и стимулирование  активности  различных участников инновационного процесса.