• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Исследовательские проектыИсследование международной конкурентоспособности российского общего образования с использованием методов международных обследований качества образования и комплексного исследования низких академических результатов

Исследование международной конкурентоспособности российского общего образования с использованием методов международных обследований качества образования и комплексного исследования низких академических результатов

2011

Коды по классификатору Elibrary:
14.00.00 Народное образование. Педагогика
14.01.00 Общие вопросы народного образования и педагогики
14.01.75 Экономика, организация, управление, планирование и прогнозирование образования

Работа выполнялась по трем тематическим направлениям:

1. Углубленный анализ результатов исследования PISA  в динамике от 2000 к 2009 году,
2. Изучение динамики читательской грамотности учащихся начальной и основной школы,
3. Школы с устойчиво низкими учебными результатами: условия перехода в эффективный режим работы.
В отчете в самостоятельных частях представлены результаты работ по каждому направлению.

Направление 1. Углубленный анализ результатов исследования PISA  в динамике от 2000 к 2009 году

Объект

- дифференцированная динамики в достижениях российских школьников в PISA (Programme for International Student Assesment) и вклады семейных и школьных факторов в достижения учащихся

Цели работы:

- Оценить динамику достижений учащихся в PISA за 10 лет дифференцированно по группам учащихся из разных социальных групп;
- Оценить динамику соотношения учеников c разным  уровнем достижений (Benchmarcks), по успешности в решении разного типа задач;
- Оценить динамику  семейных и школьных характеристик, оцениваемых в исследовании;
- Оценить изменения с конкурентной ситуацией между школами;
- Исследовать объясняющие факторы и построить модели, которые могли бы не только описать, но и предсказать достижения российских школьников.

Эмпирическая база исследования

Выборка российских 15-летних школьников, участвовавших в исследовании PISA в 2000 – 2009 годах.

Основные результаты работы

PISA оценивает функциональную грамотность 15-летних школьников в области математики, чтения и естественных наук. Анализ динамики результатов по разным сферам функциональной грамотности показал, что с 2000 по 2009 годы ни в одной из областей  нет прироста достижений. В чтении результаты вернулись к уровню 2000 года (самые высокие за 4 цикла), в области математики результаты в 2009 году – сравнимы с 2003 годом (самые низкие достижения), в естественных науках спад достижений по сравнению с 2003 годом. В сфере математики и естественных наук можно говорить о сокращении разрыва между «лучшими» и «худшими» результатами, в то время, как в области чтения различия между «лучшими» и «худшими» оставались примерно на одном уровне все годы.
Если сравнивать первый и последний циклы PISA, то для России характерно снижение уровня вертикальной сегрегации (различие средних результатов между школами) по всем видам достижений: это означает, что школы стали готовить детей более равномерно, хотя сегрегация школ по социально-экономическому статусу учеников возрастает.
Важный фактор, связанный с результатами PISA – уровень социально-экономического статуса семьи. В России, как и в других странах, участвовавших в исследовании,  ученики из семей с более высокими социально-экономическими, образовательными и культурными ресурсами имеют более высокие достижения. Можно говорить о появлении негативной тенденции - за десять лет среди 15-летних школьников увеличилось число тех, кто имеет низкий социально-экономический статус (по сравнению со средними международными показателями). Также надо отметить возрастание сегрегации школ по социально-экономическому статусу учеников.
В целом, исследование индивидуальных и школьных факторов, имеющих значимость для образовательных достижений, показало, что собственно школьные (контекстуальные) характеристики имеют меньшую значимость по сравнению с композиционными факторами (агрегированными на уровне школы индивидуальными характеристиками).
Социально-экономический статус семьи остается самым влиятельным фактором, даже в случае наилучшего контекста школы, которую посещает ребенок. Ресурсы школы могут привнести «добавочную стоимость» к тому результату, который можно ожидать, исходя из семейных характеристик семьи.

Направление 2. Изучение динамики читательской грамотности учащихся начальной и основной школы

Для изучения динамики читательской грамотности 10-15 летних учеников основной школы была создана диагностическая методика, сочетающая подходы международных сравнительных исследований PIRLS и PISA.

В рамках исследования 2011 года благодаря применению нескольких дополнительных методов анализа данных были выявлены новые особенности читательской грамотности учеников 4, 6, 9 классов. Данные убедительно демонстрируют отсутствие различий между четвероклассниками и шестиклассниками в способности понимать информационные тексты (шестиклассники ни в чем не опережают четвероклассников). 9 класс значимо отличается и от 4-ого, однако «накопление» читательской грамотности за пять лет обучения весьма незначительно. Наиболее проблемная область читательской грамотности шестиклассников – это умение извлекать информацию из текста, по этому показателю три четверти выборки 6-ых классов уступают более младшим читателям. Полученные данные показывают, что отставание в базисном читательском умении извлекать информацию из текста начинается в 5-6 классах. Это же умение в меньшей степени различает учеников 4-ых и 9-ых классов, чем два других, более интеллектуализированных читательских умения - по умению извлекать информацию из текстов девятиклассники меньше всего отличаются от четвероклассников.

Проведенный анализ анкетного материала позволил сделать ряд выводов о читательских привычках учащихся разных возрастов: количестве времени, которое они уделяют чтению вне школы, в том числе чтению для собственного удовольствия, круге чтения современных школьников, механизмах выбора. Результаты представлены в отчете о проведении исследования.

Разработанные новые блоки диагностической методики изучения динамики читательской грамотности учащихся начальной и основной школы будут использованы в следующем цикле исследования на репрезентативной выборке учащихся для получения данных и получении дополнительных выводов.

Направление 3. Школы с устойчиво низкими учебными результатами: условия перехода в эффективный режим работы.

Объект исследования или разработки:

Школы, работающие в сложных социальных условиях: эффективно работающие,  демонстрирующие низкие образовательные достижения и находящиеся в состоянии перехода в более эффективный режим работы. Исследуются школы трёх регионов РФ: Московская обл., Ярославская обл., республика Карелия.

Цель исследования: обеспечить условия для  повышения учебных достижений школ с устойчиво низкими результатами и поддержки образовательных учреждений, работающих в сложных социальных контекстах. Тем самым создать возможность получения качественного образования для всех групп учащихся и последовательного сокращения числа ОУ, не предоставляющих удовлетворительного уровня подготовки.

Эмпирическая база исследования:

Данные, характеризующие:

  • функционирование общеобразовательных учреждений;
  • контингент общеобразовательных учреждений;
  • социальный контекст функционирования общеобразовательных учреждений.

Источниками данных выступят: формы статистического наблюдения, социальные паспорта общеобразовательных учреждений, документация образовательных учреждений; базы данных результатов итоговой аттестации обучающихся (ГИА, ЕГЭ), данные интервью с педагогами, администрацией общеобразовательных учреждений, учащимися.

Результаты работы:

На основании данных более 1000 школ двух регионов РФ исследование подтвердило факт высокой дифференциации образовательных учреждений, как по результатам, как и по социально-экономическим характеристикам их контекста. Была осуществлена контекстуализация учебных результатов и их анализ внутри групп образовательных учреждений с близким индексом социально-экономического благополучия, Как показало исследование, школы, которые могут быть отнесены к группе наименее благополучных по социально-экономическому индексу, с большой вероятностью демонстрируют  результаты наиболее низкого уровня и крайне редко достигают результатов, соответствующих 30% наиболее высоких.  Для школ с наиболее высоким уровнем социально-экономического благополучия тенденция обратная.

Были описаны кейсы и выделены условия, позволяющие 9 школам в 3 разных регионах, в условиях различных территорий, как городских, так и сельских, в том числе, отдалённых:

  • Обеспечить устойчивый эффективный режим работы, то есть, достигать достаточно высоких учебных результатов в течение длительного периода времени, работая в сложном социальном контексте;
  • Обеспечить убедительный переход в течение короткого периода времени (3-4 года) из кризисного состояния в эффективный режим работы школы, работая  в сложном социальном контексте (находясь в «зоне риска»).
  • Реализовывать программы улучшения результатов, находясь в сложных социальных контекстах, а также условия, препятствующие их реализации.

Рекомендации по внедрению:

Разработанные модели и способы контекстуализации учебных результатов школ  позволяют  сделать системе оценки качества проводить более объективный и содержательный анализ  качества работы образовательных учреждений.  Это открывает возможность принимать адекватные управленческие решения в отношении наименее успешных школ и разрабатывать для них программы поддержки.

На основании результатов исследования  могут быть разработаны рекомендации для различных уровней управления,  способствующие реализации программ улучшения результатов и перехода школы в эффективный режим работы.

Область применения результатов:

Управление в области образовательной политики.
Проведение дальнейших исследований в области образования.

См. также

Ключевые слова