• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Международное сопоставительное исследование института контрактных отношений (на примере контрактов «учебное заведение – преподаватель» и моделей приема абитуриентов в высшие учебные заведения)

2011
Подразделение: Международная научно-учебная лаборатория институционального анализа экономических реформ (старый сайт)

Коды по классификатору Elibrary:
14.00.00 Народное образование. Педагогика
14.01.00 Общие вопросы народного образования и педагогики
14.01.75 Экономика, организация, управление, планирование и прогнозирование образования

Источник человеческого капитала для высшего учебного заведения – это преподаватели и студенты, которые выступают в данных институциональных отношениях, в том числе и в качестве потребителей. Основной задачей для университета, стремящегося к полноценной конкуренции с ведущими университетами и к собственному процветанию, является привлечение преподавателей и студентов, качество которых соответствует потребностям университета. Механизмы привлечения и удержания могут быть весьма разнообразными, и применение университетом тех или иных механизмов зависит от большого числа внешних и внутренних институциональных, ресурсных и технологических факторов.

Цель данного исследования – сравнительный институциональный анализ моделей организации контрактных отношений в высших учебных заведениях, на примере контрактов «учебное заведение – преподаватель» и моделей сочетаемости (matching) абитуриентов и высших учебных заведений (на примере моделей распределения абитуриентов по высшим учебным заведениям).

Объектами данного исследования выступают как непосредственно высшие учебные заведения, так и преподаватели и абитуриенты.

Предметом исследования является анализ трансформации контрактных отношений в сфере высшего образования. В данном исследовании рассматриваются контрактные отношения между профессорами и учебными заведениями, между абитуриентами и учебными заведениями, а также между учебными заведениями и государством.

Были поставлены и решены следующие задачи:

  • Построение типологии системы академических контрактов, опирающейся на учет многообразия институциональных факторов и условий организации образовательных систем.
  • Моделирование и эмпирический анализ факторов адаптации экономических агентов к изменяющимся институциональным условиям (на примере поведения абитуриентов высших учебных заведений в условиях внедрения института ЕГЭ и с учетом динамики правил поступления в вузы).

Исследование основывается на методах теории игр, микроэкономического анализа, новой институциональной теории рынков и организаций, статистического и эконометрического анализа данных, и на социологических методах сбора данных (анкетирование, опрос, углубленные интервью).

Информационную базу исследования составили статистические данные следующих исследований:

  • Обследование ГУ-ВШЭ по результатам приемной кампании в государственные вузы (2010 г.).
  • Российский мониторинг экономики и здоровья.
  • Мониторинг экономики образования (опрос домохозяйств; опрос руководителей вузов).
     

Эмпирические данные совместного проекта с Центром изучения высшего образования (Бостон Колледж, США)  (2010 г.): 

  • Информация о приеме и численности обучающихся в государственных вузах по формам обучения и направлениям подготовки (собрана данным исследовательским коллективом);
  • Лонгитюдные данные о подготовке и поступлении в вузы 11-классников (на базе эмпирических проектов 2009-2010 гг., осуществленных данным исследовательским коллективом).

В настоящем проекте также использовались данные, собранные непосредственно для его реализации, в том числе данные опроса первокурсников российских вузов, проведенного в ряде крупных городов России.

Результатом данного исследования является формализация подхода к анализу контрактов в университете. Данное исследование описывает механизмы перехода от эффективного контрактного равновесия к неэффективному. Одновременно даются рекомендации о необходимых условиях для перехода к эффективному равновесию в современных условиях массовизации высшего образования. На основании межстранового анализа университетских систем описана роль формальных и неформальных характеристик, материальных и нематериальных факторов в формировании полезности, получаемой преподавателем от его деятельности. Анализ материальных вознаграждений в различных странах выявил неравенство этого вознаграждения, получаемого на различных уровнях академической иерархии, позволил выявить влияние этого неравенства на стимулы преподавателей высших учебных заведений и выделить компенсаторные механизмы, используемые руководством вузов для снижения негативных последствий, связанных с низким финансированием деятельности преподавателей в рамках основных трудовых контрактов.

Анализ взаимодействия системы «абитуриент – вуз» позволил выделить факторы, обуславливающие выбор абитуриентом одного или нескольких вузов. В ходе исследования были получены новые эмпирические данные о характеристиках стратегий абитуриентов при выборе высшего учебного заведения. В частности, рассмотрены механизмы влияния школы на формирование набора приоритетных для абитуриента вузов, в которые пытается поступить абитуриент. Также проанализирована ориентация абитуриентов на информацию, предоставляемую самими вузами, и определена роль доходов домохозяйств в выборе высшего учебного заведения и в выборе стратегии подготовки и поступления в него.

Проведенная работа позволяет сформулировать практические рекомендации по отдельным направлениям образовательной политики, касающимся контрактных отношений между вузами и преподавателями. Действительно, проблемы академической профессии, характеризующие снижение ее экономической привлекательности, прежде всего, для наиболее талантливой молодежи, наблюдаются не только в России, но и во многих зарубежных странах. Заработные платы не постоянно корректируются с учетом инфляции и доходов в других профессиях со сходными квалификациями. Гарантий в отношении постоянства академической работы, а также неснижения реального уровня оплаты труда, стало меньше, а подотчетность уменьшила профессиональную независимость и добавила «непрофильной», отчетной работы. При этом значительное увеличение численности академического персонала, работающего на неполную ставку для удовлетворения спроса массового образования, создало преподавателей «второго класса», чьи относительные заработные платы и дополнительные пособия значительно ниже, чем у преподавателей, работающих на полную ставку. В этой связи целесообразно организовать и провести работу по изучению мероприятий образовательной политики в зарубежных странах, нацеленных на восстановление привлекательности академической профессии и привлечение и закрепление в университетском секторе наиболее талантливых и результативных молодых ученых.

Кроме того, в настоящем отчете представлено описание последствий разрушения сложившегося в советское время эффективного контракта с преподавателями высшей школы: академический провинциализм во многих областях научной деятельности, симуляция исследовательской деятельности, «продажа» оценок, множественная занятость преподавателей. Для преодоления соответствующих тенденций целесообразно при разработке государственной политики в области профессионального образования предусмотреть мероприятия по повышению уровня владения академических работников иностранными языками – английским и другими, на которых в настоящее время издаются основные научные работы;развитию международной академической мобильности, в том числе создание нормативно-правовой базы и выделение бюджетных ассигнований на обеспечение индивидуальных и коллективных зарубежных командировок академических работников с целью повышения квалификации, ведения совместной научной деятельности, а также представления результатов собственной научной деятельности; развитию партнерских отношений российских и зарубежных вузов, в том числе поддержку институциональных партнерств российских и близких по профилю и реализуемым образовательным программам / научным исследованиям зарубежных вузов, направленных на реализацию в отечественных вузах лучших методик и практик преподавательской деятельностизвитие исследовательской компоненты работы преподавателей; формирование нормативно-правовой базы и выделение бюджетных ассигнований на развитие международных образовательно-научных консультационных советов для кнсорциумов российских вузов, или профильному принципу; институционализации и поддержке профессиональных сообществ научных работников с обязательным участием международных экспертов в соответствующих областях, сформированных с целью взаимного обмена опытом, распространения лучших преподавательских практик, результатов научной деятельности, а также формирования «здоровой» профессиональной среды, исключающей массовые проявления академического оппортунизма.

В ходе проведенной работы были проанализированы международные данные об экономической привлекательности академической профессии в России и за рубежом. Представленные в отчете результаты свидетельствуют о катастрофическом отставании средних заработков (с учетом множественной занятости) российских преподавателей вузов от средних заработков в российской экономике. Россия является одним из лидеров по размеру соответствующего «штрафа» за работу в сфере высшего образования, причем соответствующее отставание зарплат преподавателей от средней в экономике проявляется и на уровне начальных, и на уровне «топовых» позиций в академической иерархии.

Преодоление проблемы низких заработков преподавателей вузов требует обеспечение объемов денежного и прочего материального вознаграждения (включая дополнительные блага) как в точке выбора карьеры преподавателя университета, так и на протяжении всей его работы на уровне, достаточном для того, чтобы человек, избравший университетскую карьеру, не испытывал недостатка в материальных и культурных благах, мог обеспечивать свою семью на достойном уровне. Однако такое вознаграждение не должно быть чрезмерно высоким. Если оно окажется завышенным, то преподавательская карьера начнет привлекать людей, которые не различают «академического вознаграждения» и видят в своих обязанностях только способ получения денежного дохода.

Анализ зарубежных данных о доходах преподавателей позволяет оценить целевое значение роста зарплат в данной сфере, которое необходимо достичь для выравнивания экономической привлекательности академической профессии в России – не менее чем в 2 раза по сравнению с текущим уровнем оплаты труда.

В части работы, нацеленной на изучение последствий введения ЕГЭ и адаптации к новым правилам приема российских семей, были получены результаты, которые позволяют сформулировать рекомендации, прежде всего в части информационной прозрачности перехода «школа-вуз».

Введение ЕГЭ существенно расширило возможности выбора вуза. Абитуриенты подают документы в несколько вузов, на несколько программ обучения. Между тем, выбор вузов многим из них приходится делать, не имея достаточной информации о программах обучения, учебных планах, преподавательском составе вузов и т.д. В этой связи целесообразно ввести регламентацию общественного представления информации о различных аспектах деятельности вузов, а также оказать поддержку разработки / обновления аналитической информации о рынке высшего образования, обеспечить ее общественную доступность.

См. также

Ключевые слова