• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Исследовательские проектыСравнительный анализ качества высшего образования в глобальной экономике знаний: инженерное и экономическое образование

Сравнительный анализ качества высшего образования в глобальной экономике знаний: инженерное и экономическое образование

2011

Коды по классификатору Elibrary:
14.00.00 Народное образование. Педагогика
14.01.00 Общие вопросы народного образования и педагогики
14.01.75 Экономика, организация, управление, планирование и прогнозирование образования

Работа выполнялась по четырем тематическим направлениям:

  • Сравнительный анализ качества высшего образования в глобальной экономике знаний: инженерное и экономическое образование,
  • Оценка результатов обучения в высшем образовании по направлению «экономика» на основе международной методологии организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР),
  • Международное сравнительное исследование проблем и перспектив развития сельской школы в странах с переходной экономикой на примере России и Китая,
  • Мониторинговое исследование качества приема в вузы на основе данных, размещенных на сайтах российских вузов (государственных и частных).

В отчете в самостоятельных частях представлены результаты работ по каждому направлению.

Направление 1. Сравнительный анализ качества высшего образования в глобальной экономике знаний: инженерное и экономическое образование

Выполненная работа является третьей частью межстранового сравнительного проекта (первая была выполнена в 2009 году, вторая – в 2010 году), инициированного Школой образовательных исследований Стенфордского университета (Stanford University School of Education – SUSE) и направленного на изучение качества инженерного и экономического образования в высших учебных заведениях стран БРИК.

В 2011 году проект был сфокусирован на исследовании ситуации в области экономического образования в России и сопоставлении полученных данных с результатами исследования российского инженерного образования.

Объектом исследования являлось российское высшее профессиональное экономическое и инженерное образование.

Цель работы – диагностика изменений в системе высшего профессионального образования в вузах, готовящих экономистов, и сопоставление данных, полученных в при изучении инженерного образования в России, в контексте вхождения России в глобальную экономику знаний.

Эмпирическую базу исследования составили данные экспертного опроса преподавателей экономических факультетов классических университетов и отраслевых государственных вузов экономики и управления в Москве (27 интервью, 4 вуза), анкетного онлайн-опроса студентов выпускных курсов вузов бакалавриата/специалитета (87 студентов, 11 вузов из 6 городов - Москвы, Владивостока, Якутска, Барнаула, Красноярска, Новосибирска).

Анализ полученных данных подтверждает рассматривавшийся в качестве гипотезы тезис о том, что в экономических вузах распространена институциональная неготовность к подготовке специалистов для работы в условиях инновационной экономики. Были показаны:

- отсутствие общего для профессионального сообщества представления о целях и задачах подготовки современного экономиста,
- распространенная в вузах неготовность к интегрированию исследовательской и преподавательской работы;
- отсутствие кооперации с рыночными агентами;
- слабая готовность преподавательского состава к работе по образовательным стандартам третьего поколения, настороженность по отношению к административно внедряемым новациям.  

Вместе с тем, в отличие от инженерных вузов, в российских экономических вузах фактор самоопределения относительно оценки советского образовательного наследия определяющей роли не играет. Хотя представители вузов и отмечают свою «родовую связь» с советской экономической школой, но не рассматривают это наследие в качестве образца для подражания и не ставят своей задачей всемерно сохранять советские традиции. Вузы на уровне администраций и преподавателей в большей мере нацелены на восприятие и внедрение инноваций. Также в экономических вузах в большей мере, чем в инженерных вузах, проблематизируется методика преподавания. Преподаватели в целом ориентированы на то, чтобы экспериментировать с форматами обучения в поисках тех, что в большей мере будут соответствовать требованиям к развитию современных компетенций экономиста.

Направление 2. Оценка результатов обучения в высшем образовании по направлению «экономика» на основе международной методологии организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)

Объект исследования

Объектом исследования является качество подготовки (результаты обучения) студентов 4-го курса бакалавриата и/или специалитета, получающих экономическое образование в российских вузах.

Цель и задачи работы

Цель исследования – анализ принципиальной возможности оценки компетенций студентов российских вузов, получающих экономическое образование, на основе международной сопоставительной методологии, разработка и апробация инструментов измерения результатов обучения (компетенций) студентов и контекста результатов обучения.
Эмпирическую базу исследования составили результаты фокус-групп, проведенных для апробации переведенного и адаптированного международного инструментария для оценки результатов обучения и контекста результатов обучения. В общей сложности в рамках исследования были проведены 18 фокус-групп с использованием переведенного на русский язык инструментария, 3 фокус-группы с использованием оригинального инструментария на английском языке. В исследовании приняли участие 204 студента из 20 российских вузов-участников консорцума. 

Результаты работы

В 2011 году проведена значительная организационная и исследовательская работа, обеспечивающая дальнейшую реализацию полевого исследования:

1. Сформирован консорциум вузов-участников исследования, включающий на сегодняшний день 20 российских вузов. Проведены тренинги и семинары с институциональными координаторами в вузах-участниках консорциума, позволившие им повысить свою квалификацию в области использования международных методологий  исследований в области образования, прежде всего, в области обеспечения качества образования. Кроме того, для обеспечения эффективной обратной связи  разработан сайт проекта (www.hse/ahelo).
2. В соответствии с международной методологией проекта AHELO проведены перевод, адаптация и верификация оценочного инструментария для оценки результатов обучения (компетенций) студентов и контекста результатов обучения. Итоговый инструментарий для оценки компетенций включает:
  • 2 задания с конструируемыми ответами;
  • 50 вопросов с множественным выбором ответов.
Оценочный инструментарий для оценки контекста результатов обучения включает 3 типа анкет:
  • Анкету для студентов;
  • Анкету для институциональных координаторов;
  • Анкету для преподавателей.

3. В соответствии с международной методологией проекта AHELO проведены фокус-группы по апробации оценочного инструментария для оценки результатов обучения в 19 вузах-участниках консорциума. 
4. Проведена обработка и анализ результатов фокус-групп. В рамках теории моделирования и параметризации тестов (IRT – Item Response Theory) проведен анализ каждого переведенного и адаптированного международного оценочного задания. Сделаны выводы относительно корректного функционирования использованных в ходе фокус-групп оценочных заданий в качестве инструментов измерений компетенций учащихся.
5. Сделаны выводы и сформулированы гипотезы, важные для дальнейшего продолжения работы - проведения широкомасштабного репрезентативного исследования по оценке качества экономического образования в российских вузах на основе международной методологии AHELO, которое поможет ответить на вопрос о принципиальной возможности объективной оценки качества высшего образования российских студентов на основе международной методологии проекта AHELO.

Результаты исследования могут быть использованы государственными органами управления образованием, агентствами по обеспечению качества образования, высшими учебными заведениямив ходе текущей работы по разработке новых федеральных профессиональных образовательных стандартов, оригинальных образовательных стандартов ведущих российских университетов, примерных образовательных программ, включая новые контрольно-измерительные материалы. Дальнейшая реализации я исследования будет способствовать созданию в России независимой комплексной системы оценки качества высшего образования в контексте внедрения новых стандартов высшего профессионального образования и распространения компетентностного подхода в образовании, а также успешному позиционированию российских вузов в глобальном образовательном пространстве.

Направление 3. Международное сравнительное исследование проблем и перспектив развития сельской школы в странах с переходной экономикой на примере России и Китая

Проведение международного сравнительного исследования во многом обусловлено задачами развития сельского образования в странах с переходной экономикой – России и Китае. Несмотря на различия в социально-экономических тенденциях и демографических процессах, происходящих в настоящее время в России и Китае, сравнительное исследование подходов к решению проблем и перспектив развития образования в сельской местности имеет важнейшее значение для определения эффективных национальных стратегий образовательной политики, обеспечивающих реализацию международных правовых норм в сфере образования.

Объект исследования – учащиеся старших классов сельских школ пилотных регионов России и Китая и их родители. В качестве объекта исследования изучались следующие основные компоненты концептуальной схемы, разработанной для анализа образовательных, карьерных и миграционных траекторий сельской молодежи:

1. ресурсная обеспеченность семей, материальное и субъективно определяемое социальное положение родителей; культурный капитал семей; человеческий капитал; социальный; социально-профессиональные характеристики родителей;
2. ожидания/представления родителей относительно образовательных, карьерных и миграционных траекторий своих детей-учащихся, включая реалистичные оценки финансовых возможностей семьи по обеспечению их дальнейшего образования, осведомленность о ситуации на рынке труда, уровень социального оптимизма;
3. собственные ожидания/представления учащихся относительно наиболее вероятных для них образовательных, карьерных и миграционных траекторий;
4. школа, как совокупность факторов, определяющих социализацию учащихся и отражающих специфику действующих образовательных стандартов, профиль образования, материальную оснащенность и квалификацию преподавательского состава, наличие дополнительных возможностей для развития творческих и интеллектуальных способностей школьников;
5. региональные особенности, определяющие возможности трудоустройства выпускников в городской и сельской местности, возможности дальнейшего повышения образования - отраслевая структура экономики, уровень безработицы, характеристика миграционных процессов в регионе, уровень и дифференциация заработной платы между селом и городом, стоимость потребительской корзины и прожиточного минимума, стоимость и доступность жилья, стоимость обучения и проживания во время обучения в вузах, колледжах/техникумах, ПТУ.

Цель исследования – сравнительный анализ образовательных, карьерных и миграционных стратегий учащихся старших классов сельских школ России и Китая и ожидания их родителей с целью формирования предложений по развитию региональных систем образования с учетом предпочтений семей в странах с переходной экономикой.

Для проведения исследования в каждой из стран участниц проекта – России и Китае – были выбраны пилотные регионы, отличающихся природно-климатическими и транспортными условиями, уровнем и профилем социально-экономического развития, демографическими тенденциями и системами сельского расселения. В каждом из пилотных регионов был выбран сельский район, в котором был проведен сплошной опрос всех учащихся предвыпускных и выпускных классов в форме интервью и анкетный опрос их родителей.

Эмпирическая база исследования сформирована из двух массивов данных:

  • 2166 анкет учащихся старших классов сельских школ и их родителей из 4 российских регионов: Алтайская края, Московской области, Ульяновской области и Республики Саха (Якутия).
  • 1876 анкет учащихся сельских школ и их родителей из 3 китайских провинций: Чжэцзян, Аньхой и Шэньси.

По результатам эмпирического исследования наиболее массовой ожидаемой образовательной, карьерной и миграционной траекторией выпускников сельских школ российских регионов является получение высшего образования и переезд в город на постоянное место жительства. Меньшей популярностью среди учащихся пользуются учреждения среднего профессионального образования. Наименее привлекательной образовательной стратегией для сельских школьников является продолжение обучения в ПТУ, и практически никто из опрошенных не собирается работать сразу после школы.

Среди факторов эмпирической модели («семья», «среда», «школа») наибольшим влиянием на формирование ожидаемых карьерных траекторий обладает фактор «семья», иными словами конус возможностей социальной мобильности и уровень притязаний сельской молодежи на 80-90% определяется уровнем человеческого капитала родительской семьи.

На основе анализа результатов эмпирического исследования были разработаны предложения по развитию региональных систем образования с учетом предпочтений семей. Перспективы развития образования в сельской местности в российских регионах связаны с созданием и развитием образовательных центров и социокультурных комплексов, как наиболее эффективных моделей образовательных учреждений, обеспечивающих кооперацию и интеграцию ресурсов сельского социума, дополняющих человеческий капитал родительской семьи.

На основе результатов эмпирического исследования, проведенного в трех провинциях Китая - Чжэцзян, Аньхой и Шэньси - необходимо подчеркнуть, что в сельских районах Китая велик спрос на получение образования в средней школе второй ступени (СШВС)[1], но это не относится к среднему профессионально-техническому образованию, сельские школьники по-прежнему неохотно идут в профессионально-технические школы. Уровень успеваемости оказывает решающее влияние на выбор сельскими школьниками между обучением в средней школе второй ступени и обучением в профессиональной школе, а вот материальное положение семьи оказывает решающее влияние на выбор между профобразованием или трудоустройством после окончания основной школы. Эти результаты, несомненно, будут полезны для реализации текущей политики предоставления материальной помощи и выплат стипендий ученикам профессиональных школ в сельских районах.

Направление 4. Мониторинговое исследование качества приема в вузы на основе данных, размещенных на сайтах российских вузов (государственных и частных)

В рамках проекта был проведен мониторинг прозрачности сайтов российских вузов для абитуриентов (I этап исследования) и оценено качество приема в вузы (II этап исследования).

Объект исследования и источник данных:

Для I этапа: Мониторинг прозрачности сайтов вузов - Сайты государственных и частных вузов РФ. Анализировались материалы, размещенные в открытом доступе и адресованные абитуриентам, поступающим на программы первого высшего образования (дневное обучение), а также абитуриентам магистратуры.
Для II этапа: Оценка качества приема в вузы - Списки рекомендованных к зачислению и приказы о зачислении на программы первого высшего образования (дневное обучение), размещенные в открытом доступе на сайтах вузов. Анализировались баллы ЕГЭ, зачисленных по результатам конкурса на программы первого высшего образования (дневное обучение) на бюджетные и платные места.

Цель работы

Оценка прозрачности приемной кампании 2011 года; сравнительный анализ приемной кампании 2011 и 2010 года, а так же сравнение открытости для абитуриентов государственных и аккредитованных частных вузов.

Оценка качества приема в российские вузы на основании расчета среднего и минимального балла ЕГЭ зачисленных.

В ходе I этапа исследования было проведено два среза мониторинга прозрачности сайтов вузов: целью каждого из них было зафиксировать своевременность и степень полноты размещаемой вузами информации. Список параметров для оценки был разработан на основании приказа Минобрнауки РФ от 10.01.2010 № 58 «Об утверждении порядка приема граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования». Первый срез проводился до начала приема документов; второй - в ходе приема документов и после публикации пофамильных рейтинговых списков абитуриентов.
В ходе второго этапа исследования для каждого вуза, попавшего в выборку, были рассчитаны: средний балл ЕГЭ  зачисленных на каждую специальность / направление подготовки и средневзвешенный балл ЕГЭ по вузу в целом; минимальный балл ЕГЭ зачисленных на каждую специальность и по вузу в целом; средние (средневзвешенные) баллы ЕГЭ по укрупненным группам направлений подготовки (по ОКСО и в более дробной, разработанной нами классификации из 74 направлений); сопоставлены средние баллы ЕГЭ по одной специальности/направлению в разных вузах.

Практические результаты исследования и область применения:

Рейтинг прозрачности сайтов российских вузов

Рейтинг качества приема в российские вузы 

Создан и размещен в открытом доступе «Калькулятор баллов ЕГЭ», который позволяет абитуриентам 2012 года оценить свои шансы поступления в выбранный вуз. 

Данные исследования могут быть применены МОНом РФ при составлении государственного задания по подготовке специалистов (определении количества бюджетных мест на направлениях и в вузах).

См. также

Ключевые слова