• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Исследование студенчества как новой возрастной группы

2011

Коды по классификатору Elibrary:
04.00.00 Социология
04.41.00 Социальные классы, общности и группы
04.41.31 Социальные группы. Коллективы

 Работа выполнялась по двум тематическим направлениям:

1. Следы специфики образовательной программы и уклада школы в биографии выпускников,
2.  Отчисления студентов российских вузов.

В отчете в самостоятельных частях представлены результаты работ по каждому направлению.

Направление 1. Следы специфики образовательной программы и уклада школы в биографии выпускников

Объектом исследования являются выпускники школ,  окончившие ее  20, 15, 12,10, 8,6 и 4 года назад, предметом исследования – события, их причинность, образовательные и жизненные траектории.

Цель работы состояла в выявлении фактора школы в жизненных, трудовых и образовательных траекториях ее выпускников. Сюда входило не только  изучение специфики траекторий, но и изучения  проявлений фактора школы в мотивационной  сфере и в принятии решений,  а также в удовлетворенности   профессиональной деятельностью, семейной жизнью и образованием.

Задачи исследования  и этапы их реализации:

1) рассмотреть зарубежные и российские исследования с точки зрения методологии и методов изучения фактора школы в трудовых и образовательных траекториях выпускников;
2) концептуализировать понятие фактор школы, понять влияние и описать его проявления;
4) построить концепт и  создать инструмент(анкета) для выявления фактора школы;
5) выявить событийность жизни выпускников концептуальной и среднестатистической школ и проанализировать зависимость  событийной насыщенности от фактора школы;
6) описать траектории жизни выпускников различных школ и выявить проявления  в них фактора школы.

Для исследования поставленных задач были проведены:

- 3 фокус группы с выпускниками, окончившими школу более 10-20 лет назад  и педагогами школы для разработки исследовательской модели;
- экспертный  опрос методом Дельфи 9 ведущих  специалистов в области образования, экономики, психологии и социологии  для выделения основных  характеристик, критериев и  параметров влияния школы на трудовые и образовательные траектории;  
- экспертный опрос специалистов Главного управления г.Красноярска для отбора школ  для участия в опросе;
- анкетный опрос 1300 выпускников школ г. Красноярска (6 школ, отвечающих следующим критериям: 2 школы (гимназии, лицеи), реализующие авторские образовательные программы; 2 школы, работающие в стагнационном районе г. Красноярск, 2 типичные для Красноярска школы);
- 90 глубинных интервью методом Laif Lain с выпускниками в возрасте 20-25 лет,  30-35 лет и 43-50 лет концептуальной и среднестатистической школ;
- Для исследования факторов, которые оказывают значимое влияние на уровень дохода выпускников, использовались статистические данные Красноярской краевой статистики.

На основе проведенных анализа зарубежных и российских исследований, фокус-групп и  экспертного опроса  была описана модель и разработана анкета «Жизненный путь выпускника школы», а также построена событийная последовательность, в которой может проявляться фактор школы. Анкетный опрос позволил описать образовательные, жизненные траектории выпускников концептуальных, среднестатистических и стагнационных школ. Полученные результаты позволили выявить сходства и различия между траекториями выпускников различных школ, а также сформулировать гипотезу относительно различий в событийной насыщенности выпускников различных школ.

Проведенное исследование является первой попыткой  исследования   биографических событий и проявления в них образовательных результатов, произведенных школой.  Полученные результаты позволяют утверждать что, если школа имеет философскую образовательную концепцию и педагогический коллектив школы ее  принимает и реализует, то в биографии выпускников она проявляется в удовлетворенности  жизнью, образованием, семьей, а также в отношении к здоровью и его состоянию. Установлены  существенные различия экономического положения у выпускников разных школ.  Также установлены различия  в патерналистских проявлениях образа жизни выпускников, выраженных, например, в уровне материальной помощи со стороны родственников.

К ограничениям исследования можно отнести то, что оно проводилось на 6 школах г.Красноярска, что делает невозможным обобщение его результатов на все российские школы и оценку отдаленных образовательных результатов. Тем не менее, именно расширение исследования на другие школы, и, прежде всего, в малых городах и сельских территориях видится перспективным направлением развития и следующим шагом исследования.

В рамках работы было проведено также качественное исследование, которое выявило, что выпускники концептуальной школы разного возраста демонстрируют  сходную тенденцию к снижению событийной насыщенности начиная с возраста 35 лет (особенно в возрастах 18-25; 30-35).  Выпускники концепутальной школы демонстрируют боле высокие по сравнению с выпускниками других школ ожидаемые показатели продолжительности жизни.

Выпускников концептуальной школы характеризует наполнение картины жизни; большей событийной связности прошлого, настоящего и будущего в переживаниях респондентов, отсутствии случайных событий.

В заключение отчета предложены ряд мер, которые могли бы быть полезны в совершенствовании  организации образовательного процесса, разработке  программ развития и политике по вкладам школы. Они позволят увеличить влияние концептуального фактора в отдаленных результатах деятельности школы, а также  повысить внимание к здоровью и продолжительности жизни  российских граждан, их самочувствию и удовлетворенностью жизнью в целом и ее отдельными проявлениями – образованием, работой, семьей.

Направление 2. Отчисления студентов российских вузов

Объектом исследования являются студенты российских вузов, предметом исследования - масштаб, факторы, причины, механизмы и последствия отсева студентов российских вузов, траектории отчисленных студентов.
Цель исследования состояла в изучении феномена отчислений в российских вузах. Сюда входило не только понимание того, как происходит процесс отчисления и какие механизмы сопровождают этот процесс, но и изучение масштаба отчислений в российских вузах и факторов, способствующих отчислению.
Исследование проводилось на примере одного российского государственного вуза - Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" в Москве - и затрагивало как студентов бакалавриата/специалитета, так и студентов магистратуры.

Задачи исследования:

1) рассмотреть масштаб отсева в российских вузах и выявить факторы, увеличивающие или уменьшающие риск отчисления студентов (на примере НИУ ВШЭ).
2) концептуализировать понятие отчисления, понять процесс и описать механизмы отчисления студентов (на примере НИУ ВШЭ).
3) построить типологию причин и последствий отсева студентов (на примере НИУ ВШЭ).
4) проанализировать практики взаимодействия сотрудников учебных частей со студентами, находящимися на грани отчисления или уже отчисленными (на примере НИУ ВШЭ).
5) построить типологию причин, по которым некоторые дисциплины вызывают трудности у большой доли студентов (высокая доля студентов не могут сдать их с первого раза), а также оценить распространенность этих причин (на примере НИУ ВШЭ).
6) описать траектории отчисленных студентов (распространенность причин отчислений и последствий отчислений) (на примере НИУ ВШЭ).

Эмпирическая база исследования

Для исследования поставленных задач были проведены:

- 20 интервью с отчисленными студентами НИУ ВШЭ, обучавшихся на различных факультетах;
- 6 интервью с сотрудниками учебных частей факультетов с низкими и высокими показателями уровня отчислений;
- 25 интервью со студентами, которые имели задолженности или успешно сдали "проблемные дисциплины" (курсы, которые не сдают с первого раза наибольшие доли студентов);
- электронный опрос студентов, когда-либо отчисленными из бакалавриата, специалитета и магистратуры НИУ ВШЭ.
- Для исследования масштаба отчислений и факторов, которые оказывают значимое влияние на выбытие студентов, использовались статистические данные административной базы "АСАВ" ("Абитуриент. Студент. Аспирант. Выпускник"), содержащей информацию об истории поступления и обучения студентов в НИУ ВШЭ.

На основе проведенных интервью был описан процесс и механизм отчисления студентов в НИУ ВШЭ, практики взаимодействия студентов и сотрудников учебных частей факультетов в период до и после отчисления, построена типология причин и последствий отсева студентов, а также построена типология причин, по которым студенты имели затруднения при сдаче определенных дисциплин. Электронный опрос позволил оценить распространенность тех или иных причин в отчислении студентов, распространенность причин, по которым студенты не могли сдать "проблемные дисциплины", а также описать жизненные траектории студентов после отчисления. Полученные результаты позволили выявить различия между студентами бакалавриата/специалитета и студентами магистратуры в области причин и последствий отчислений, а также сформулировать гипотезу относительно различий в уровне отсева среди факультетов исследуемого вуза.

Полученные результаты позволяют также утверждать о специфике российских вузов в отношении отсева студентов: студенты не сами принимают решение об отчислении, а вынуждены покинуть вуз (решение за них принимает преподаватель или правила вуза). Таким образом, зарубежные концепции отсева студентов становятся малоприменимы к описанию российской действительности, что актуализирует поиск новой объяснительной рамки, которая смогла бы быть полезной для описания и исследования процесса отчислений в российских вузах.

Проведенное исследование является первой попыткой исследования процесса и механизма отчислений студентов, описания причин, последствий отчислений и студенческих траекторий именно российских студентов. Проводимые до этого исследования касались лишь изучения масштаба отчислений и взаимосвязи социально-демографических характеристик с фактом отсева студента, в пределах одного вуза или нескольких вузов одного региона России. В проведенном нами исследовании предпринимается попытка подбора новой объяснительной рамки к данному феномену, которая может быть успешно применена в российской действительности.

К недостаткам исследования можно отнести то, что оно проводится фактически на данных одного вуза, что делает невозможным обобщение его результатов на все российские вузы. Тем не менее, именно расширение исследования на другие российские вузы видится перспективным направлением развития и следующим шагом исследования.

В рамках исследования также был проведен анализ статистической информации о студентах бакалавриата/специалитета НИУ ВШЭ, который позволил подтвердить некоторые тенденции, наблюдающиеся в зарубежных вузах и других российских вузах: наибольшему риску выбытия из университета подвержены первокурсники, юноши, иногородние студенты. Было обнаружено, что более низкими рисками выбытия обладают золотые медалисты, однако между студентами, поступивших в вуз разными способами (через результаты ЕГЭ или олимпиаду) различий не наблюдается. Не было также обнаружено устойчивой взаимосвязи результатов ЕГЭ с риском отчисления для студентов бюджетных мест. Эти выводы могут быть полезны при анализе последствий изменений в области приема студентов в вузы для руководителей вузов и управленцев в области высшего образования.

В заключении отчета предложены ряд мер, которые могли бы быть полезны в совершенствовании образовательного процесса, разработке политики по снижению уровня отсева без снижения качества образования. Они позволят снизить влияние институциональных факторов (большой объем заданий по курсу, несоответствие содержания экзамена содержанию курсов), факторов недостаточной вовлеченности студентов в учебный процесс (наличие работы вне ВШЭ, незаинтересованность в предмете, специализации), а также индивидуальных факторов, способствующих отчислению студентов (сложность адаптации к новой обстановке, жизни без родителей, учебному процессу).