• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Система образования: организационная среда школ и интеграция мигрантов

2011

Коды по классификатору Elibrary:
04.00.00 Социология
04.51.00 Социология сфер социальной жизни, социальных явлений и институтов
04.51.53 Социология образования и воспитания

Находясь на стыке двух направлений, данный проект посвящен изучению организационной среды школы и проблем интеграции мигрантов.  В России рост числа детей из семей мигрантов в школах еще только начинается, хотя уже сейчас в урбанизированных районах РФ есть школы, где доля иноэтничных мигрантов достигает 40%. Школа является важнейшим механизмом интеграции мигрантов, причем, как показали наши предварительные исследования, не только детей, но и родителей. В таком контексте роль школы в интеграции детей мигрантов приобретает особенное значение.
Объектом данного исследования является система школьного образования, которую мы рассматриваем на примере Санкт-Петербурга, Ленинградской и Московской областей, и которая включает в себя учителей, учеников и родителей, взаимодействующих со школой. Эмпирическую базу исследования составили массивы данных, собранные в 2008-2010 гг. в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ.

(1) По проблеме интеграции детей мигрантов в базу вошли следующие данные:

  • Пилотные опросы 2008-2009 в СПб: более 150 интервью  с родителями и работниками школ; 1200 анкет в 22 школах;
  • Опросы 2010-2011 г.: 7300 анкет в 104 школах в Санкт-Петербурге, 3000 анкет в 50 школах Подмосковья, 121 интервью с учителями и администрацией школ, 31 интервью с родителями.
  • В 2011 году также были собраны новые эмпирические данные при поддержке ЮНИСЕФ и ОБО «Санкт-Петербургский центр международного сотрудничества Красного Креста»: 21 интервью с экспертами, 20 интервью с учениками без гражданства РФ, 10 фокус-групп с учениками без гражданства, опрос учеников в школах СПб: 278 неграждан РФ и 354 граждан РФ.

(2) По социальной организации школы вошли данные, собранные в 2010 г.:

  • 1980 анкет  учеников и 741 анкета учителей в 48 школах Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Цель проекта 2011-го года заключалась в разработке оригинальных методов и сборе данных о взаимодействии установок, траекторий учеников и характеристик школьной среды. Особенное внимание было уделено анализу организационной среды, образовательного выбора и притязаний, системы трекинга, проблем интеграции детей мигрантов. Содержательная работа в рамках исследования велась в нескольких направлениях:

(1) аналитическая обработка массива информации, собранной в опросах предыдущих лет;
(2) проведение новых полевых исследований с целью уточнения старых и проверки новых гипотез и моделей;
(3) доработка оригинальных методов исследования и инструментария по измерению организационной среды школы, образовательных притязаний и интеграции учащихся;
(4) синтез и обработка данных 2010-2011 гг. с применением сетевого анализа и многоуровневого иерархического анализа.

В рамках проекта была продолжена и завершена разработка концептуального и опросного аппарата для оценки влияния организационной среды школы на интеграцию учащихся. Были разработаны и валидированы шкалы на оценку социально-психологических характеристик учительских коллективов (принадлежность, коллективная действенность, удовлетворенность работой, удовлетворенность лидером); и ученических коллективов (мотивация, удовлетворенность школой, принадлежность к школе, вовлеченность в обучение/академическая культура). Проведенная работа позволила, в частности, построить модели влияния социально-психологических характеристик школьного коллектива на образовательные результаты учеников.

На основе анализа как качественных, так и количественных данных были подробно описаны и проанализированы механизмы социальной селекции, сложившиеся между школами и внутри школ. Селекция внутри школ, называемая трекингом, ярко характеризует школу и влияет на образовательные результаты и дальнейший образовательный выбор учеников. Построение моделей требует учитывать этот структурный контекст.

Представлены демографические и социально-экономические характеристики учеников-мигрантов и их семей в специфическом контексте двух регионов, которые являются основными очагами притяжения мигрантов: Санкт-Петербург и Московская область. Проведен анализ отношения к школе и учебе и других социально-психологических характеристик учеников,  в зависимости от их миграционной истории, численности и статуса школы. Построены модели влияния социально-психологических характеристик учеников на академические успехи. Использование многоуровневого анализа позволило разграничить влияние собственных характеристик ученика (пола, мотивации, образования родителей и т.д.) и характеристик школы, где он учится.

Отдельная работа была проведена по анализу взаимодействия детей с системой образования в сравнительном контексте положения детей-представителей этнического большинства и этнических меньшинств. Проанализированы различия в успеваемости мигрантов и немигрантов, связь этих расхождений с социально-демографическими и социально-психологическими характеристиками. Обсуждается значимость институтов семьи и образования (в том числе дошкольного) для успешного овладения русским языком в короткие сроки. Детально описаны и статистически проанализированы факторы, влияющие на образовательный и профессиональный выбор учащихся, в том числе приводятся результаты краткого социолингвистического анализа паттернов говорения о будущей профессии. На основе анализа качественных данных описаны барьеры, которые дети-представители этнических меньшинств видят для себя на пути к получению желаемого образования и работы.

Часть исследовательской работы была посвящена описанию и анализу межэтнических отношений, религиозности и ценностей школьников. Между тремя группами детей: представителями этнического большинства, иноэтничными мигрантами и мигрантами из числа этнического большинства  были обнаружены статистически значимые различия по ценностям традиционности (иноэтничные мигранты более традиционны и религиозны), а также по ценностям «выхода за пределы своего я» (равенство возможностей, помощь другим, толерантность более важны для иноэтничных мигрантов).

Результаты проекта активно обсуждались с представителями органов государственной власти, социальными работниками в Санкт-Петербурге. Конкретные рекомендации для улучшения положения детей мигрантов, разработанные в рамках проекта,  будут опубликованы в брошюре, изданной совместно с ЮНИСЕФ.

Публикации по проекту:


Tenisheva K., Alexandrov D. A. Basking in the glory of schools: school characteristics and the self-concept of students in mathematics / Программа фундаментальных исследований. Series HUM "Humanities". "19/SOC/2013". 2013. 
Alexandrov D. A., Baranova V. V., Ivaniushina V. A. Migrant children in Russia. I. Migration, ethnicity and segregation in St. Petersburg / Sociology of Education and Science Laboratory. Series WP 001 "Sociology of Education and Science Laboratory Working Papers SESL". 2012. No. 1. 
Дети из семей мигрантов в школах Санкт-Петербурга. Предварительные данные. Санкт-Петербург : Издательство Политехнического университета, 2011. 
Иванюшина В. А., Александров Д. А. Многоуровневый ковариационный анализ эффекта этничности в социальных сетях школьников, in: Социологические методы в современной исследовательской практике: Сборник статей, посвященный памяти первого декана факультета социологии НИУ ВШЭ А.О. Крыштановского [Электронный ресурс]. Москва : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2011. С. 267-270. 
Иванюшина В. А., Титкова В. В. Индексы ресурсов и индекс социально-профессионального статуса родителей в опросах школьников, in: Современная социология — современной России: Сборник статей VI международной научно-практической конференции памяти А.О. Крыштановского. Москва : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012. С. 699-708. 
Ходоренко Д. К., Иванюшина В. А. Измерение характеристик социальной организации школы, in: Современная социология — современной России: Сборник статей VI международной научно-практической конференции памяти А.О. Крыштановского. Москва : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012. С. 258-270.