• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Система образования: организационная среда школ и интеграция мигрантов

2011

Коды по классификатору Elibrary:
04.00.00 Социология
04.51.00 Социология сфер социальной жизни, социальных явлений и институтов
04.51.53 Социология образования и воспитания

Находясь на стыке двух направлений, данный проект посвящен изучению организационной среды школы и проблем интеграции мигрантов.  В России рост числа детей из семей мигрантов в школах еще только начинается, хотя уже сейчас в урбанизированных районах РФ есть школы, где доля иноэтничных мигрантов достигает 40%. Школа является важнейшим механизмом интеграции мигрантов, причем, как показали наши предварительные исследования, не только детей, но и родителей. В таком контексте роль школы в интеграции детей мигрантов приобретает особенное значение.
Объектом данного исследования является система школьного образования, которую мы рассматриваем на примере Санкт-Петербурга, Ленинградской и Московской областей, и которая включает в себя учителей, учеников и родителей, взаимодействующих со школой. Эмпирическую базу исследования составили массивы данных, собранные в 2008-2010 гг. в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ.

(1) По проблеме интеграции детей мигрантов в базу вошли следующие данные:

  • Пилотные опросы 2008-2009 в СПб: более 150 интервью  с родителями и работниками школ; 1200 анкет в 22 школах;
  • Опросы 2010-2011 г.: 7300 анкет в 104 школах в Санкт-Петербурге, 3000 анкет в 50 школах Подмосковья, 121 интервью с учителями и администрацией школ, 31 интервью с родителями.
  • В 2011 году также были собраны новые эмпирические данные при поддержке ЮНИСЕФ и ОБО «Санкт-Петербургский центр международного сотрудничества Красного Креста»: 21 интервью с экспертами, 20 интервью с учениками без гражданства РФ, 10 фокус-групп с учениками без гражданства, опрос учеников в школах СПб: 278 неграждан РФ и 354 граждан РФ.

(2) По социальной организации школы вошли данные, собранные в 2010 г.:

  • 1980 анкет  учеников и 741 анкета учителей в 48 школах Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Цель проекта 2011-го года заключалась в разработке оригинальных методов и сборе данных о взаимодействии установок, траекторий учеников и характеристик школьной среды. Особенное внимание было уделено анализу организационной среды, образовательного выбора и притязаний, системы трекинга, проблем интеграции детей мигрантов. Содержательная работа в рамках исследования велась в нескольких направлениях:

(1) аналитическая обработка массива информации, собранной в опросах предыдущих лет;
(2) проведение новых полевых исследований с целью уточнения старых и проверки новых гипотез и моделей;
(3) доработка оригинальных методов исследования и инструментария по измерению организационной среды школы, образовательных притязаний и интеграции учащихся;
(4) синтез и обработка данных 2010-2011 гг. с применением сетевого анализа и многоуровневого иерархического анализа.

В рамках проекта была продолжена и завершена разработка концептуального и опросного аппарата для оценки влияния организационной среды школы на интеграцию учащихся. Были разработаны и валидированы шкалы на оценку социально-психологических характеристик учительских коллективов (принадлежность, коллективная действенность, удовлетворенность работой, удовлетворенность лидером); и ученических коллективов (мотивация, удовлетворенность школой, принадлежность к школе, вовлеченность в обучение/академическая культура). Проведенная работа позволила, в частности, построить модели влияния социально-психологических характеристик школьного коллектива на образовательные результаты учеников.

На основе анализа как качественных, так и количественных данных были подробно описаны и проанализированы механизмы социальной селекции, сложившиеся между школами и внутри школ. Селекция внутри школ, называемая трекингом, ярко характеризует школу и влияет на образовательные результаты и дальнейший образовательный выбор учеников. Построение моделей требует учитывать этот структурный контекст.

Представлены демографические и социально-экономические характеристики учеников-мигрантов и их семей в специфическом контексте двух регионов, которые являются основными очагами притяжения мигрантов: Санкт-Петербург и Московская область. Проведен анализ отношения к школе и учебе и других социально-психологических характеристик учеников,  в зависимости от их миграционной истории, численности и статуса школы. Построены модели влияния социально-психологических характеристик учеников на академические успехи. Использование многоуровневого анализа позволило разграничить влияние собственных характеристик ученика (пола, мотивации, образования родителей и т.д.) и характеристик школы, где он учится.

Отдельная работа была проведена по анализу взаимодействия детей с системой образования в сравнительном контексте положения детей-представителей этнического большинства и этнических меньшинств. Проанализированы различия в успеваемости мигрантов и немигрантов, связь этих расхождений с социально-демографическими и социально-психологическими характеристиками. Обсуждается значимость институтов семьи и образования (в том числе дошкольного) для успешного овладения русским языком в короткие сроки. Детально описаны и статистически проанализированы факторы, влияющие на образовательный и профессиональный выбор учащихся, в том числе приводятся результаты краткого социолингвистического анализа паттернов говорения о будущей профессии. На основе анализа качественных данных описаны барьеры, которые дети-представители этнических меньшинств видят для себя на пути к получению желаемого образования и работы.

Часть исследовательской работы была посвящена описанию и анализу межэтнических отношений, религиозности и ценностей школьников. Между тремя группами детей: представителями этнического большинства, иноэтничными мигрантами и мигрантами из числа этнического большинства  были обнаружены статистически значимые различия по ценностям традиционности (иноэтничные мигранты более традиционны и религиозны), а также по ценностям «выхода за пределы своего я» (равенство возможностей, помощь другим, толерантность более важны для иноэтничных мигрантов).

Результаты проекта активно обсуждались с представителями органов государственной власти, социальными работниками в Санкт-Петербурге. Конкретные рекомендации для улучшения положения детей мигрантов, разработанные в рамках проекта,  будут опубликованы в брошюре, изданной совместно с ЮНИСЕФ.

Публикации по проекту:


Alexandrov D. A., Baranova V. V., Ivaniushina V. A. Migrant children in Russia. I. Migration, ethnicity and segregation in St. Petersburg / Sociology of Education and Science Laboratory. Series WP 001 "Sociology of Education and Science Laboratory Working Papers SESL". 2012. No. 1.
Иванюшина В. А., Александров Д. А. Многоуровневый ковариационный анализ эффекта этничности в социальных сетях школьников // В кн.: Социологические методы в современной исследовательской практике: Сборник статей, посвященный памяти первого декана факультета социологии НИУ ВШЭ А.О. Крыштановского [Электронный ресурс] / Отв. ред.: О. А. Оберемко. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2011. С. 267-270.
Иванюшина В. А., Титкова В. В. Индексы ресурсов и индекс социально-профессионального статуса родителей в опросах школьников // В кн.: Современная социология — современной России: Сборник статей VI международной научно-практической конференции памяти А.О. Крыштановского / Науч. ред.: А. Б. Гофман, Г. В. Градосельская, И. Ф. Девятко, Д. Х. Ибрагимова, И. М. Козина, Л. Я. Косалс, В. А. Мансуров, В. Г. Николаев, О. А. Оберемко, Н. Е. Покровский, Ю. Н. Толстова, А. Ю. Чепуренко, Е. Р. Ярская-Смирнова. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012. С. 699-708.
Ходоренко Д. К., Иванюшина В. А. Измерение характеристик социальной организации школы // В кн.: Современная социология — современной России: Сборник статей VI международной научно-практической конференции памяти А.О. Крыштановского / Науч. ред.: А. Б. Гофман, Г. В. Градосельская, И. Ф. Девятко, Д. Х. Ибрагимова, И. М. Козина, Л. Я. Косалс, В. А. Мансуров, В. Г. Николаев, О. А. Оберемко, Н. Е. Покровский, Ю. Н. Толстова, А. Ю. Чепуренко, Е. Р. Ярская-Смирнова. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012. С. 258-270.