• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Трансформация систем охраны здоровья и оказания медицинской помощи в России: экономический анализ

2011
Подразделение: Лаборатория экономических проблем здравоохранения

Коды по классификатору Elibrary:
06.00.00 Экономика. Экономические науки
06.71.00 Отраслевая структура экономики
06.71.47 Экономика здравоохранения и социального обеспечения

Объектами настоящего исследования являются:

  • процессы интеграции в системе оказания медицинской помощи;
  • новые медицинские технологии, процесс их внедрения в медицинских учреждениях и государственная политика, стимулирующая их внедрение.
  • система финансирования медицинской помощи в России.

Цель и задачи исследования:анализ формирования новых институтов развития российского здравоохранения и их влияния на эффективность функционирования отрасли.

Исследование включает три компонента:
А) Анализ направлений и механизмов формирования интегрированной системы оказания медицинской помощи;
Б) Анализ условий повышения социально-экономической эффективности внедрения новых медицинских технологий;
В) Экономический анализ системы мер по модернизации здравоохранения.

Эмпирическая база  исследования

Процессы интеграции в здравоохранении рассматриваются на материалах российского и зарубежного здравоохранения. Зарубежная база исследования включает договоры на оказание интегрированной медицинской помощи (в Германии); статистические данные, характеризующие результаты функционирования интегрированных систем здравоохранения в США; результаты опросов органов управления здравоохранением в странах ОЭСР. Эмпирическая база исследования по российскому здравоохранению включает данные опроса медицинских работников, проведенного в 2009 г.  Центром Левады по заказу ГУ-ВШЭ.

Информационную базу исследования внедрения новых медицинских технологий составляют данные официальной статистики (Росстат), а также результаты интервью, проведенных в 2009-2011 годах с руководителями медицинских учреждений и органов управления здравоохранением.

 Информационную базу исследования мер по модернизации здравоохранения составляют нормативные акты, регулирующие обязательное медицинское страхование, региональные программы модернизации здравоохранения, данные официальной статистики (Росстат), данные Минздравсоцразвития России, данные интервью с руководителями органов управления здравоохранением субъектов РФ.

Результаты исследования

Направления и механизмы формирования интегрированной системы оказания медицинской помощи

Рассмотрены теоретические модели интеграции и выявлены следующие интеграционные процессы и их результаты в зарубежном здравоохранении:

- Формируется новая модель организации медицинской помощи, обеспечивающая тесную взаимосвязь этапов диагностики, лечения и долечивания при решающей роли врача первичного звена здравоохранения в качестве координатора этих этапов.
- Организационная интеграция сосуществует с функциональной интеграцией, то есть объединением усилий разных поставщиков медицинских услуг на основе договоров, нацеленных на соблюдение общих сетевых правил в интегрированных системах.
- Интегратором в системе могут быть не только организации первичной медицинской помощи, но и больницы. Они вступают в договорные отношения с врачебными практиками и организациями по долечиванию и реабилитации, являются инициаторами внедрения общих для системы клинических методов.  
- Экономическое стимулирование интеграции осуществляется преимущественно на основе двух главных методов оплаты медицинской помощи – а) за комплексную амбулаторно-стационарную помощь на основе интегрированного тарифа  - для больниц, б) подушевое финансирование комплекса амбулаторно-стационарной помощи – для объединений больниц и врачебных практик.
- Первыми результатами интеграционных процессов стало сокращение частоты осложнений хронических заболеваний и потребности в стационарной помощи. В интегрированных системах ниже частота  повторных госпитализаций. При этом эффект интеграционных усилий носит отложенный характер – он проявляется только через 3-4 года после нарастающего повышения интенсивности интеграционных мероприятий.

 Для российского здравоохранения характерна высокая степень дезинтеграции в следующих сферах взаимодействия: врач первичного звена (участковый врача) – специалисты амбулаторных учреждений; амбулаторная служба – стационар; скорая медицинская помощь – поликлиника; лечащие врачи – специалисты диагностической службы; государственные (муниципальные) учреждения – частные медицинские организации.
- Большинство организационных механизмов интеграции, свойственных зарубежному здравоохранению, в российском здравоохранении практически не используется.

На основе анализа зарубежного и отечественного опыта сформулированы практические предложения по повышению уровня интеграции в российском здравоохранении. Кроме того представлены детальные рекомендации по совершенствованию нормативной базы, регулирующей вопросы непрерывности ведения пациентов и преемственности лечения.

Условия повышения социально-экономической эффективности внедрения новых медицинских технологий

Анализ зарубежного опыта показал, что медицинские организации имеют возможность пользоваться многими из универсальных мер, направленных на стимулирование распространения новых технологий в зарубежных странах (от некоторых видов налоговых льгот до создания ЧГП, поддержки специальных проектов и организаций). Практики специальной поддержки внедрения новых технологий непосредственно в медицинских организациях выявлено не было, поскольку воздействие на скорость и характер внедрения новых технологий в ЛПУ осуществляется преимущественно за счет участия государства в закупках медицинской техники,  установлении процедур оплаты медицинской помощи и т. п.

Анализ ключевых проблем в сфере организации процесса внедрения новых медицинских технологий в Российских ЛПУ и регулирования этого процесса позволил выделить ряд проблем, а именно:

  • планирование развития системы здравоохранения России осуществляется без должного внимания к развитию негосударственной медицины (частной, ведомственной);
  • проблемы увязки интересов и возможностей региональных и федеральных органов управления здравоохранением;
  • отсутствие инструментов комплексной оценки финансово-экономической эффективности закупаемого для нужд государственных ЛПУ оборудования;
  • неэффективность процедур выбора и  организации закупок оборудования;
  • неэффективное использование уже имеющегося оборудования и т.д.

Рекомендаций в сфере государственной поддержки внедрения новых медицинских технологий включают в себя:

  • меры, направленные на снижение административного давления на ЛПУ;
  • внедрение процедур оценки медицинских технологий в процесс планирования закупки медицинской техники и оборудования;
  • совершенствование процесса внедрения новых технологий в рамках национального проекта «Здоровье» и региональных программ модернизации здравоохранения;
  • совершенствование процесса внедрения новых технологий в автономных учреждениях;
  • использование возможностей ЧГП при внедрении новых технологий в медицинских учреждениях;
  • совершенствование процедур закупки нового медицинского оборудования.

Повышение результативности мер по модернизации здравоохранения

Анализ институционализации новых принципов финансирования здравоохранения, установленных законом об обязательном медицинском страховании, принятом в конце 2010 г., показывает, что принятые во исполнение закона в течение 2011 года нормативные акты практически не содержат  изменений, дающих интерпретацию или меняющих смысл норм принятого закона. При конкретизации норм закона в подзаконных актах приоритет отдан задачам обеспечения текущей финансовой стабильности системы ОМС и предотвращения нецелевого использования средств. Наименее проработаны или вообще не проработаны вопросы формирования институциональных условий, ориентирующих субъектов системы ОМС на повышение эффективности использования этих средств.

В региональных программах модернизации здравоохранения, реализуемых во всех субъектах РФ в 2011-2012 гг. при федеральном софинансировании, средства «размазываются» по большому числу включенных в них мероприятий. Между тем острейшие структурные проблемы региональных систем здравоохранения (прежде всего слабость амбулаторно-поликлинической помощи) диктуют необходимость концентрации ресурсов на структурных преобразованиях и укреплении наиболее жизнеспособных учреждений.  

В истекшее пятилетие главным механизмом решения задач модернизации здравоохранения выступал Приоритетный национальный проект «Здоровье». Проведенный анализ результативности проекта в региональном разрезе свидетельствует об отсутствии зависимости между размерами финансирования субъектов РФ для реализации его мероприятий и изменениями в показателях смертности населения. Затраты проекта на диспансеризацию и иммунизацию оказались выше в тех регионах, где и так выше уровень заболеваемости. Не выявлена связь между этими затратами и сокращением заболеваемости в регионах.

Результаты выполненного исследования были использованы при разработке Стратегии социально-экономического развития страны 2020 года в рамках работы экспертной группы № 11 «Здоровье и среда обитания человека», при подготовке Стратегии развития здравоохранения г. Москвы на период до 2025 года, а также в учебном процессе в бакалавриате и магистратуре НИУ ВШЭ и в программах последипломного образования для работников здравоохранения.

См. также

Ключевые слова