• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Исследовательские проектыМетодологические подходы к оценке качества государственного управления, в том числе к оценке регулирующего воздействия

Методологические подходы к оценке качества государственного управления, в том числе к оценке регулирующего воздействия

2011

Коды по классификатору Elibrary:
82.00.00 Организация и управление
82.13.00 Государственное и административное управление
82.13.01 Общие вопросы

Исследование реализовано в двух направлениях:

1) Поиск системных подходов к измерению и оценке качества регулирующих воздействий;
2)  Анализ качества государственного управления в России с позиции комбинации существующих международных рейтингов/индексов качества государственного управления, а также поиск эффективных подходов к управлению позицией России в мировых рейтингах качества государственного управления.

Так как первое направление является более частным, одним из многих пререквизитов второго, более общего направления исследований, целеполагание и постановка задач для него проведены отдельно.
Объектом исследования в части управления качеством государственного управления (качества работы органов власти и организаций бюджетного сектора экономики) являются индексы качества государственного и муниципального управления, используемые в мировой практике.
Объектом настоящего исследования в части методических подходов к оценке регулирующего воздействия является система аналитических инструментов, используемых в процессе проведения оценки регулирующего воздействия, а также набор необходимых активностей по развитию института оценивания влияния нормативного правового регулирования с учетом распространения его применения на все этапы государственно-управленческого цикла.

Цели исследования:

- создание системы информационно-аналитической поддержки деятельности правительства РФ, федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также органов местного самоуправления по выявлению, передаче и внедрению передовых управленческих технологий (лучших практик) в органах власти и организациях (учреждениях) государственного и муниципального секторов экономики при помощи рейтингов и индексов качества управления;
- разработка системного подхода к использованию различных аналитических инструментов в рамках института оценивания регулирующего воздействия в условиях перехода от централизованного процесса оценивания к анализу проектов актов органами-разработчиками регулирования.

В части развития методологии оценки регулирующего воздействия задачами исследования в 2011-м году являлись:

1)  анализ лучшего опыта организации ключевых компонентов ОРВ (бизнес-панели, повышение качества заключений об ОРВ, использование «ретроспективных» подходов в улучшении регулирующих решений);
2)  систематизация типовых подходов и порядка оценки воздействия нормативных актов – по различным видам затрат нормативных правовых актов;
3)  разработка подходов к анализу качества заключений об оценке регулирующего воздействий, в том числе с учетом результатов пилотной оценки заключений ОРВ, имеющий потенциал к применению в России;
4)  установление основных подходов к развитию системы оценки регулирующего воздействия на всех этапах государственно-управленческого цикла;
5)  определение роли механизма оценки регулирующего воздействий в качестве ядра «умного регулирования», включая описание иностранного опыта.

В части работы с рейтингами и индексами качества государственного и муниципального управления задачами исследования в 2011 г. были:

6) Проведение покомпонентного анализа используемых в мировой практике рейтингов качества государственного управления (GRICS, GCI, Индекс экономической свободы, Индекс трансформации Бертельсмана и др.);
7)  Подготовка доклада о результатах международных сопоставлений, связанных с оценкой качества государственного управления в России и сопоставимых зарубежных странах; подготовка рекомендаций относительно наиболее работоспособных инструментов улучшения позиции РФ в международных рейтингах качества государственного управления.
8) Выдвижение гипотез о степени влияния различных независимых переменных (показателей нулевого уровня) на движение индикаторов качества государственного управления, связанных с оценкой социально-экономического развития территории (в частности, показателей, используемых в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» и от 28 апреля 2008 г. N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов").
9) Сбор, обработка и структуризация информации по всем зависимым и независимым переменным, сформированным в п.8.
10) Проведение детального эконометрического, статистического и экспертного анализа выдвинутых гипотез; сделать выводы о степени влияния государственного управления на динамику социально-экономического развития территории,  качество жизни населения и инвестиционный климат.

Информационную базу исследования составили данные государственной статистики, а также материалы международных индексов качества государственного управления (методология и фактические данные за последние 10-20 лет). Информационной базой исследования качества заключений ОРВ в России являлись базы данных нормативных правовых актов, отраслевые и экспертные базы данных, отчётные данные по показателям социально-экономического развития. Также в ходе исследования проводились экспертные интервью с иностранными специалистами, предметом которых было развитие компонентов «Умного регулирования» в странах ОЭСР на период до 2020 г.

Основные результаты исследования:

А) В направлении развития методологии оценки регулирующего воздействия:

-  были установлены контакты в Германии с проф. д-ром Килианом Бицером -  зав. кафедрой экономической политики и исследований проблем среднего класса Геттингёнского университета и проф. д-ром Гизелой Фэрбер и проф. д-ром Сабине Кульманн в Германском институте государственного управления в г. Шпайере, позволившие провести исследования об институтах «умного регулирования» на примере работы Национального Совета Германии по контролю за нормами.
- описана поэтапная процедура проведения публичных консультаций с возможностью модификации дизайна аналитического инструмента в зависимости от специфических особенностей анализируемого регулирования, а также установлена роль и возможное применение в России бизнес-панелей как источников привлечения заинтересованных сторон к публичным консультациям;
- создана классификация типовых издержек, которые могут быть выделены и проанализированы в процессе анализа регулирования;
-  обоснована поэтапная процедура анализа качества заключений об оценки регулирующего воздействия с возможностью модификации процесса в зависимости от специфических особенностей анализируемого регулирования, а также от временных и финансовых ограничений команды оценщиков;
-  проведён анализ преимуществ и недостатков двух возможных путей совершенствования использования механизма в нормотворческом процессе России с выделением преимуществ и недостатков каждого этапа, а также описанием алгоритмов реализации вариантов;
-  сформулирован постулат о необходимости создания при центральном органе власти Рабочего органа по улучшению регулирования;
- В результате применения разработанной методологии  ОРВ роведено исследование по заказу РСПП «АРФ проекта ФЗ О защите граждан от последствий потребления табака», подготовлен материал для учебно-методического комплекса по ОРВ для системы ДПО (будет разработан в первой половине 2012 г.), обновлена программа  учебной дисциплины "Оценка регулирующего воздействия" (преподается на 2-м курсе магистратуры факультетов права  иГМУ в 1-2 модуле каждого уч. года), расширена тематики раздела «Оценка программ и регулирующего воздействия» в рамках курса кафедры ТиПГУ для магистратуры «Технологии и механизмы государственного управления».

Б) В части работы с рейтингами и индексами качества государственного и муниципального управления:

- составлен аналитический доклад о  позициях России в международных рейтингах качества государственного управления; сами международные рейтинги были классифицированы с целью более точного выбора механизма повышения рейтинга РФ в индексах различного типа;
- осуществлена предварительная подготовка к реализации на базе НИУ ВШЭ собственного ежегодного рейтинга качества государственного управления, учитывающего комплекс параметров, взаимосвязанных с исходными параметрами индексов и рейтингов качества государственного управления, используемыми в мировой практике;
- проведён эконометрический анализ гипотез о наличии цепочки влияния, охватывающей несколько уровней показателей результативности и эффективности деятельности органов власти, в соответствии с логикой последовательного влияния; доказано влияние факта адаптации (а также скорости адаптации) новых технологий государственного управления в субъекте РФ с динамикой его показателей социально-экономического развития с лагом в 4-6 лет.

Данное исследование является подготовительным этапом к запуску на базе НИУ ВШЭ собственного ежегодного рейтинга качества государственного управления, включая компонент «качество регуляторного воздействия и внедрение механизмов его оценки». Данный рейтинг позволит органам государственной власти РФ аккумулировать информацию для проактивного реагирования на ситуации, под влиянием которых могут снизиться позиции РФ в международных рейтингах качества государственного управления.

Публикации по проекту:


Цыганков Д. Б. Опыт работы Национального Совета по контролю норм Германии // В кн.: Коллоквиум «Оценивание программ и политик: методология и применение»: сборник материалов / Отв. ред.: Д. Б. Цыганков. Вып. VI. М. : [б.и.], 2011. С. 124-132.

См. также

Ключевые слова