• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Informal Economic Activity in the Police force: A Comparative Analysis of Transitional and Developing Countries

2011
Department: Laboratory for Sociological Analysis
The project has been carried out as part of the HSE Program of Fundamental Studies.

The object of the study is the police of transition countries (Russia, Kazakhstan, Bulgaria). This report represents the third phase of research on informal economic activities of the police in transformation countries. The purpose of this study is to examine the social mechanisms which regulate the inclusion of police officers in this activity. The empirical base is a questionnaire survey of 1400 police officers in the three mentioned countries. In the course of this study, together with the Laboratory of Experimental and Behavioral Economics at the HSE, the methodology of laboratory experiments was tested and we conducted a series of experiments with police in Russia to analyze characteristics of police culture, and the potential reaction of the police community to anti-corruption policy.

In all three countries we found a considerable amount and variety of informal economic activities, and the largest of its scope were identified in Russia: 36% of police officers, 29% - in Kazakhstan and 25% - in Bulgaria. According to similar surveys in Russia, held in the early and mid-2000s this figure was somewhat higher and ranged between 40-50%.

Although based on purchasing power parity of national currencies, the police in Russia and Bulgaria have almost the same official earnings (in Kazakhstan, they are smaller), but the Bulgarian police are most strongly dissatisfied with their financial situation, and the Russian police are the most happy. That is, total income and satisfaction with material well-being is more dependent on inclusion in informal economic activity than on the official salary.

There is some evidence that in Russia an informal relationship between the police and entrepreneurs in small businesses based on financial payments (bribes during audits, "protection racket") is gradually reduced. They are replaced by relationships, not excluding informal payments, but based mainly on trust and mutual exchange of services (similar to reciprocity). In the informal relations between the Russian police and entrepreneurs there is still a significant disparity in bargaining power in favor of the police officers. However, the trend is that business people have become more powerful in the negotiation process with the police, and policemen are losing their impact on business compared to the late '90s and the beginning of the 2000s.

In Russia, informal relations between businesses and the police are most prevalent, while in Bulgaria they are considerably less wide-spread. Kazakhstan occupies an intermediate position. At the same time, in Russia and Bulgaria, the police increasingly seek to interact with business based on formal rules. In Kazakhstan, the police are more satisfied with the current informal relationship and less willing to change anything.

The vast majority of respondents are dissatisfied with the current system of evaluating the Russian police based on calculations of performance indicators. They believe that this system cannot identify the social impact of their activities. Per our data, about half of the interviewed police officers are explicit supporters of the new system of independent evaluation (on the basis of surveys of public opinion and the involvement of external experts), and about a quarter are opponents.

Experiments with the police and students in Russia carried out in cooperation with the Laboratory of Experimental and Behavioral Economics have focused primarily on polishing the methodology of experimental research on the police. However, they gave interesting meaningful results: the law enforcement community is very heterogeneous in its relation to additional earnings (corruption). It is a group of employees, almost inclined to additional earnings. There are those whose behavior fits the behavior of "rational corrupter" (using the situation when possible to make extra money without risking too much), and there is a group who is slowly getting used to the situation, but then behave in a completely "rational" way in an effort to maximize income. Compared with the police, students, playing the role of the police (the experiments were conducted with HSE students), in general behave more "rationally" in an effort to maximize additional income. In addition, among the police the group effect was much more pronounced. This effect, on the one hand, was expressed in the group of police officers as almost no tendency to corrupt behavior (no such group among the students). In contrast in the police community there was a more pronounced increase in corrupt activity in general as the fight against corruption was reinforced. The obtained results are preliminary and require further testing.

• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Неформальная экономическая деятельность полиции: сравнительный анализ трансформирующихся и развивающихся стран

2011
Руководитель: Косалс Леонид Янович

Коды по классификатору Elibrary:
04.00.00 Социология
04.51.00 Социология сфер социальной жизни, социальных явлений и институтов
04.51.25 Социология экономики

Объект исследования: сотрудники полиции трансформирующихся стран (России, Казахстана, Болгарии). Данный отчет представляет собой 3-й этап работы по изучению неформальной экономической деятельности полиции трансформирующихся стран. Целью этого исследования является изучение социального механизма регулирующего включение работников полиции в эту деятельность. Эмпирической базой служит анкетный опрос 1400 полицейских трех указанных стран. В процессе работы совместно с Лабораторией экспериментальной и поведенческой экономики НИУ ВШЭ была отработана методология лабораторных экспериментов и проведена серия пробных экспериментов с сотрудниками полиции в России для выяснения особенностей полицейской культуры, а также потенциальной реакции полицейского сообщества на анти-коррупционную политику.

Во всех трех странах был выявлен значительный объем и разнообразие неформальной экономической деятельности, причем, самые большие ее масштабы были выявлены в России: 36% опрошенных сотрудников полиции; 29% - в Казахстане и 25% - в Болгарии. По данным аналогичных опросов в России, проведенных в начале и середине 2000-х годов эта величина была несколько больше и колебалась в пределах 40-50%.

Хотя, исходя из паритета покупательской способности национальных валют следует, что полицейские России и Болгарии имеют практически одинаковые официальные заработки (в Казахстане они заметно меньше), тем не менее, сильнее всего недовольны своим материальным положением болгарские полицейские, а больше всех довольны – российские. То есть совокупные доходы и удовлетворенность материальным положением больше зависят от включенности в неформальную экономическую деятельность, чем от официальной зарплаты.

Есть некоторые данные, что в России неформальные отношения между полицейскими и предпринимателями в сфере малого бизнеса, основанные на финансовых платежах (взятки во время проверок, «крышевание») постепенно сокращаются. Им на смену приходят отношения, не исключающие неформальные платежи, но основанные, главным образом, на доверии и на взаимном обмене услугами. В неформальных отношениях между российскими полицейскими и предпринимателями по-прежнему существует существенный неравенство в пользу полицейских. Однако тенденция такова, что у предпринимателей становится больше прав в переговорном процессе с полицейскими, а полицейские теряют свое влияние на бизнес по сравнению с концом 90-х, началом 2000-х годов.

В России неформальные отношения между предпринимателями и полицейскими распространены в наибольшей степени, в то время как в Болгарии они заметно меньше. Казахстан занимает промежуточную позицию. В то же время, в России и в Болгарии полицейские в большей степени стремятся к системе взаимодействия с бизнесом, основанной на  формальных правилах. В Казахстане полицейские более удовлетворены сложившейся неформальной системой и меньше хотят что-либо менять.

Подавляющее большинство опрошенных российских полицейских недовольны действующей («палочной») системой оценки результативности деятельности полицейских. Они считают, что данная система не позволяет выявить социальный эффект от их деятельности. При этом, по полученным данным, явными сторонниками новой системы вневедомственной независимой оценки (на основе опросов общественного мнения и привлечения внешних экспертов) являются примерно половина руководителей опрошенных полицейских, а примерно четверть – противниками.

Эксперименты с сотрудниками полиции и со студентами в России, проведенные в кооперации с лабораторией экспериментальной и поведенческой экономики были направлены, прежде всего, на отработку методологии экспериментальных исследований. Однако они дали интересные содержательные результаты: полицейское сообщество весьма неоднородно по своему отношению к дополнительным заработкам (коррупции). В нем есть группа сотрудников, почти не склонных к дополнительным заработкам. Есть такие, чье поведение вполне укладывается в поведение «рационального коррупционера» (использующего ситуацию, когда возможно дополнительно заработать, не слишком сильно рискуя); а есть группа тех, кто медленно привыкают к ситуации, но затем ведут себя вполне «рационально», стремясь максимизировать доход. По сравнению с полицейскими, студенты, играя роль полицейских (эксперименты были проведены со студентами Вышки), в целом ведут себя более «рационально», стремясь максимизировать дополнительный доход. Кроме того, в полицейском сообществе заметно более выражен групповой эффект. Этот эффект, с одной стороны, выражается наличием групп почти не склонных к коррупционному поведению (у студентов такой группы обнаружено не было), и, напротив, к более ярко выраженному росту коррупционной активности в целом по мере усиления борьбы с коррупцией. Полученные результаты носят предварительный характер и требуют дальнейшей проверки и уточнения.

См. также

Ключевые слова