• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Роль гражданского общества в трансформации социальных и экономических институтов

2011

Коды по классификатору Elibrary:
06.00.00 Экономика. Экономические науки
06.56.00 Общественно-экономическая структура
06.56.01 Общие вопросы
Объект исследования
Объектом представляемого в отчете исследования является взаимовлияние процессов формирования гражданского общества и осуществления социальных трансформаций.
Цель исследования
Цель представляемого в отчете исследования состояла в выявлении роли гражданского общества в трансформации социальных и экономических институтов в нашей стране, а также в выработке на этой основе рекомендаций по усилению роли его структур и социальных практик в российском модернизационном процессе.
Эмпирическую базу исследования составили:
  • 605 публикаций российских и зарубежных исследований по основным аспектам темы;
  • ранее собранные данные мониторинга российского гражданского общества;
  • данные государственной статистики и социологических исследований о различных аспектах участия гражданского общества в российском трансформационном процессе;
  • результаты предшествующих исследований Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ;
  • базы данных проекта сравнительных исследований некоммерческого сектора Университета им. Дж. Хопкинса и проекта «Индекс гражданского общества» Международного альянса CIVICUS.
Основные результаты выполненного исследования состоят в следующем:
  1. Выявлена положительная связь между присутствием организаций гражданского общества, экономическим прогрессом, демократичностью и эффективностью государственного управления в развитых и развивающихся странах, включая страны Восточной Европы, осуществляющие посткоммунистический транзит.
  2. В теоретических подходах к исследованию роли гражданского общества в трансформации социальных и экономических институтов в настоящий момент выделяется четыре наиболее популярных домена концептуализации гражданского общества: некоммерческие и добровольческие организации, политическая активность населения, модернизация и государство. При этом растет число исследований, рассматривающих гражданское общество не как отрицающую государственность идеологическую конструкцию, а как фактор, содействующий эффективному функционированию современного государства.
  3. В исследованиях структуры гражданского общества пока доминируют подходы, выдвигающие на первый план добровольческие объединения, некоммерческие организации. Вместе с тем проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что влияние гражданского общества на трансформации социальных и экономических институтов осуществляется через более широкий круг акторов гражданского процесса. У третьего сектора возрастет роль по оказанию социальных услуг, в том числе и в рамках реализации государственной социальной политики. Некоммерческий сектор заимствует у коммерческого сектора концепции маркетинга, управления финансами, кадровой политики и др.
  4. Формируется глобальное гражданское общество, что проявляется, например, в действиях структур гражданского общества при решении ряда глобальных проблем, таких как экология, борьба с распространением ВИЧ / СПИД и др.
  5. В изучении гражданского общества в контексте социальных трансформаций происходит переход к специализированным теоретическим и прикладным построениям в таких областях знания как: государственное управление, социальная поддержка, национальная политика, модернизация и экономическая реформа, исследования публичной политики.
  6. В ходе ретроспективного анализа процесса становления в России гражданского общества и трансформации социальных, экономических и политических институтов с позиций теории социальной модернизации установлено, что в XIX – начале XX вв. в России активно складывались институты гражданского общества – добровольные, самоуправляющиеся, надлежащим образом оформленные общественные организаций. Они способствовали трансформации социальных и экономических институтов.
  7. К началу XX века в России наблюдалось формирование развитой инфраструктуры общественных организаций, стремление правительства создать прочную правовую базу для их деятельности, а также складывание в рамках либеральной модели общественного переустройства России. Это свидетельствовало об успехе модернизационных процессов в сфере экономики и социальной жизни, в области политического строя.
  8. Процесс формирования в России институтов гражданского общества был заторможен событиями Октября 1917 г. и прерван в начале 1930-х гг., по мере формирования административно-командной системы управления. В советский период в условиях отмирания институтов гражданского общества советская модернизация государственного и общественного строя приобретала имитационный, а не сущностный характер.
  9. Гражданское общество, подразумевающую активную роль общественности в контроле за государственной властью и вовлеченность в дела социума и государства, формируется даже в самых благоприятных условиях в несколько этапов. Примером может служить поэтапное становление институтов американской демократии в условиях динамичного пионерского социума. На ранних этапах гражданское общество можно рассматривать скорее как «реципиента» влияния экономических, социальных и политических факторов, определяющих состояние и вектор развития общества. На последующих этапах гражданское общество уже само оказывает влияние на становление институтов, включая свободную печать, иные институты публичной политики, на характеристики развития частного предпринимательства. Зрелое гражданское общество способно решать задачи как инструмент коррекции государственной политики и монополистического предпринимательства.
  10. При анализе влияния российских общественных организаций и других институтов гражданского общества на становление и развитие социальных и экономических институтов, выявляются векторы институциональных преобразований под влиянием институтов гражданского общества. В числе таких сдвигов особое развитие в России получило межсекторное партнерство в социальной сфере, развитие корпоративной социальной ответственности и корпоративной благотворительности, социального инвестирования, а также добровольчества.
  11. В России наблюдается укрепление субъектной роли третьего сектора в трансформационном процессе, проявляющееся в совершенствовании структур управления НКО, включая развитие проектного управления и методик оценки деятельности НКО, в формировании коалиций НКО с субъектами иных секторов в интересах достижения общих социальных целей.
  12. Расширяется роль институтов гражданского общества в механизмах модернизации российского общества. Происходит наработка механизмов и инструментария общественного контроля, что свидетельствует о растущей зрелости российского гражданского общества.
  13. В проведенном исследовании собран значительный объем информации о лучших практиках участия гражданского общества в трансформациях социальной сферы на местном уровне. Территориальное общественное самоуправление – один из компонентов механизма социальной модернизации в России.
  14. Проведены межрегиональные сопоставления уровня развития механизмов межсекторного партнерства на основе построения рейтингов российских регионов по степени распространения формальных норм взаимодействия между государственными органами и структурами гражданского общества.
  15. По сравнению с механизмами межсекторного партнерства в социальной сфере институты публичной политики, обеспечивающие взаимодействие гражданского общества и власти за пределами сотрудничества в социальной сфере, на уровне субъектов федерации, получили пока недостаточное развитие.

Степень внедрения. Материалы данного исследования использовались при подготовке информационно-аналитических материалов, направленных в адрес заинтересованных государственных органов и учреждений в 2011 г.; тематических разделов «Развитие институтов гражданского общества в Самарской области» в НИР «Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года» и «Гражданское общество» в НИР «Разработка проекта стратегии социально-экономического развития города Москвы на период до 2025 года»; доклада Общественной палаты РФ «О состоянии гражданского общества в Российской Федерации в 2011 году»; материалов рабочей группе «Развитие общественных институтов» в рамках экспертной работы по социально-экономической стратегии России до 2020 года, и др.
Рекомендации по внедрениюрезультатов исследования:
  • в практике государственного и муниципального управления при разработке концепций, федеральных, региональных и муниципальных программ и нормативно-правовых актов в области развития и поддержки институтов гражданского общества и  модернизации социальной сферы России; при разработке методик по оптимизации взаимоотношений органов власти с НКО, и населением, при оценке и прогнозировании уровня доверия, к органам государственной власти;
  • в процессе подготовки кадров государственного управления; в программах учебных заведений различной профессиональной направленности.

Публикации по проекту:


Беневоленский В.Б. Целевые капиталы некоммерческого сектора в условиях кризиса: опыт США и уроки для российских НКО // В кн.: XI международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: В 3 кн. Кн. 3 / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. Кн. 3. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2011. С. 39-47.