• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Инновационные формы взаимодействия культурного наследия и творческих индустрий

2011

Коды по классификатору Elibrary:
06.00.00 Экономика. Экономические науки
06.71.00 Отраслевая структура экономики
06.71.41 Экономика культуры

Целью исследования является анализ взаимодействия между культурным наследием и творческими индустриями и изучение процессов модернизации данного взаимодействия.

Объектом исследования являются учреждения культуры и организации творческих индустрий.

Основными задачами исследования являются: (1) изучение возможностей и способов взаимодействия между учреждениями, опирающимися в своей работе на культурное наследие, и организациями творческих индустрий; поиск инновационных форм такого взаимодействия; (2) обобщение российского и зарубежного опыта взаимодействия учреждений культуры и организаций творческих индустрий; (3) разработка концепции инновационных институтов как формы сотрудничества учреждений культурного наследия и организаций творческих индустрий; (4) изучение и систематизация практики взаимодействия организаций культурного наследия и творческих индустрий на региональном и международном уровнях; (5) исследование отраслевых особенностей взаимодействия культурного наследия и творческих индустрий.

На первом этапе работы в основном были использованы качественные методы исследования. Основной акцент был сделан на анализ теоретических работ в области экономики и управления организациями и учреждениями креативных индустрий и культурного наследия, а также сборе, систематизации и изучении фактографического материала в сфере практик взаимодействия творческих индустрий и культурного наследия. Получен массив лучших практик организации взаимодействия культурного наследия и творческих индустрий в России, Финляндии и Китае.

В ходе первого этапа исследования были сформулированы теоретико-методологические принципы взаимодействия культурного наследия и творческих индустрий, проведен развернутый анализ практик взаимодействия на региональном и национальном уровнях. Среди наиболее значимых результатов исследования следующие:
1.  Исследование теоретико-методологических проблем взаимодействия культурного наследия и творческих индустрий, в том числе, разработка подходов к построению модели инновационного взаимодействия культурного наследия и творческих индустрий, разработка принципов систематизации инноваций в сфере культуры в целом и в части налаживания взаимодействия культурного наследия и творческих индустрий; определение возможностей и способов диссеминации культурного наследия и творческих индустрий.
2.   В рамках анализа теоретико-методологических вопросов исследования взаимодействия культурного наследия и творческих индустрий проведен анализ понятийного аппарата исследования; показано место творческих индустрий в системе социально-экономических трансформаций; раскрыта роль творческих индустрий в инновационных процессах; систематизированы подходы к определению термина «креативность». Показано, что изучение взаимосвязей экономики и культуры в существующих экономических моделях позволяет более полно раскрыть феномен креативности как фактора инновационных процессов. Подробно рассмотрены культурные индустрии как форма инноваций в менеджменте организаций и учреждений культуры; дано определение инноваций в контексте культурной деятельности; проведен анализ направлений диссеминации культурных ценностей и продуктов в контексте взаимодействия культурного наследия и творческих индустрий; предложена периодизация процессов распространения культурных ценностей и рассмотрены перспективы развития диссеминации российских культурных ценностей с выделением основных стратегических направлений ее развития на современном этапе.
3. Сравнительный анализ зарубежного опыта работы организаций культуры и творческих индустрий, форм сохранения и развития культурного наследия во взаимодействии с творческими индустриями в зависимости от национальных особенностей развития культуры и творческих индустрий в ряде стран (Финляндия, Китай) и регионов России (Санкт-Петербург, Пермь).
4. Собран и проанализирован опыт взаимодействие творческих индустрий и культурного наследия в Китае, дан обзор приоритетов культурной политики и механизмов ее реализации в Китае. Подробно описана действующая культурная политика в Китае, начиная с 1989 г. по настоящее время; показано, что творческие индустрии Китая сегодня рассматриваются в качестве одного из перспективных направлений социальной трансформации в стране. Анализ дает возможность говорить, что особенности китайской модели развития творческих индустрий, китайский опыт освоения западной концепции творческих индустрий, а также процесс создания культурной политики с учетом интеграции оригинальных западных идей и национальных ценностей и стратегий развития,  могут быть чрезвычайно актуальны для России.
5. В отчете представлен анализ взаимодействия творческих индустрий и культурного наследия в Финляндии, дан обзор приоритетов культурной политики и механизмов ее реализации. Описание опыта Китая и Финляндии во взаимодействии культурного наследия и творческих индустрий дается в сравнении российским опытом, которой авторы отчета приводят на примере двух регионов – Санкт-Петербурга и Перми. 
6. В отчете на основе проведенного авторами анализа описаны инновационные подходы к налаживанию взаимодействия культурного наследия и творческих индустрий в российской практике управления культурой, описана инновационная стратегия развития культуры и повышения качества жизни населения на примере Санкт-Петербурга. В качестве одного из перспективных направлений развития инноваций авторами предложено внедрение сбалансированной системы показателей в управление организациями культуры; описана возможность применения сбалансированной системы показателей как инструмента стратегического управления в музеях.
7. Формирование базы лучших практик деятельности организаций культурного наследия и творческих индустрий на региональном и международном уровнях. В отчете приведены примеры по взаимодействию творческих индустрий и культурного наследия, реализуемые сегодня в Китае, Финляндии и российских регионах – Санкт-Петербурге и Перми.
8. Изучение и систематизация эмпирических знаний в области отраслевых особенностей налаживания взаимодействия культурного наследия и творческих индустрий.
9. Анализ отраслевых особенностей взаимодействия культурного наследия и творческих индустрий проведен на основе изучения взаимодействия академической музыкальной культуры и творческих индустрий сквозь призму потребительских предпочтений; анализа особенностей и развития музейных фестивалей, гастрономического культурного наследия и культурного туризма.
10. В ходе этого анализа были проведены два опроса: один - посетителей Большого зала Филармонии Санкт-Петербурга, второй – специалистов туристских фирм, предприятий общественного питания и специалистов по территориальному маркетингу.
11. Целью первого опроса было разработать рекомендации по расширению постоянной аудитории Большого зала Санкт-Петербургской академической филармонии (БЗФ) на основе использования творческих индустрий. Для решения данной задачи было проведено анкетирование посетителей БЗФ, выборочная совокупность - около 250 респондентов, что составляет не менее 25 % от среднего количества посетителей концерта БЗФ.
12. В результате проведения опроса слушателей БЗФ, были сделаны выводы, о том, что инновационные формы в организации концертов должны внедряться не столько в содержание программы концерта, сколько распространяться на развитие предоставляемых дополнительных услуг в области создания комфортной атмосферы до начала концерта, во время антракта, развития информационных технологий.
13. Целью второго опроса было определить возможность формирования гастрономического бренда туристской дестинации. Исследование показало, необходимостьподхода к формированию гастрономического бренда на основе развития ресторанного дела как составной части творческих индустрий.
14. В рамках анализа отраслевых особенностей взаимодействия культурного наследия и творческих индустрий в отчете рассмотрено развитие креативного туризма в Санкт-Петербурге с учетом потенциала петербургских музеев, показаны направления и перспективы развития креативного туризма в Петербурге, сделан вывод о наличии   у музеев Петербурга большого потенциала для участия в развитии креативного туризма.
15. Кроме того был разработан и апробирован первый вариант методики для оценки взаимодействия культурного наследия и творческих индустрий – полуформализованное интервью. В следующем году планируется провести опрос экспертов в трех странах с целью получения эмпирического и фактографического материала о формах и перспективах взаимодействия творческих индустрий и культурного наследия в трех странах: России, Финляндии и Китае.

Материалы проведенных исследований активно использовались в учебном процессе при написании курсовых и выпускных квалификационных работ. При этом дипломный проект А.Сорокиной, выполненный по тематике исследования под руководством В.Э.Гордина, занял I-е место на конкурсе студенческих научных работ НИУ ВШЭ по направлению «Менеджмент».

Публикации по проекту:


Светуньков И. С., Прыткова Е. А., Закревская Е. П. Анализ и прогнозирование посещаемости государственных музеев (на примере Федерального государственного учреждения культуры и искусства «Центральный военно-морской музей» и его филиалов) // В кн.: Культурное наследие и творческие индустрии: время, место, действие. Сборник трудов сотрудников Лаборатории экономики культуры Санкт-Петербургского филиала Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" / Науч. ред.: В. Э. Гордин. СПб. : Левша-Санкт-Петербург, 2012. Гл. 7. С. 188-214.
Гордин В. Э., Каныгин Г. В., Хорева Л. В., Дедова М. А. Методологические принципы и методические подходы к исследованию сферы культуры // В кн.: Культурное наследие и творческие индустрии: время, место, действие. Сборник трудов сотрудников Лаборатории экономики культуры Санкт-Петербургского филиала Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" / Науч. ред.: В. Э. Гордин. СПб. : Левша-Санкт-Петербург, 2012. С. 53-89.
Гордин В. Э., Трабская Ю. Г. Роль гастрономических брендов в продвижении туристских дестинаций // В кн.: Культурное наследие и творческие индустрии: время, место, действие. Сборник трудов сотрудников Лаборатории экономики культуры Санкт-Петербургского филиала Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" / Науч. ред.: В. Э. Гордин. СПб. : Левша-Санкт-Петербург, 2012. С. 109-140.
Иванова Ю. В. Культурные и социальные аспекты взаимодействия культурного наследия и творческих индустрий // В кн.: Культурное наследие и творческие индустрии: время, место, действие. Сборник трудов сотрудников Лаборатории экономики культуры Санкт-Петербургского филиала Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" / Науч. ред.: В. Э. Гордин. СПб. : Левша-Санкт-Петербург, 2012. С. 7-52.