• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Подготовка педагогов к развитию способностей учащихся

2011
Подразделение: Институт содержания образования

Коды по классификатору Elibrary:
14.00.00 Народное образование. Педагогика
14.07.00 Общая педагогика
14.07.03 Теория развития личности

В работе представлен материал, отражающий практику решения теоретических и практических проблем подготовки педагогов к развитию способностей школьников. Теоретико-методологической основой исследования является теория способностей, разработанная в лаборатории способностей факультета психологии Национального исследовательского  университета «Высшая школа экономики» под научным руководством академика РАО, доктора психологических наук, профессора В.Д. Шадрикова.

Настоящее исследование воплощает в себе и реализует исследовательскую стратегию, выработанную в серии осуществленных проектов (Проект «Развитие интеллектуальных операций как основы формирования познавательных способностей человека», 2008 г.; Проект «Развитие познавательных способностей учащихся общеобразовательной школы», 2009 г.; «Разработка теории способностей и ее приложений к учебной и профессиональной деятельности» 2010 г.), дополняя и расширяя психологию способностей человека.

Методология исследования определялась теоретическим пониманием способностей как трехуровневого образования: способности индивида (природные способности), способности субъекта деятельности и способности личности. Способности соотносятся с основными категориями психологии: процессами, свойствами, состояниями. В работе акцент  сделан на развитии способностей субъекта деятельности. На данном уровне ведущим механизмом развития способностей является развитие интеллектуальных операций. Предполагается, что развитие способностей определяется уровнем сформированности интеллектуальных операций субъекта деятельности.
Объектом исследования является развитие способностей учащихся.

Целью работы заключается в разработке метода и методик подготовки педагогов к целенаправленному развитию познавательных способностей учащихся. Данная цель раскрывается в следующих задачах:
1.   Разработка теоретических основ развития познавательных способностей учащихся на основе теории ментального развития, ключевым компонентом которой является освоение интеллектуальных операций.
2.    Выявление детерминант успешного развития познавательных способностей учащихся на основе овладения интеллектуальными операциями в образовательном процессе.
3.    Разработка метода обучения педагогов развитию познавательных способностей учащихся на предметном материале в рамках образовательного процесса.
4.   Конкретизация метода в методиках обучения педагогов целенаправленному развитию способностей учащихся на различных уровнях обучения (начальная школа, средняя).

Эмпирической базой исследования являлась средняя общеобразовательная школа № 507 г. Москвы с лицейскими классами и классами с углубленным изучением английского языка. В исследовании приняли участие учащиеся 2-х классов (N=48) и учащиеся 6-х классов (N=45).

В проведенном исследовании были достигнуты следующие результаты:
1.  разработаны теоретические основы развития познавательных способностей учащихся на основе теории ментального развития, ключевым компонентом которой является освоение интеллектуальных операций;
2.  в эмпирическом исследовании установлена динамика развития познавательных способностей, в частности невербального интеллекта, при целенаправленном обучении учащихся интеллектуальным операциям, а также выявлены и изучены на практике детерминанты развития познавательных способностей, определяющих успешное овладение интеллектуальными операциями;
3.  на основе обобщенного опыта обучения детей интеллектуальным операциям, был сформулирован и научно обоснован метод подготовки педагогов к целенаправленному развитию познавательных способностей на основе овладения интеллектуальными операциями;
4.  в процессе совместной научно-аналитической работы психологов, педагогов и сотрудников Института содержания образования НИУ ВШЭ метод обучения педагогов целенаправленному развитию познавательных способностей на основе овладения интеллектуальными операциями был конкретизирован в методиках обучения.

Область применения результатов исследования распространяется на систему образовательных учреждений различного уровня, вида и типа. Данные, полученные в ходе изучения педагогических способностей, могут быть использованы в системе подготовки педагогических кадров, а также при переподготовке и повышении квалификации учителей. Настоящее исследование приобретает особую актуальность в свете новых требований к качеству педагогического образования (Послание Президента РФ Медведева Федеральному собранию).