• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Субъективное благополучие и качество жизни: подходы, критерии и индикаторы

2011

Коды по классификатору Elibrary:
15.00.00 Психология
15.21.00 Общая психология
15.21.51 Психология личности

Объектом исследования и разработки является субъективное благополучие, понимаемое как обобщенная оценка своей жизни как единого целого, включающая в себя как эмоциональные, так и относительно рациональные компоненты и являющееся операциональным аналогом философского понятия счастья, а также взаимосвязанное с ним понятие качества жизни.
Проблема оптимальных состояний в жизни человека и путей их достижения является перспективной и крайне востребованной областью исследования. Ее изучение выходит далеко за пределы психологии. Между тем, задачу дифференциации ключевых понятий, на языке которых сформулирована цель и задачи проекта (качество жизни, счастье, благополучие, субъективное благополучие и психологическое благополучие) нельзя считать полностью решенной.

Цель настоящего проекта – разработать и эмпирически апробировать систему индикаторов, позволяющих оценивать индивидуальное качество жизни и субъективное благополучие в различных его аспектах.

Эта цель реализуется через решение следующих задач:

  • Сделать аналитический обзор психологической, социологической и иной литературы, посвящённой качеству жизни и субъективному благополучию и проблемам его измерения.
  • Построить междисциплинарную рабочую модель качества жизни и субъективного благополучия в их соотнесении и опирающуюся на нее систему операциональных индикаторов для использования в исследованиях.
  • Апробировать блок русскоязычных методик, необходимых для эмпирического исследования и диагностики различных составляющих качества жизни и субъективного благополучия.
  • Проанализировать возможности практических психологических подходов к поддержанию и росту субъективного благополучия на примере коучинга.

В трех обзорных разделах представлены современные теоретические и эмпирические подходы к проблеме счастья, качества жизни и субъективного благополучия в психологии и смежных науках. Произведен анализ перечисленных понятий в современных науках о человеке и сделана попытка их разграничения; описаны основные методологические проблемы измерения и факторы субъективного благополучия. Рассмотренные данные позволяют говорить о том, что мера переживания счастья и субъективного благополучия в гораздо большей степени зависит от личности (отчасти от врожденных, отчасти от прижизненно сформировавшихся устойчивых особенностей), нежели от случайности и объективных условий жизни; также большое значение имеют такие зависящие от нас самих факторы, как характеристики межличностных отношений, цели, ценности и мировоззрение. Результаты аналитического обзора литературы показывают, что рассмотренные понятия во многом пересекаются по своему содержанию и нередко используются как синонимы одно другому, что позволяет нам непротиворечиво выстроить эти три конструкта в единую систему, предложив собственную интегральную эмпирическую модель счастья, качества жизни и благополучия. В этой модели счастье рассматривается под углом зрения саморегуляции как феномен обратной связи, переживание слияние желаемого с фактическим. Качественные особенности счастья при этом связаны с характеристиками самих целей, служащих критериями желаемого. Теоретические и эмпирические данные позволяют различить два вида счастья: нормативное счастье, или счастье-минимум, достигаемое через более полное удовлетворение базовых потребностей и имеющее универсальный характер, и эвдемоническое счастье, или счастье-максимум, достигаемое через постановку и достижение личностно осмысленных целей, реализацию индивидуальных экзистенциальных проектов. Качество жизни рассматривается как заданная система внешних предпосылок жизнедеятельности, которые могут быть благоприятны или неблагоприятны для достижения счастья и открывающихся возможностей, которые субъект может в большей или меньшей мере реализовать. Эти предпосылки и возможности  задают основу социотипического образа жизни; в зависимости от личностной позиции субъекта возможно разное его отношение к этим предпосылкам, разная мера их реализации или, наоборот, преодоления и выстраивание индивидуально-специфического стиля жизни.

В следующем разделе дан обзор диагностики качества жизни в экономике и общественных науках, медицине и здравоохранении. Рассмотрены наиболее широко распространенные примеры методик оценки качества жизни, их возможности и ограничения. Нами была проведена успешная апробация следующих русскоязычных методик, необходимых для эмпирического исследования и диагностики различных составляющих качества жизни и субъективного благополучия: краткая русскоязычная версия Опросника качества жизни и удовлетворенности (КЖУ, Endikott et al, 1993), Шкала удовлетворённости жизнью Э. Динера и др. (Diener, Emmons, Larsen, Griffin, 1985; Pavot, Diener, 1993), Шкала субъективного счастья С. Любомирски (Lyubomirsky, Lepper, 1999), русскоязычная версия методики PANAS (Watson, Clark, Tellegen, 1988; Watson, Clark, 1994) под названием Шкалы позитивного аффекта и негативного аффекта (ШПАНА), разработана оригинальная методика оценки удовлетворенности базовых потребностей SATIS Д.А. Леонтьева. Также нами была начата разработка методики оценки интегральной удовлетворённости трудом на основе методики оценки удовлетворённости трудом А.В. Батаршева (Батаршев, 2002). Апробация и стандартизация методик проводилась на разноплановых и многочисленных выборках: студентов вузов различных специальностей (медицинских, гуманитарных, естественно-научных, технических) Москвы, Таганрога и Петропавловска-Камчатского, учащихся старших классов школ г. Москвы и области, а также гг. Бийска и Магадана, абитуриентов ВУЗов г. Москвы, а также взрослых добровольцев, студентов-психологов, получающих второе высшее образование, взрослых работающих испытуемых, сотрудников одной из крупных российских энергетических компаний.

Далее описаны возможности практических психологических подходов к поддержанию и росту субъективного благополучия на примере коучинга. Проанализирована история возникновения коучинга как социальной практики, дисциплины и профессии, ориентированной на оказание помощи человеку или группе лиц, критерии эффективности данной работы и научные исследования в этой связи, показана естественная взаимосвязь и взаимообогащение коучинга и позитивной психологии. С одной стороны, коучинг предоставляет контекст, в котором научные идеи позитивной психологии могут найти свое применение и оценку; с другой – он делает возможным практикам понять, как зерно теории и исследования, предоставляемые позитивной психологией, могут повысить успешность интервенции и изменения. Таким образом, теории и исследования позитивной психологии могут помочь лучше понять некоторые аспекты эффективной работы в коучинге, а один из неоспоримых вкладов коучинга позитивной психологии состоит в том, что он предлагает ясные и четко сформулированные инструменты ассесмента, ориентированные на оценку благополучия, удовлетворенности жизнью и потенциальные пути к пиковому выполнению деятельности.

Публикации по проекту:


Александрова Л. А., Лебедева А. А., Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Личностные ресурсы преодоления затрудненных условий развития, in: Личностный потенциал: структура и диагностика. Москва : Смысл, 2011. С. 579-610.