• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящихЛичный кабинет сотрудника ВШЭПоискМеню

Системные нарушения психических функций при локальных поражениях головного мозга

2011
Подразделение: Лаборатория нейропсихологии

Коды по классификатору Elibrary:
15.00.00 Психология
15.21.00 Общая психология
15.21.51 Психология личности

По результатам 2011 года в  рамках проекта «Системные нарушения психических функций при локальных поражениях головного мозга» было открыто несколько научных направлений, объединенных осознанием необходимости формирования интегративного понимания феномена человека, попытками выстроить системное знание о закономерностях и уровнях функционирования человеческой психики. Объектом исследования является строение и мозговая организация когнитивных психических процессов человека в норме и при органических поражениях головного мозга. Цель группы исследований, входящих в данный проект, – изучение зависимости строения нарушения высших психических функций от задачи деятельности (на примере функций письма и праксиса), а также функциональной и структурной взаимосвязи мнестических и языковых процессов.

Для изучения строения и мозговой организации психических функций объединяются достижения сразу ряда наук: психологии, лингвистики, нейроанатомии, нейрофизиологии, психиатрии и др.

В настоящее время в качестве весьма перспективных указываются работы, сочетающие в себе данные лингвистических, психологических и неврологических исследований. Поэтому в рамках одного из направлений, заявляемого проекта осуществляется изучение структурно-функциональной взаимосвязи между вербальными и невербальными психическими процессами, а именно, межфункциональной взаимосвязи рабочей памяти и речи в норме и на материале локальных повреждений мозга. Эмпирической базой исследования являются данные историй болезни стационарных отделений Центра патологии речи и нейрореабилитации (г. Москва), а также результаты экспериментальных исследований пациентов с органическими поражениями мозга и группы нормы.

В результате научной работы по направлению «Исследование взаимосвязи рабочей памяти и языка в норме и при афазии» в 2011 году выявлено, что объем рабочей памяти определяется разными механизмами внимания и принципиально не зависит от модальности самого задания. Установлена связь объема рабочей памяти с возрастом человека, вниманием, успешностью лексической обработки информации. Было показано, что здоровые люди с большим объемом рабочей памяти более успешно разрешают лексическую неоднозначность, чем люди с меньшим объемом рабочей памяти. Эти результаты указывают на наличие прямой связи между показателями рабочей памяти и успешностью языковой обработки на лексическом уровне. Указанные результаты имеют важное значение для диагностической практики пациентов с локальными поражениями мозга. До сих пор речь и мнестические процессы диагностировались в клинике как относительно независимые. Данные исследование указывают на тесную и многостороннюю связь между речью и мнестическими функциями, что побуждает к созданию специализированных диагностических методов, оценивающих системные межфункциональные связи между речью и памятью.

Другим направлением исследований, которое служит дополнением к принципу междисциплинарности научных разработок является изучение влияния задачи на продуктивность осуществления психических функций при органических поражениях мозга.

В отечественной психологии и физиологии активность субъекта, направленная на реализацию задач и достижение полезного результата, традиционно рассматривается в качестве детерминанты динамического строения психических функциональных систем (Леонтьев, Запорожец, 1945; Бернштейн, 1947; Леонтьев, 1965; Ухтомский, 1966; Зинченко, 1961; Гиппенрейтер, 1978; Анохин, 1980; Запорожец, 2000). Совмещение вышеописанных подходов открывает новые возможности интерпретации уже существующих фактов, а также поможет осветить новые, ранее не изученные стороны когнитивных функций. Поэтому следующие два направления в рамках заявляемого проекта является изучение организующего влияния задачи деятельности на структуру нарушения произвольных движений и письма. В результате исследований по направлению «Афазии: зависимость структуры нарушений от содержания письменных задач» показано, что психологическая структура нарушений письменной речи при органических поражениях мозга имеет специфические закономерности, обусловленные содержанием письменных задач. Механизм нарушений письменной речи проявляется в общих закономерностях как в группе традиционных письменных заданиях, так и заданиях, актуализирующих различные функции письма. Также при исследовании пациентов с сенсорной и моторной афазией было выявлено наличие статистически значимых количественных различий в характере нарушений письма при выполнении различных по содержанию письменных задач. Были обнаружены различия в структуре наблюдаемых дефектов письма при сравнении больных с моторной и сенсорной афазиями.Изменение числа ошибок в зависимости от заданий, уравненных по формальным лингвистическим показателям, свидетельствует о функциональных перестройках психологической структуры письма в условиях различных письменных задач.

Приведенные данные о влиянии типа задания на механизм реализации письма при афазии позволяют повысить диагностические возможности нейропсихологических методик и разработать принципы реабилитации высших психических функций в клинике локальных поражений мозга, основанные на реорганизации психических процессов путем изменения содержания задачи деятельности.

Результатом исследования по направлению «Влияние задачи произвольного движения на структуру апраксий» является разработка гипотез исследования. Они заключаются в следующих утверждениях:  а) Задача движения изменяет структуру психологического дефекта при апраксии; б) Существуют общие закономерности нарушения произвольных движений в условиях разных по содержанию двигательных задач независимо от формы апраксии. Вторым важным результатом исследования является разработка методики и экспериментального плана.

Результаты исследований используются в курсах «Нейропсихология» и «Клиническая и специальная психология» на факультете психологии НИУ ВШЭ.