• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мониторинг развития сектора интеллектуальных услуг, сравнительные исследования развития сектора интеллектуальных услуг в России и за рубежом

2011

Коды по классификатору Elibrary:
06.00.00 Экономика. Экономические науки
06.81.00 Экономика и организация предприятия. Управление предприятием
06.81.23 Интеллектуальный капитал. Управление знаниями

ИСИЭЗ НИУ ВШЭ ведет проект, посвященный мониторингу сектора интеллектуальных услуг в России, с 2007г. Это пионерное исследование, не имеющее аналогов в России. В 2011 г. прошла уже пятая волна мониторинга.

Поскольку сектор интеллектуальных услуг сравнительно молод, он не нашел пока еще адекватного отражения в статистике не только в России, но и за рубежом. Поэтому эмпирическая база мониторинга формируется преимущественно путем опросов. Объектом мониторинга являются услуги рекламные, маркетинговые, ИТ, аудиторские, инжиниринговые, финансовые, юридические, кадровые и девелоперские.

В 2011 году было проведено масштабное обследование производителей и потребителей услуг. Методика и инструментарий описаны в первой главе отчета. Была сформирована выборка исследования из представителей 600 компаний – производителей интеллектуальных услуг, и из 600 компаний - потребителей. Пропорции выборки определялись на основании предыдущих исследований сектора интеллектуальных услуг (2007-2010). Из всей выборки не менее 30% представителей было отобрано в Москве. География исследования охватывала 14 крупнейших городов России. Для опроса использовалась формализованная анкета, в которой большая часть вопросов носила закрытый характер, но был включен и ряд открытых вопросов. Опрос проводился преимущественно в форме личного формализованного интервью, но также и в формах телефонного формализованного интервью и методом самозаполнения анкеты, по электронной почте. Собранные в ходе опроса данные были использованы для верификации гипотез исследования и получения содержательных выводов.

Вторая глава посвящена изучению динамики спроса и предложения интеллектуальных услуг в 2011 г. Выявлен умеренный рост рынка, сопровождающийся примитивизацией производства услуг: доля стандартных услуг возросла по сравнению с прошлым годом. Скорее всего, этот сдвиг произошел под влиянием упрощения спроса, т.е. увеличения доли заказчиков, предпочитающих стандартные услуги кастомизированным. Обычно это характерно для неопытных пользователей, поэтому есть надежда, что ухудшение качества спроса в 2011 г. носит временный характер.

Тем не менее, производители услуг восприняли происходящее на рынке достаточно драматически, и их субъективное восприятие событий стало играть важную роль. Поэтому третья глава исследует предпринимательские настроения в секторе. Мы выделили три группы, различающиеся между собой своими ожиданиями относительно дальнейшего развития кризиса: оптимисты (те, кто считает, что рынок восстанавливается после кризиса), реалисты (полагающие, что падение рынка уже прекратилось, но восстановление еще не началось) и пессимисты (уверенные, что кризис продолжается). Выявлены значимые различия между группами по целому ряду ключевых показателей. Проведенный анализ позволяет дополнить текущие и прогнозные исследования дополнительными «настроенческими» факторами, которые могут иметь хорошие объясняющие способности.

Четвертая глава рассматривает инновационную деятельность на рынке интеллектуальных услуг. Инновационная активность производителей снизилась, что, видимо, объясняется тем же пессимизмом. Пессимистически они относятся и к инновационной активности потребителей, но пессимизм самими потребителями не разделяется. Потребители считают, что участие в сопроизводстве и использовании услуг повышает их собственные способности и склонности к инновациям. А более инновационные потребители склонны заказывать больше услуг, так что здесь кроются резервы роста спроса, к которым, однако, производители относятся скептически, поскольку не получают и не надеются получить от потребителей идеального уровня сопроизводства.

Пятая глава открывает новый раздел мониторинга, запущенный только в 2011 г. Он посвящен проблемам пространственного размещения интеллектуальных услуг. В настоящее время производство и потребление услуг сильно локализовано: мы показываем, что и для потребителей, и для производителей пространственная близость является ключевым фактором при выборе контрагента, невзирая на развитость современных информационных технологий. Это удручает, т.к. европейские исследования неоднократно демонстрировали позитивные эффекты межрегиональных потоков услуг: доказано, что эти потоки имеют тенденцию к диффундированию, оказывая благотворное влияние не только непосредственно на участников сделок с услугами, но и на окружающий бизнес-климат. В пятой главе мы выявили ряд факторов, значимых для выбора удаленных услуг, и надеемся в дальнейшем исследовать, как через эти факторы можно стимулировать межрегиональный спрос на услуги.

Шестая глава посвящена проблемам государственного стимулирования развития сектора интеллектуальных услуг. К сожалению, специфические особенности сектора делают его слабо восприимчивым к прямому регулированию, и государству разумнее действовать косвенными методами, среди которых еще Кейнс называл наиболее эффективными государственные закупки. К сожалению, Закон о госзакупках № 94-ФЗ не соответствует особенностям производства интеллектуальных услуг и препятствует получению государственными заказчиками качественных услуг, что мы и доказываем с помощью наших эмпирических данных. Мы выявили основные проблемы, с которыми сталкиваются государственные заказчики на рынке интеллектуальных услуг и предложили ряд практически мер, способных смягчить эти проблемы.

В заключении к отчету подводятся основные итоги работ 2011 года и обозначаются направления будущих мониторинговых исследований.

Публикации по проекту:


Дорошенко М. Е. О переходе к четвертичному сектору // В кн.: Консалтинг в России: от истории до инновационных практик. Иркутск : Иркутский государственный университет, 2012. С. 4-8.

См. также

Ключевые слова