• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мониторинг инновационного поведения населения

2011

Коды по классификатору Elibrary:
06.00.00 Экономика. Экономические науки
06.56.00 Общественно-экономическая структура
06.56.51 Общественный сектор

 Отчет подготовлен в соответствии с техническим заданием по теме «Мониторинг Инновационное поведение населения», реализуемой с 2009 г. в рамках тематического плана Центра фундаментальных исследований Национального исследовательского университета Высшей школы экономики.

Цель мониторинга – сбор и анализ данных, характеризующих распространение инновационных практик в домохозяйствах, восприятие инноваций, инновационные навыки, установки и другие факторы, влияющие на особенности инновационного поведения российского населения. Разработана оригинальная методология и инструментарий выборочных опросов населения, позволяющая проводить как межстрановые сопоставления, так и наблюдать позитивные или негативные изменения специфических для России процессов. Проект реализуется в режиме трехгодичного цикла.

Первый цикл охватывает период 2009-2011 гг., в рамках которого предусмотрены следующие направления работ: 2009 г. - исследование восприятия инноваций, 2010 г. - наблюдение за распространением инновационных практик в домохозяйствах, 2011 г. - выявление навыков для инноваций.

В отчете представлены результаты научно-исследовательской работы, реализованной в 2011 году, по изучению навыков для инноваций.

Объектом исследования 2011 года является наиболее квалифицированная часть экономически активного населения России – работники, имеющие среднее профессиональное или высшее образование, доля которого составляет 56% занятых в экономике, это около 39 млн. человек. В выборочную совокупность вошли респонденты Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (2843 человека), состав которых почти не отличается от генеральной совокупности по полу, возрасту и уровню образования.

Цель исследования 2011 года состояла в изучении состава и навыков работников, участвующих в  инновационной деятельности. В отличие от других немногочисленных российских и зарубежных исследований по данной тематике, в которых используется методика психологического тестирования, в данной работе изучались факты использования навыков, необходимых для инновационной деятельности (информационных, управленческих, маркетинговых, предпринимательских, коммуникационных навыков и технологических компетенций), а также личные качества, способствующие реализации инноваций (лидерство, предприимчивость, предрасположенность к риску, активность, креативность, уверенность, толерантность). Параллельно выявлялось фактическое участие респондентов в процессах, происходящих от генерирования идеи до успешной инновации, даже если инновации не были до конца воплощены.
Получены уникальные данные, позволившие количественно охарактеризовать участие респондентов в процессе создания инноваций в роли инициаторов инноваций, членов команды и исполнителей и описать навыки, которыми они обладают.

Инициаторы инноваций (работники, вносившие предложения по усовершенствованию какого-либо направления деятельности предприятия) составили более трети выборочной совокупности (36%). Но предложения были успешно доведены до конца лишь у 16% опрошенных, которые составили подгруппу успешных инициаторов (еще в 10% случаев новаторские предложения реализовать не удалось или удалось лишь частично и столько же оказалось псевдоинициаторов, чьи предложения даже не обсуждались с коллегами и не были доведены до их практического применения).

Успешных инициаторов отличает высокая степень вовлеченности в передовые технологии, отслеживании последних тенденций и в непосредственном их активном применении в своей профессиональной деятельности. Они обладают высоким уровнем владения информационно-коммуникационными технологиями и имеют особую структуру источников получения информации (научные организации, выставки, конференции и другие профессиональных мероприятий, поставщики оборудования и т.п.). Помимо высоких когнитивных навыков инициаторы обладают хорошими управленческими и организационными знаниями, отличаются высокой степенью информированности об основных деловых процессах деятельности организаций. Более половины из них руководят трудовыми коллективами, участвовали в разработке стратегии своего предприятия, включены в маркетинговую деятельность, что дало дополнительные преимущества при позиционировании инноваций, работали с поставщиками и клиентами, имеют опыт публичных выступлений. Каждый пятый владеет собственным бизнесом.  Единственное, в чем они не отличаются от других респондентов – в уровне знания иностранного языка, что создает барьеры для эффективной интеграции проводимых инновационных разработок в русло международных стандартов. Важно отметить, что у трети инициаторов, успешно реализовавших свои идеи, подготовка предложений не входила в круг их обязанностей. Данное наблюдение подчеркивает важность создания благоприятных условий в коллективах для возможности обсуждения и реализации идей.
Члены команды (работники, которые принимали участие в обсуждении каких-либо идей, связанных с новыми направлениями деятельности своей компании) тоже составляют чуть более трети выборочной совокупности (35%), но успешных членов команды, когда обсуждаемые идеи были  доведены до реализации, насчитывается лишь 17%. Остальные  18% составили подгруппу неуспешных (идеи не были доведены до реализации, или доведены лишь частично), но, как показал анализ навыков представителей этих двух групп, они различаются незначительно, зато резко контрастируют с группой не участвовавших в реализации идей.

Успешные члены команды не уступают по набору основных умений и навыков самим инициаторам таких разработок. Но они старше (средний возраст 44 года, тогда как среди инициаторов 41 год), реже занимают руководящие посты и имеют свой бизнес. Обе группы, помимо хорошей компетентностной базы, характеризуются наличием личностных черт, способствующих генерированию и реализации инноваций. Можно отметить лишь менее выраженные лидерские качества и склонность к риску у членов команды.

Исполнители, использующие современное оборудование и эффективные методы работы, являются важным звеном в реализации инноваций. В выборке оказалось лишь 47% респондентов, которые осваивали новые методы работы или оборудование не более 5 лет назад. Они отличаются молодостью (средний возраст этой группы составляет 36 лет, у остальных – 47 лет), чаще используют в своей работе специализированные Интернет-ресурсы и лучше владеют иностранным языком, но по уровню базовых компетенций значительно отстают от инициаторов инноваций и членов команды.

Особый интерес представляют характеристики той части работающего населения с высшим и средне-специальным образованием, которая оказалась абсолютно не задействованной в инновационной деятельности (11%). Респонденты этой группы отличаются  низким уровнем полномочий в профессиональной структуре, их профессиональные должности практически не требуют специального образования (только 28% считают необходимым окончание вуза для выполнения своей работы, тогда как  32% утверждают, что достаточно техникума, а  20% - что работа не требует никакого образования). Примечательно, что вне инновационного процесса остаются достаточно зрелые работники (средний возраст 38 лет). Гендерный состав этой группы характеризуется большим представительством женщин – их соотношение относительно мужчин составляет 2:1. Рассмотрение основного набора навыков и компетенций у представителей этой группы свидетельствует о крайне низком или полном отсутствии знаний и умений, необходимых для инновационного процесса.

В отчете также приведены результаты анализа методологии всех трех направлений первого цикла Мониторинга инновационного поведения населения, и основные моменты  коррекции модели исследований во втором цикле. Описан ход подготовки первого исследования нового цикла  (программа исследования «Восприятие инноваций», полевые работы), в Приложении собраны первые результаты (линейные распределения ответов респондентов, динамические ряды и международные сопоставления), а также рабочие материалы обследований – вопросники, инструкции; в электронном виде приложены массивы данных в формате SPSS.

Результаты Мониторинга регулярно представляются на российских и международных конференциях, публикуются в статистических сборниках «Индикаторы информационного общества», «Индикаторы науки», «Индикаторы образования» и др., используются в монографиях и статьях, посвященных проблемам инновационного развития России.

См. также

Ключевые слова