• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мониторинг образовательных и трудовых траекторий выпускников школ и вузов

2011

Коды по классификатору Elibrary:
14.00.00 Народное образование. Педагогика
14.01.00 Общие вопросы народного образования и педагогики
14.01.75 Экономика, организация, управление, планирование и прогнозирование образования

Государственный университет – Высшая школа экономики инициировал в 2009 году долгосрочный исследовательский проект, направленный на изучение судеб выпускников средних школ и высших учебных заведений.
Вопросов, стоящих перед исследователями довольно много – какие факторы предопределяют выбор образования и профессии? Почему зачастую работа не совпадает с полученным образованием?  Насколько тесно и в каких узловых точках пересекаются образовательные и трудовые траектории? Что влияет на интенсивность развития карьеры молодого специалиста? Что предопределяет успех и неуспех в сфере получения образования и работы?
Объектом исследования стали образовательные и трудовые траектории молодых людей, выпускников школ и вузов. Цель исследования состоит в выявлении и анализе траекторий в пространствах образования, труда и семьи.
При этом важно ответить на вопросы о том, какие факторы оказывают влияние на выбор той или иной траектории, проанализировать взаимовлияние траекторий в трех упомянутых полях, отследить последовательность и темп развития траекторий, изменения практик, мотиваций, ценностей.

По итогам лонгитюдного мониторингового исследования:
• будут выявлены и измерены наиболее типичные жизненные траектории выпускников учебных заведений различного уровня в пилотном регионе;
• дана оценка степени влияния экономических, социальных и психологических факторов становления образовательной и трудовой траектории;
• дана оценка барьерам и ресурсам, затрудняющим / способствующим формированию успешных и неуспешных траекторий;
• разработаны рекомендации в области эффективного управления карьерами в условиях экономической нестабильности и информационной непрозрачности. 

Базовой гипотезой является предположение о существовании в России ряда типичных комплексов, объединяющих образовательные и трудовые траектории в их взаимосвязи. Каждый из комплексов имеет внутреннюю логику и характеризуется с одной стороны – специфическими ожиданиями, представлениями и оценками вовлеченных в него субъектов: учащихся, выпускников, представителей сферы образования и рынка труда; с другой стороны – институциональным, экономическим и информационным контекстом, в который он вписан. Оценка перечисленных базовых характеристик и реконструкция внутренней логики каждой из типических траекторий позволит приблизиться к истолковывающему пониманию процессов, определяющих своеобразие образовательных и профессиональных траекторий и построить объяснительные модели; иными словами – достигнуть адекватного и информативного анализа результатов мониторинга в целом.

Специфика предлагаемой исследовательской модели мониторинга состоит в его лонгитюдной структуре. Это означает, что динамика проведения исследования отражает динамику самих изучаемых индивидуальных траекторий: выпускники школ и вузов, опрошенные при пилотной апробации инструментария, в случае успешной инсталляции системы мониторинга и ее регулярного применения будут опрошены снова (промежуток времени, через который проводится повторный опрос, мы далее будем называть «шаг мониторинга» - 3 года). По мере индивидуализации образовательных и трудовых траекторий респондентов система трейсинга позволит создать своего рода «портрет поколения». Такое панельное исследование в перспективе должно раскрывать динамическое измерение поставленных выше задач.

Основным методологическим требованием мониторинга является условие «двух срезов». Для того чтобы индивидуализация траекторий могла быть отслежена в динамике необходимо наличие нескольких (минимум двух) «срезовых» исследований, проводимых в двух точках траектории респондента. В случае регулярного запуска мониторинга эта проблема решается автоматически: результаты последующих обследований будут сопоставляться с результатами предыдущих – при соблюдении требования лонгитюдности (т.е., год от года опрашиваются одни и те же люди), динамика индивидуальных траекторий отслеживается «в реальном времени». На стадии разработки и пилотной апробации инструментария эта проблема решается за счет создания гибкой двухуровневой модели обследования: два фронтальных «среза» проводятся среди учеников школ и учащихся вузов.

При лонгитюдном использовании инструментария с сохранением двухсрезовой модели мониторинга появляются возможности широких многоаспектных сопоставлений, отражающих динамику индивидуальных траекторий в длительной временной перспективе. И главное: становится возможным оценить степень и формы влияния факторов социального и экономического контекста на индивидуализацию образовательных и трудовых траектрий выпускников вузов.
На первом этапе, реализуемом в 2009 году, в двух регионах исследуются две группы: школьники – выпускники 9х классов и студенты 4го курса. При этом, если в случае с учащимися 9го класса речь идет о некотором базовом замере, подразумевающем, помимо определения начальной позиции, получение данных об успеваемости, ситуации в семье и информации о стремлениях в областях образования и профессии, то для исследования студентов задействован более широкий круг вопросов, включающий опыт профессиональной трудовой деятельности, соотношение трудовых и образовательных траекторий, анализ мотивации и ценностей. В 2011 году было реализовано исследование учащихся первых курсов вузов в г. Санкт-Петербург.

Поскольку данные собираются по одним и тем же индивидам в разные моменты времени, можно сделать выводы о причинной связи между более ранними и последующими событиями. Подобные выводы о причинности нельзя сделать в поперечно-срезовых планах, где различных индивидов оценивают в двух временных точках. В этом заключается ключевое преимущество лонгитюдного исследования.

Опрос проводится с шагом раз в три года, что позволяет отслеживать траектории по мере их формирования и развития. Год от года опрашиваются одни и те же респонденты, в случае потери более четверти респондентов на этапе второго и последующих срезов, недоступные респонденты заменяются на выпускников того же года. Данные опроса дополняются материалами фокусированных интервью, что позволяет задействовать другую, антропологическую, исследовательскую логику и получить наиболее полную картину с обилием деталей, провести содержательный анализ мотиваций и ценностей, выявить и исследовать множество влияний на траектории, которые не обнаруживаются количественными методами. Предполагается, что исследование можно будет завершить через 15 лет, проведя 5 замеров.

Область применения результатов исследования находится в пространствах образования и профессионального развития. Система трейсинга призвана облегчить взаимодействие всех субъектов рынка образовательных услуг, предоставив им наиболее полную и надежную информацию о перспективах профессионального роста, последующих жизненных траекториях, жизненных шансах и социальной мобильности выпускников различных школ и вузов. Эта трейсинговая система восполнит существующий дефицит информации о типовых результатах школьного и вузовского образования, а также о стратегиях последующей индивидуализации образовательных и карьерно-профессиональных (трудовых) траекторий.

В силу своей надежности и информативности данные лонгитюдных исследований являются уникальной диагностической базой. Однако эффективность их интерпретации – а, следовательно, и надежность и информативность результатов в целом – решительным образом зависят от стабильности объектов исследования – сферы образования, рынка труда, и устойчивости форм их взаимодействия. Этот аспект принципиально отличает российскую ситуацию от американской или европейской, являющихся существенно более стабильными. Данное обстоятельство существенно осложняет построение такой системы в России. Поэтому для эффективной реализации мониторинга образовательных и трудовых траекторий в РФ требуется применение средств «точной настройки», которые являются залогом адекватной интерпретации полученной в ходе мониторинга информации. Это подразумевает привлечение дополнительных аналитических средств, которые будут разработаны и реализованы в виде единого методологически-интерпретативного исследовательского комплекса.