• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мониторинг состояния гражданского общества

2011

Коды по классификатору Elibrary:
06.00.00 Экономика. Экономические науки
06.56.00 Общественно-экономическая структура
06.56.51 Общественный сектор

Объектом мониторинга состояния гражданского общества являются структуры, процессы и явления гражданского общества. Оно представляет собой общество свободной самоорганизации, включающее совокупность социальных связей, норм, ценностей и действий людей индивидуального или коллективного характера в сфере не их приватной (частной), а публичной (или общественной) жизни.

Цель научно-исследовательской работы состоит в оценке текущего состояния гражданского общества для разработки и реализации политики государства в области поддержки и развития его институтов, обеспечения заинтересованных сторон актуальной, полной, достоверной и регулярно обновляемой информацией, необходимой для анализа и прогноза развития гражданского общества в России.

Задачи исследования:

  • системная идентификация предмета мониторинга в разрезе институциональной и социо-структурной проекций гражданского общества;
  • создание информационной базы по показателям текущего состояния гражданского общества в России;
  • подготовка на ее основе материалов аналитической направленности с использованием математических методов анализа данных, в частности методов кластерного анализа (модифицированного двухступенчатого, интеллектуального, иерархического), дисперсионного анализа, регрессионного анализа, методов поиска связей между номинальными переменными с использованием проекционных матриц, метода порогового агрегирования в качестве линейной свертки для построения индексов и др.;
  • накопление информации, необходимой для анализа ситуации, описания прогнозного фона и собственно прогнозирования и моделирования сценариев развития гражданского общества;
  • международные сопоставления по показателям развития гражданского общества.

Эмпирическая база исследования. Исследования основываются на методологии, разработанной и эффективно применяемой Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ для изучения различных аспектов состояния гражданского общества в России. Эмпирическую базу составляют результаты всероссийских опросов населения, опросов представителей социально-профессиональных групп, всероссийских обследований негосударственных некоммерческих организаций, проведенных в 2011 году, а также в рамках предыдущих волн мониторинга состояния гражданского общества (http://www.hse.ru/org/hse/monitoring/mcs/).
В результате исследования получены новые эмпирические данные о текущем состоянии гражданского общества в России, разработаны теоретические концепции, объясняющие процессы гражданского общества, уточнена методология проведения мониторинговых исследований гражданского общества в его отдельных проекциях.

Основные результаты проведенного исследования свидетельствуют, что:
1) Среди всех измерений, проведенных в ходе исследовательского проекта «Индекс гражданского общества — CIVICUS» в России  для получения комплексной оценки состояния гражданского общества, относительно высокие показатели зафиксированы по уровню организованности гражданского общества, что свидетельствует об относительной институциональной устойчивости. Отчасти это подтверждают и результаты проведенных количественных опросов населения, свидетельствующие о достаточно высоком уровне информированности россиян о деятельности негосударственных некоммерческих организаций. Знают или слышали об НКО хотя бы одного вида в своем населенном пункте 73% респондентов.
2) Однако участие в деятельности организаций гражданского общества в России не является типичной повседневной практикой для большинства россиян. Об этом, в частности, свидетельствуют результаты исследования, согласно которым лишь около пятой части опрошенных принимают участие в деятельности каких-либо общественных объединений. Среди них большинство говорят о своем участии в профсоюзах. На втором месте — членство в садовых и дачных товариществах, на третьем — в товариществах собственников жилья.
Потенциальный уровень участия несколько выше реального только за счет тех, кто хотел бы работать в НКО за плату. Быть включенным в деятельность НКО в других формах хотят меньшие доли опрошенных, чем реально участвующие.
3) Низкий уровень формального гражданского участия во многом обусловлен низким уровнем доверия организациям гражданского общества. В частности, результаты исследования свидетельствуют о том, что высказались о доверии тем или иным НКО чуть больше трети опрошенных. Чаще других они упоминали общества защиты прав потребителей, ветеранские объединения, садовые и дачные товарищества, профсоюзы и общества инвалидов. Наименьшим доверием у россиян пользуются этнические общины, молодежные политические / неформальные объединения, движения национально-патриотического толка. В тоже время,  результаты исследования фиксируют тенденцию к росту доверия некоммерческим организациям при повышении уровня образования респондентов.
4) Как следствие выявленных тенденций, исследование констатирует и то, что организации гражданского общества не оказывают значительного влияния на социально-политические изменения в стране. Не последнюю роль в этом играет отсутствие налаженного взаимодействия с органами власти. В рамках проведенного мониторинга состояния гражданского общества в 2011 году были разработаны основные теоретические подходы к изучению доверия населения профессиональной деятельности государственных служащих и проведены мониторинговые замеры основных показателей индексов доверия населения государственным служащим.
5) Анализ существующих теоретических разработок в этой области позволяет выявить, что проблема доверия находится в центре внимания известных социологов, социальных психологов, экономистов и политологов. В различных исследованиях доверие рассматривается как ожидание, установка, отношение, состояние, чувство, процесс социального обмена и передачи информации и других значимых благ, личностное и групповое свойство. Наибольшее распространение получили определения доверия как ожиданий. На сегодняшний день разработаны многообразные подходы к исследованию доверия. Несмотря на это нерешенными и дискуссионными остаются теоретические и методические вопросы изучения различных конкретных видов и форм доверия. Одной из таких форм является доверие населения к специфическим социальным группам, в частности к  государственным служащим. Система государственной службы представляет собой интерфейс взаимодействия гражданского общества и государства. Поэтому доверие населения государственным служащим представляет собой важное условие данного коммуникативного процесса, а задача построения индекса доверия становится актуальной не только с научной точки зрения, но и имеет большое практическое значение.
6) Гражданское общество в России не является в настоящее время тем надежным проводником, с помощью которого ценности общества доносятся до властных элит, а решения элиты находят обратную связь в обществе. Однако в обществе имеется запрос на активизацию роли организаций гражданского общества, поэтому всем заинтересованным сторонам (организациям гражданского общества, органам власти, бизнесу) необходимо направить усилия на реализацию данного позитивного тренда для всестороннего развития гражданского общества в России. Данную проблему предлагается решить через усиление влияния организаций гражданского общества как аккумуляторов идей общества и посредников в информировании об этих идеях властных элит путем расширения их взаимодействия с органами власти.

В целом полученные результаты исследований связаны с:
— развитием научных исследований за счет совершенствования методологии, отработки новых индикаторов и показателей, оригинального инструментария сбора социологической информации;
— обеспечением органов власти, негосударственных организаций, средств массовой информации и других субъектов актуальной, полной, достоверной и регулярно обновляемой информацией, необходимой для понимания состояния гражданского общества в России;
— содействием формированию политики государства в области поддержки и развития институтов гражданского общества, поддержкой принятия решения органов власти;
— выработкой рекомендаций по развитию гражданского общества, адресованных различным заинтересованным сторонам;
— предоставлением аналитических материалов Администрации Президента Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, рабочей группе «Развитие общественных институтов» в рамках экспертной работы по социально-экономической стратегии России до 2020 года, Министерству экономического развития Российской Федерации, Общественной палате Российской Федерации и региональным общественным палатам в целях подготовки ежегодных докладов о состоянии гражданского общества как в целом в России, так и в отдельных субъектах РФ;
— использованием в учебном процессе информационной базы и аналитических материалов, полученных в ходе мониторинга состояния гражданского общества.

Публикации по проекту:


Корнеева И. Е., Краснопольская И. И., Мерсиянова И. В. Вовлеченность населения Санкт-Петербурга в социальные практики гражданского общества // В кн.: Негосударственные некоммерческие организации в Санкт-Петербурге. 2010-2011. Информационно-аналитические материалы о деятельности некоммерческого сектора в Санкт-Петербурге. СПб. : ЦРНО, 2011. С. 26-28.
Мерсиянова И. В., Корнеева И. Е. Мониторинг гражданского общества Вып. VI: Вовлеченность населения в неформальные практики гражданского общества и деятельность НКО: региональное измерение. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2011.