• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Исследования по тематике работы экспертной группы «Новая школа»

2011

Работа выполнялась по трем тематическим направлениям: 1) Изучение и оценка потенциала учреждений дополнительного и неформального образования в решении задач социализации детей. 2) Оценка компетенций взрослого населения. 3) Исследование образовательных и трудовых траекторий выпускников средних школ.

В отчете в самостоятельных частях представлены результаты работ по каждому направлению.

Направление 1. Изучение и оценка потенциала учреждений дополнительного и неформального образования в решении задач социализации детей

Объектом исследования стали ученики, преподаватели и эксперты в сфере внешкольного образования.

Цель работы состояла в оценке влияния внешкольных учреждений на социализацию и школьников и анализ рынка внешкольного образования.

Задачи исследования:

  • Проанализировать влияние учреждений внешкольного образования на успеваемость школьников, развитие их социальных навыков и социального капитала, формирование самооценки, чувства принадлежности и удовлетворенности школой.
  • Выявить доступность учреждений внешкольного образования, особенности их функционирования, мотивацию и включение школьников в данные учреждения.
  • Оценить объем и потенциал рынка внешкольного образования, провести сегментацию рынка внешкольного образования по видам услуг и типам учреждений, и оценить долю каждого сегмента.

Для исследования поставленных задач были проведены: анкетный опрос школьников 9х классов; интервью с сотрудниками и руководителями учреждений дополнительного и неформального образования; интервью с экспертами в сфере образования.

По итогам работы впервые были разработаны надежные инструменты для измерения влияния внешкольной деятельности на социализацию школьников; реализовано три эмпирических исследования среди школьников, сотрудников и экспертов в сфере внешкольного образования; получена оценка влияния внешкольной деятельности на формирование социальных навыков, успеваемость, самооценку, чувство удовлетворенности и принадлежности к школе российских школьников; было проанализированы неравные шансы доступа к внешкольному образованию учащихся с различным социально-экономическим статусом и из разных типов населенных пунктов, а также возможности доступа, мотивации и включения во внешкольную деятельность; получено представление о барьерах и возможностях функционирования учреждений внешкольного образования; проведен анализ рынка услуг внешкольного образования.

Направление 2. Оценка компетенций взрослого населения

Объектом исследования являются подходы, методы, инструменты исследования компетенций, компетенции взрослого населения.

Цель исследования состояла в оценке компетенций взрослого населения,   создании необходимой и достаточной статистической и аналитической базы для решения ключевых политических задач в рассматриваемой области. С этой точки зрения исследование является уникальным ресурсом содействия ведомствам, ответственным за выработку образовательной политики и политики занятости.

Задачи исследования:

  • Дать оценку общего уровня грамотности, способностей к математическому мышлению и навыков разрешения проблемных задач и ситуаций (problem solving).
  • Провести оценку механизмов, посредством которых происходит приобретение или утрата навыков.
  • Получить оценку навыков и компетенций взрослого населения трудоспособного возраста в Российской Федерации, данные являются сопоставимыми с данными по странам ОЭСР.

Для исследования поставленных задач была создана концепция исследования компетенций взрослого населения, сформулированы основные подходы и требования к формированию тестовых материалов, необходимых для измерения грамотности чтения, математической грамотности и способности решения проблем в технологически насыщенной среде, созданы соответствующие научные инструменты, реализовано полномасштабное тестирование взрослого населения, получена оценка навыков и компетенций взрослого населения трудоспособного возраста в Российской Федерации.

По результатам проведенного исследования удастся:

  • выявить и измерить степень различий между гражданами и странами в плане ключевых компетенций и других экономических и социальных результатов, которые, как считается, лежат в основе как личного успеха, так и успеха общества в целом.
  • оценить воздействие компетенций на экономические и социальные результаты, включая личные результаты, такие как интеграция на рынке труда, занятость и доходы, участие в образовательных и обучающих программах в течение жизни, а также совокупные результаты, как то содействие экономическому росту, обеспечение социального равенства на рынке труда и социальное участие.
  • оценить эффективность систем образования и обучения в формировании необходимых навыков на уровне, соответствующем социальным и экономическим требованиям.
  • выработать механизмы политики, которые, по мере выявления «пробелов» в ключевых компетенциях, призваны помочь в повышении уровня компетенций в рамках системы образования, на рабочих местах или же посредством создания стимулов для населения в целом и т.д.

Направление 3. Исследование образовательных и трудовых траекторий выпускников средних школ

Объектом исследования стали образовательные и трудовые траектории выпускников школ. Предметом исследования - влияние внешкольного образования на социализацию школьников; влияние факторов социального, экономического и иных контекстов на индивидуализацию и типизацию жизненных траекторий.

Цель исследования: анализ траекторий выпускников школ. Данные исследования восполнят существующий дефицит информации о типовых результатах школьного образования, а также о стратегиях последующей индивидуализации образовательных и карьерно-профессиональных (трудовых) траекторий.

Задачи исследования:

  • Выявить и проанализировать траектории в пространствах образования, труда и семьи, определение факторов, которые оказывают влияние на выбор той или иной траектории.
  • Проанализировать взаимовлияние траекторий в трех упомянутых полях.
  • Отследить последовательности и темп развития траекторий, изменения практик, мотиваций, ценностей.

В рамках исследования реализуется сбор информации о школьниках: социальном и материальном статусе их семей, их образовании, предшествующем опыте учебы и работы, привычках, отношениях и самочувствии. Замысел исследования заключается в том, чтобы на основе анализа жизненных траекторий молодых людей в период наиболее сильных изменений понять и интерпретировать процессы, определяющие трансформации образовательных и профессиональных траекторий, их своеобразие. На основании изучения существующих подходов, методов и инструментов исследования компетенций разработана развернутая концепция и подходы к формированию исследовательского инструментария – анкеты и тестов, реализовано полномасштабное тестирование.

Разработанная концепция и инструментарий исследования образовательных и трудовых траекторий выпускников позволяет подготовить и провести лонгитюдное мониторинговое исследование, по итогам которого дать оценку степени влияния экономических, социальных и психологических факторов становления траекторий выпускников, дать оценку барьерам и ресурсам, затрудняющим / способствующим формированию успешных и неуспешных траекторий.