• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Анализ и прогнозирование российской экономики в условиях перехода от посткризисной стабилизации к экономическому росту и технологической модернизации

2011

Коды по классификатору Elibrary:
06.00.00 Экономика. Экономические науки
06.52.00 Экономическое развитие и рост. Прогнозирование и планирование экономики. Экономические циклы и кризисы
06.52.35 Теория и практика прогнозирования и планирования экономического развития

Объектом исследования является российская экономика, ее воспроизводственная и секторальная (отраслевая) структура.

Целью исследования является создание методологии комплексного анализа и прогнозирования разнородных экономических процессов (макроуровневых, финансовых, структурных) на различных временных горизонтах и практическая отработка системы аналитической поддержки принятия стратегически важных решений в области экономической политики.

Эмпирическая база исследований.

В рамках работы был использован широкий круг информационных источников, включая данные Росстата, Минфина России, Банка России, Минпромторга России, Минэкономразвития России, ФТС России, результаты обследований промышленных предприятий (ИЭПП), потребительской активности населения (РОМИР), сообщения СМИ, официальные информационные источники о принимаемых решениях и об оценках ситуации со стороны руководителей профильных министерств и ведомств.
Большая роль в исследовании отводилась разработке новых и модернизации ранее разработанных методик предобработки статистических данных.

Основные результаты, полученные при реализации данного исследования, проведенные мероприятия:

1. На регулярной основе проводился мониторинг и анализ посткризисного развития российской экономики в 2010-2011 гг. и ее важнейших сфер (макроэкономика, реальный сектор, внешняя торговля, бюджетная сфера, денежно-кредитная сфера, банковская сфера, социальная сфера).
В центре внимания при анализе развития российской экономики в 2011 г. оказался баланс факторов, приведший к устойчиво-низким темпам экономического роста (порядка 4% в год вместо необходимых 5-5.5%) – стабилизация экспорта российских товаров, замедление динамики инвестиций, торможение роста заработной платы.
Отслеживался баланс факторов, обусловивших такое развитие событий и противодействовавших ему, включая снижение нормы сбережений (из-за падения процентных реальных ставок), рост краткосрочного потребительского кредита. Проводился анализ особенностей развития финансового сектора экономики (включая проблему ограниченности кредитных ресурсов) и бюджетной системы в сложившихся условиях.

2. Были разработаны сценарии социально-экономического развития России на среднесрочную (до 2014 г.) и долгосрочную (до 2030 г.) перспективу, определены основные «сюжеты развития» на перспективный период.
На среднесрочную перспективу прогнозные расчеты показывают, что в перспективе, даже при сохранении в целом благоприятной мировой конъюнктуры (цены на нефть Urals порядка 100 долл. за баррель, прирост мировой экономики – 4% в год) темпы роста российской экономики составят порядка 4% в год. В основе столь низкой динамики в среднесрочной перспективе – сохранение недостаточной конкурентоспособности российской экономики, прежде всего – промышленности.  Образуется самоподдерживающийся цикл «недоразвития»: низкая динамика спроса (так, темпы прироста потребления населения примерно в 2-2.5 раза отстают от докризисных значений) – низкая динамика производства – сдерживание роста доходов компаний и населения – низкий уровень спроса.

На долгосрочную перспективу разработаны три сценария внутреннего развития:
• индустриальной модернизации, характеризующейся относительно благоприятными внешними условиями (сценарий быстрого «инфляционного восстановления» глобальной экономики) и использованием благоприятных внешних условий для максимального стимулирования инвестиционной активности в экономики и ее диверсификации средствами экономической, налоговой и структурной политики;
• социально-консервативный, делающий акцент на сохранение макроэкономической и бюджетной сбалансированности в условиях того же сценария глобального «инфляционного восстановления», проведении политики постепенного, но последовательного уменьшения степени активности государственного вмешательства в структурные процессы в российской экономике;
• кризисной модернизации, характеризующий возможные результаты экономической политики в условиях сценария глобальной «финансовой реструктуризации», означающей выраженный дефицит внешних ресурсов развития в условиях кризисной расчистки глобальных дисбалансов.
Проведены расчеты на основе собственных балансово-эконометрических моделей и получены количественные оценки возможных результатов реализации этих сценариев.
Проводился анализ сценариев и прогнозов развития российской экономики, разрабатываемых Минэкономразвития России. 

3. Были разработаны эконометрические модели прямых иностранных инвестиций, позволяющие выявлять факторы притока ПИИ, а также строить долгосрочный прогноз динамики прямых иностранных инвестиций в российскую экономику в рамках различных сценариев социально-экономического развития. В рамках обзора работ были выявлены основные мотивы иностранных инвесторов, среди них – мотив поиска ресурсов, поиска рынков и поиска нерыночных активов. Было выявлено, что ПИИ в российскую экономику руководствуются в основном первыми двумя мотивами. Проведенный эконометрический анализ показал, что основными драйверами входящих ПИИ в Россию являются факторы наличия дешевых и относительно качественных ресурсов (топливно-энергетических и трудовых), высокий уровень открытости экономики, а также потенциал роста внутреннего рынка. Среди сдерживающих ПИИ факторов – высокий уровень коррупции и административные барьеры для ведения бизнеса, недостаточно развитая транспортная инфраструктура и логистическая сеть. Количественные результаты прогноза показали, что приток ПИИ в долгосрочной перспективе может составить 4,8%-5,5% ВВП к 2030 г.

4. На основе анализа тенденций и факторов, определяющих развитие российского банковского сектора,  было установлено повышение уязвимости банковского сектора к шокам ликвидности в среднесрочной перспективе. Данное повышение является следствием отставания динамики ресурсной базы банков от расширения спроса экономики на кредит, которое возникло в 2011 г. и с высокой вероятностью сохранится в среднесрочной перспективе. Также была выявлена группа банков, уязвимых к кредитным рискам вследствие низкого уровня достаточности капитала, прибыльности и высокой доли некачественных активов.

5. По результатам исследования конъюнктуры выявлено, что 2011 г. в промышленности следует охарактеризовать как период завершения посткризисного восстановления. При этом проводимый в течение года ежемесячный мониторинг выявил постепенное замедление темпов роста.

По итогам развития в 2011 г. выделены три отраслевые группы (лидеры, середняки и аутсайдеры) по степени успешности и факторам развития. При этом ряд отраслей так и не достигли докризисного уровня по многим показателям, в то время как большинство секторов его достигло или превысило. Показано, что основным фактором развития отраслей стал рост внутреннего рынка, поддержанный, в том числе, государственным стимулированием спроса. Кроме того, определенную роль сыграло импортозамещение, во многом опиравшееся на завершение начатых еще до кризиса инвестиционных проектов.

6. Разработана методология моделирования и прогнозирования проблемных кредитов в активах российских банков. В результате проведенного исследования:
• разработана методология, позволяющая осуществлять прогноз доли проблемных кредитов в активах по каждому банку на основе двух построенных для банковской системы в целом эконометрических моделей: доли проблемных кредитов (модель плохих долгов) и динамики совокупного кредитного портфеля (модель кредитов);
• построен набор распределений банков по доле проблемных кредитов в активах – отдельно для банковской системы в целом и для 200 крупнейших банков. Показано, что для банковской системы в целом наиболее плотным является интервал 0-3.0% доли проблемных кредитов при медианном уровне 3.5%, тогда как для 200 крупнейших наиболее плотный интервал выше – 5.0-5.5% при медианном уровне 5.9%.

7.  На основе анализа основных условий проведения, мер и направлений денежно-кредитной политики было установлено, что в результате исчезновения в 2011 г. избытка ликвидности в банковской системе формируется действующий канал влияния процентной политики Банка России на процентную политику коммерческих банков. Показано, что в этих условиях продолжение консервативной процентной политики Банка России может способствовать восстановлению сбалансированности между ресурсной базой банков и спросом экономики на кредит в среднесрочной перспективе.

8. Проведен анализ проекта федерального бюджета на 2012 г. и на плановый период 2013-2014 гг. Выявлено, что принимаемый бюджет ориентирован на социальную стабилизацию, а не на развитие. В условиях дефицита источников экономического роста уже в среднесрочной перспективе потребуется пересмотр сложившегося распределения бюджетных ресурсов с целью выделения средств на модернизацию и развитие инфраструктуры. Результаты анализа передавались в профильный комитет Государственной Думы РФ, в Минэкономразвития.

9. Были усовершенствованны инструментальные средства, разработанные сотрудниками, участвующими  в данном проекте, предназначенные для анализа нестационарных динамических рядов.

10. В рамках разработки новой методической базы для долгосрочного прогнозирования российской экономики на базе моделей вычислимого общего равновесия проведен обзор подходов к учету научно-технологического фактора в макроэкономических моделях на основе вычислимого общего равновесия.
Выявлены преимущества и недостатки данного подхода, в частности, зависимость количественных результатов модели общего равновесия от качества данных в эталонном году, от выбора формы теоретических зависимостей, а также сложность процедуры подбора параметров модели (калибровки). В результате в качестве перспективного направления улучшения качества учета влияния технологического развития на экономический рост был выбран эконометрический подход, базирующийся на теории динамического общего равновесия.
На будущих этапах исследования предполагается построение комплекса эконометрических моделей, состоящего из двух блоков. В рамках первого блока будет моделироваться влияние различных факторов, включая используемые в моделях динамического общего равновесия на уровень технологического развития. Во втором блоке моделируется влияние технологического развития на темпы экономического роста.

11. Проведен анализ и оценены макроэкономические и структурные эффекты от ряда прорабатывавшихся органами исполнительной власти мер экономической политики,  предложения по диверсификации и инновационному развитию российской экономики. Проведен анализ и выявлены возможные направления пенсионной реформы. Получены количественные оценки выигрыша бюджетной системы от повышения пенсионного возраста.
Отдельные положения исследовательского проекта детально обсуждались на семинарах, проводившихся в Центре макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования.
Основные результаты были доложены на конференциях и круглых столах (всего 19 выступлений). Среди них участие в семи экспертных группах по подготовке Стратегии-2020, выступления Красноярском Экономическом Форуме в 2011 г., на Международной конференции «Россия и мир: в поисках инновационной стратегии», организованной Институтом экономической политики (ИЭП), РАНХиГС при Президенте РФ и Фондом Е. Гайдара, выступления на XII Международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, организованной НИУ-ВШЭ в апреле 2011 г. и др.

Сотрудники лаборатории приняли участие в международной конференции по проекту LINK (организаторы департамент ООН по экономическому и социальному развитию и Университет г.Торонто) с подготовкой письменного доклада об анализе развития российской экономики и прогнозе на три года.
Основные положения данного исследовательского проекта широко освещались сотрудниками лаборатории анализа и прогноза экономических процессов в средствах массовой информации (более 390 статей, интервью, комментариев, ссылок за 2011 год.
Материалы, подготовленные в рамках реализации данного проекта, передавались на регулярной основе Аппарат Правительства, в Минэкономразвития, в Минобрнауки, в Минпромторг. 
По итогам проекта опубликованы и подготовлены к публикации более 10 статей (в том числе в журналах списка ВАК).
Область применения полученных результатов
Результаты проведенного исследования могут служить базой для дальнейших работ по аналитическому сопровождению подготовки документов долгосрочного стратегического характера, включая Государственные программы, стратегии развития важнейших сфер экономики и долгосрочные прогнозы социально-экономического и научно-технологического развития.
Подготовленные в рамках реализации данного проекта материалы передавались в органы исполнительной власти (Аппарат Правительства, Минэконмразвития, Минпромторг, Минобрнауки), а также в экспертные группы по разработке Стратегии-2020.

См. также

Моделирование и прогнозирование экономического роста с учетом динамики рынков и институтов

Динамика и взаимосвязь человеческого капитала, качества управления и экономического роста в Регионах России (2000-2011 гг.)

Изучение и разработка новых подходов к анализу и моделированию поведения субъектов инновационной деятельности и инновационных рынков: разнообразие акторов инновационных систем

Влияние обратных связей в системе «государство – общество» на процессы перераспределения ресурсов и перспективы экономического роста в демократических, автократических и гибридных режимах

Анализ динамики производительности и ее вклада в экономический рост в переходных экономиках

Макроэкономическая политика: экономический рост и деловые циклы

Изучение и разработка новых подходов к анализу и моделированию поведения субъектов инновационной деятельности и инновационных рынков

Ключевые слова