• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Исследовательские проектыРегиональные особенности моделей экономического сознания и поведения в Российской Федерации

Региональные особенности моделей экономического сознания и поведения в Российской Федерации

2011

Коды по классификатору Elibrary:
15.00.00 Психология
15.81.00 Прикладная психология
15.81.25 Экономическая психология

Цель исследования: выявление региональных особенностей экономического сознания (в английской версии – attitudes) и поведения граждан (citizens) Российской Федерации.

Объект исследования:
1.Экономическое сознание и поведение жителей (residents) пяти федеральных округов РФ.
2.Субъективная культура населения России и других европейских стран. 

Эмпирическую базу исследования составили результаты социально-психологического опроса в пяти федеральных округах РФ: Центральном, Сибирском, Приволжском, Северо-Кавказском и Дальневосточном. Объем выборки исследования - 1740 чел.
В рамках проекта также разрабатывалась подтема «Базовые ценности и субъективные представления россиян о социальной политике: сравнение России с другими европейскими странами». Данные по второй части исследования предоставлены базами данных двух международных научно-исследовательских проектов - European Social Survey и World Values Survey, а также  блок из российских опросов ВЦИОМ.

Результаты работы. 

1. Центральный Федеральный округ (ЦФО))

По сравнению с другими регионами в этом регионе - наиболее благоприятный культурно-психологический базис для экономического развития. Жители Центрального федерального округа достаточно сильно отличаются от представителей других регионов России по характеру экономических установок и представлений. В частности, они обладают более высокими показателями экономической самостоятельности в противовес экономическому патернализму. Они высоко оценивают свое материальное благосостояние; позитивные изменения, произошедшие в нем за последние два года, а также строят позитивные прогнозы на будущее. Жители ЦФО придают большое значение личным достижениям в экономической сфере (даже если ради этого приходится идти на нарушение установленных правил), при этом они отличаются средним уровнем социального капитала. Продуктивные экономические установки и поведение, предполагающие активность со стороны человека и ориентацию на долгосрочную перспективу, базируются на социальном капитале, установках на поддержку инноваций (которые выражены в данном регионе) и «продуктивных» экономических представлениях. Социально-психологическая база для экономического развития в этом регионе - это ориентация на инновации, изменения, достижения.

2.  Сибирский Федеральный округ (СФО)

Жители данного округа имеют высокие экономические притязания, но культурно-психологический базис для реализации этих притязаний невысок. В данном регионе (по сравнению с другими регионами) деньги имеют для респондентов наибольшую важность. По сравнению с жителями других регионов, население СФО продемонстрировало выбор, скорее, «непродуктивных» экономических моделей, ориентированных на потребление. Среди ценностных приоритетов респондентов данного округа низкую выраженность имеют ценности «Открытости изменениям» и «Самоутверждения», которые являются культурно-ценностным базисом экономического развития. Социально – психологическая база для экономического развития в этом регионе: высокие экономические притязания и ожидания роста материального благосостояния.

3.   Приволжский Федеральный округ (ПФО)

В данном регионе показатели удовлетворенности материальным благосостоянием самые высокие по выборке. При этом в данном регионе с наименьшей вероятностью возможно внедрение инноваций, быстрые изменения, прогресс, т.к. степень ориентаций на принятие, поддержку инноваций в этом регионе наименьшая по выборке. На уровне индивидуальных ценностей у жителей ПФО доминируют ценности Безопасности, Конформизма и Традиции. Это говорит о том, что жители ПФО демонстрируют стремление к привычным формам социального и экономического поведения. Однако показатели социального капитала в данном регионе довольно высокие по сравнению с другими регионами. Психологическая база для экономического развития: высокий уровень социального капитала. 

4.   Северо-Кавказский Федеральный округ (СКФО)

Жители СКФО в наибольшей степени, чем жители других округов, ставят прибыль превыше закона, и в наименьшей степени ориентированы на распределение прибыли по справедливости, предпочитая принцип равенства. Они также имеют наиболее кратковременную перспективу в экономическом поведении, по сравнению с жителями других регионов, что не способствует экономическому развитию. В СКФО доминируют ценности, выражающие интересы группы, и ценности, предполагающие защиту порядка, стабильности и социальной гармонии: Традиция, Конформизм, Безопасность, Благожелательность. В отличие от большинства округов, в СКФО ценятся уважение и поддержание обычаев, принятие и признание идей, существующих в культуре, религии, стабильность, безопасность и гармония. Статистические данные по СКФО свидетельствуют о низком инновационном потенциале региона (за исключением такого субъекта, как Ставропольский край). Эти показатели во многом определяются культурными ценностями. Для жителей СКФО наименьшее значение имеют именно те ценности (Самостоятельность, Стимуляция), которые оказывают влияние на позитивное отношение к инновациям. Можно сказать, что более склонные к инновациям жители СКФО имеют иерархию ценностей, отличную от иерархии ценностей, в целом характерной для данного региона, что будет увеличивать отток трудоспособного и нацеленного на развитие населения из региона. Возможно, в данном регионе стоит развивать традиционные виды экономической деятельности. Нужно найти экономическую «специализацию» региона, поскольку, развитие производства и внедрение инноваций в данном регионе проблематичны.

5. Дальневосточный федеральный округ (ДФО)

В ДФО показатель экономической самостоятельности один из самых высоких. Удовлетворенность материальным благосостоянием на втором месте, после ПФО. Позитивность представлений об изменении в уровне жизни значимо выше, чем у представителей остальных округов. В отношении моделей экономического поведения: большее, чем у респондентов других регионов, стремление к экономии времени, а не денег (ориентация на специализацию); большее стремление к поддержке принципа справедливости при распределении вознаграждений, а также - к поддержанию приоритета закона над прибылью.
Особенности ценностно-мотивационной сферы жителей ДФО: большее стремление к стабильности, безопасности, сохранению и меньшее, чем в других регионах, стремление к власти, самостоятельности, автономии и удовольствии.
Что касается психологического базиса для реализации инновационного потенциала, то по степени выраженности позитивных установок по отношению к инновациям ДФО находится в числе абсолютных аутсайдеров по выборке.  Психологическая база для экономического развития региона: рациональность, высокая экономическая самостоятельность, более выраженная ориентация на справедливость по сравнению с другими регионами. Для внедрения инноваций регион подходит слабо, он хорош для сохранения и медленного, осторожного развития стабильно функционирующей системы экономических отношений. 

Результаты подтемы «Базовые ценности и субъективные представления россиян о социальной политике: сравнение России с другими европейскими странами».

1. В отношении детерминации базовых ценностей на материалах исследования европейских мигрантов было показано, что базовые ценности людей значимо детерминированы как страной их рождения, так и страной нынешнего проживания, но влияние страны проживания значительно сильнее.
По результатам анализа отношения населения европейских стран к  государственной социальной политике сделаны следующие выводы:
а) Требования к государству предоставлять населению социальные блага (быть «социальным государством») пользуются значительной поддержкой во всех странах, хотя отношение к разным социальным программам неодинаково. Универсальные программы (такие, как пенсионное обеспечение, здравоохранение) являются более привлекательными для людей, в сравнении с адресными или избирательными (типа пособий по безработице или обеспечения ухода за детьми работающих родителей). 
б) Граждане, менее конкурентоспособные на рынке труда, склонны запрашивать больше государственной помощи, чем те, кто занимает более конкурентоспособные позиции и обладает значительным человеческим капиталом. Эти же категории населения считают, что общество должно увеличивать налоги, при этом сами они зачастую не являются прямыми налогоплательщиками.
в) Страновая принадлежность влияет на общий уровень запросов к государству сильнее, чем социально-демографические, социально-профессиональные и ценностные характеристики респондентов. Россия лидирует среди европейских стран по интенсивности требований к участию государства в решении социальных задач, но занимает среднее положение по готовности к софинансированию этих общественных благ.

Область применения результатов: при подготовке, разработке и внедрении инноваций, проведении модернизационных реформ в регионах, когда требуется учет культурно-психологических особенностей населения регионов. Результаты данного аналитико-диагностического исследования могут использоваться при разработке программ развития регионов, особенно дотационных, когда важно знать культурно-психологические особенности жителей регионов для принятия эффективных решений в сфере региональной политики.
Результаты подтемы «Базовые ценности и субъективные представления россиян о социальной политике: сравнение России с другими европейскими странами» могут быть использованы при разработке общих основ российской миграционной политики, в работе системы педагогического просвещения, а также при подготовке реформ в социальной сфере.