• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Университет как корпорация: эволюция институциональных характеристик в XIX-XXI вв.

2011

Коды по классификатору Elibrary:
14.00.00 Народное образование. Педагогика
14.35.00 Высшее профессиональное образование. Педагогика высшей профессиональной школы
14.35.01 Общие вопросы

Объектом исследования служат культурные практики порождения и распада разных форм солидарности в университетской среде.

Цель проекта – определить специфику корпоративной культуры российских университетов.

В ходе реализации проекта была впервые разработана и применена к анализу обширного комплекса исторических источников методология «дискурсивного антропологизма». Для ее создания были изучены имеющиеся в социологических и гуманитарных науках подходы к анализу и интерпретации академических сообществ. Суть инновации заключается в сочетании антропологически ориентированного исследования университетской культуры (в версии М. де Серто) с теорией археологии знания (по М.Фуко). Использование данной методологии заставило максимально плотно контекстуализировать изучаемые университетские сообщества в обстоятельствах конкретных пространств и времени, постоянно менять оптику исследования от антропологической макроперспективы до точечных биографических реконструкций, а также анализировать структуру и содержание архивов, формы делопроизводства и опыты исторического самоописания университетов как культурный механизм управления и самоорганизации. Разработанная рамка позволила выявлять, как в университетском сообществе вырабатывались внутренние связи, происходило заключение этических конвенций, складывались механизмы саморегуляции, формирующие границы университетской автономии.

Данная исследовательская модель представляется универсальной и релевантной для изучения практически любых институцинализированных (а потому обязанных вести делопроизводство и архивы) интеллектуальных сообществ России. Это предположение подтвердили международные семинары («дебаты») по университетской культуре, которые провел в Варшаве в апреле и мае 2011 года зарубежный партнер данного проекта профессор Ежи (Аксер Jerzy Axer, Professor, Director of the Instytut Badań Interdyscyplinarnych "Artes Liberales", Uniwersytet Warszawski (Poland). Широкий исследовательский потенциал разработанной методологии исследования планируется продемонстрировать в коллективной монографии ИГИТИ, материалы для которой предоставили историки университетов из учебно-научных институтов России и зарубежья.

Эмпирической основой для апробации разработанной исследовательской модели послужили архивные комплексы университетов Казани, Москвы и Харькова (старейших университетов России) и министерства народного просвещения (Национальный архив Республики Татарстан, Центральный исторический архив Москвы, Державный архив Харьковской области, Российский государственный архив). Кроме того, в проекте изучались личные коллекции архивных документов профессоров и политических деятелей (Отдел письменных источников Государственного исторического музея, Отдел рукописей и редких книг Научной библиотеки Казанского федерального университета, Отдел редких книг и рукописей Научной библиотеки Московского государственного университета), а также научные публикации ученых и периодические издания университетов первой половины XIX века. Применение методологии «дискурсивного антропологизма» к этому источниковому комплексу позволило выявить латентные механизмы и анализировать формы солидарности, самоидентификации и корпоративную культуру, характерные для университетских людей России первой половины XIX века.

Основные результаты проекта изложены в статьях в научных журналах, в препринтах НИУ ВШЭ на русском и английском языках, в двух коллективных монографиях, апробированы в докладах участников проекта на российских и международных конференциях. Они введены в учебные курсы для бакалавров на факультете истории НИУ-ВШЭ, в лекционные курсы совместной магистратуры ИГИТИ и факультета истории «История знания в сравнительной перспективе».

В научном отношении результаты проекта представляются стимулирующими и направляющими для исследования интеллектуальных сообществ. В сфере политики они могут быть использованы в процессах реформирования высшего образования, в качестве научно проработанного контраргумента против апологии универсальной корпоративности, как историческая деконструкция установленной в постсоветские годы иерархии российских вузов по «праву рождения», а не по их научным и учебным репутациям. В административной практике полученные результаты могут использоваться для научно обоснованного конструирования корпоративной культуры.

Публикации по проекту:


Савельева И. М. "Уроки Истории" ученой корпорации // В кн.: Мир историка. Историографический сборник Вып. 7. Омск : Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 2011. С. 63-80.