• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Моделирование принятия решений в социальных и экономических системах

2011

Коды по классификатору Elibrary:
06.00.00 Экономика. Экономические науки
06.35.00 Учетно-экономические науки
06.35.51 Экономико-математические методы и модели

Объектом исследования были модели и методы принятия решений.

Цель работы ‒ получение новых теоретических результатов в ряде проблемных областей теории принятия решений с помощью моделей и методов теории коллективного выбора и теории игр, а также применение некоторых теоретических моделей этих дисциплин в таких прикладных задачах, как анализ эффективности функционирования российских банков, исследование поведенческой модели биржи и др.

В частности, целями исследований были:
а) теоретико-игровое представление задачи пропорционального представительства;
б) разработка и исследование поведенческой модели биржи;
в) анализ эффективности функционирования российских банков;
г) применение теоретико-игровых методов и методов теории коллективного выбора для моделирования коалиционных предпочтений и принятия решений политическими партиями;
д) развитие моделей оперативного прогнозирования погоды.

Проект был связан, прежде всего, с исследованием теоретических проблем. Его методологической основой были теория рационального выбора и теория игр. Основными средствами и методами исследований стали процедуры оптимизации, различные численные и комбинаторные методы, методы статистического, корреляционного, регрессионного и кластерного анализа данных, методы эконометрического моделирования панельных данных.
Для прикладных исследований использовались базы данных по голосованиям, государственная статистика, статистические данные негосударственных и международных организаций, сборники исторических документов.

В результате выполнения проекта получены следующие результаты:
‒ исследована задача определения среди кандидатов на выборах в совет директоров акционерной компании заранее известного числа победителей; показано, что равновесное распределение мест в совете директоров акционерной компании при заданном распределении уставного капитала определяется однозначно ‒ акционеры могут заранее рассчитывать на определенное число мест;
‒ при исследовании поведенческой модели биржи показано, что обучение игрока на своих успешных действиях и получение определенной награды за «правильное» поведение может увеличить выигрыш игрока даже при некотором увеличении ошибочных решений;
‒ проведен анализ эффективности функционирования российских банков: выявлены характеристики российских банков, которые способствуют росту их эффективности издержек; проведен эконометрический анализ влияния на эффективность издержек банков, сравнимых по размеру, таких показателей, как размер и форма собственности банка, уровень достаточности капитала, структура активов и пассивов;
‒ представлен анализ бизнес-моделей российских банков в период финансового кризиса 2007-2009 гг.; показано, как меняются стратегии выстраивания банковского бизнеса этих финансовых посредников до и в период этого кризиса; выявлены доминирующие модели поведения ведущих кредитных организаций; определены группы банков, которые отличаются высокой частотой смены бизнес-моделей;
‒ исследована вероятностная модель голосования, в которой кандидаты обладают предпочтениями, отличающимися от максимизации математического ожидания числа голосов; проведен анализ сравнительной статики для случая с двумя избирателями и одномерным множеством политических альтернатив; показано, что при увеличении ценности одного голоса кандидаты выбирают политические программы, расположенные ближе к наилучшим альтернативам избирателей, предпочитающих данных кандидатов; показано, что нелинейность и несимметричность выигрышей кандидатов может влиять на их равновесные политические программы;
‒ проведен количественный анализ согласованности позиций членов Политбюро в 1923-1927 гг.;
‒ проведено моделирование распределения влияния в рейхстаге Веймарской Германии; показано, что отказ от вхождения в коалиции способен свести к нулю влияние партии в законодательном органе, даже в том случае, если она обладает значительной долей мест, а относительная идеологическая «размытость» способна увеличить влияние даже небольших фракций;
‒ получено развитие моделей оперативного прогнозирования погоды с помощью, так называемых крупномасштабных трехмерных корреляционных функций.

Область применения полученных результатов – моделирование социально-экономических процессов, аналитические службы банковского и фондового секторов, управление крупными компаниями, политологические исследования.

Публикации по проекту:


Алескеров Ф. Т., Егорова Л. Г. Черные лебеди и биржа // Экономический журнал Высшей школы экономики. 2010. Т. 14. № 4. С. 492-506.
Aleskerov F. T., Egorova L. G. Так ли уж плохо, что мы не умеем распознавать черных лебедей? / NRU Higher School of Economics. Series WP7 "Математические методы анализа решений в экономике, бизнесе и политике". 2010. No. 03.
Камалова Р. У. Моделирование коалиционных предпочтений в рейхстаге Веймарской Германии // В кн.: Труды семинара «Математическое моделирование политических систем и процессов» / Под общ. ред.: А. С. Ахременко. Вып. 1. М. : Издательство Московского университета, 2011. С. 165-183.