• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институты и экономическое развитие: роль бюрократии и эксперименты как метод анализа и оценки реформ

2011
Руководитель: Фрай Тимоти Майкл

Коды по классификатору Elibrary:
06.00.00 Экономика. Экономические науки
06.52.00 Экономическое развитие и рост. Прогнозирование и планирование экономики. Экономические циклы и кризисы
06.52.13 Экономическое развитие. Экономический рост

Объектом первого направления исследования являются российские регионы. При этом рассматриваются две составляющие региона как политико-экономического явления. Во-первых, это региональные политические/административные элиты, представленные главой региона (губернатором, президентом, главой администрации) и его командой (в виде заместителей, вице-губернаторов, министров и лиц, занимающих аналогичные позиции в региональном правительстве), а также главами администраций региональных столиц. Во-вторых, нас интересуют показатели регионального экономического развития, а также «унаследованные» характеристики региона, формирующие его стартовую позицию (обеспеченность природными ресурсами, наличие транспортной инфраструктуры, человеческий капитал и т.д.).

Предметом изучения являются факторы частных составляющих экономического роста и связь между ними и характеристиками региональной политико-административной элиты.

Цель работы – обнаружить взаимосвязи между особенностями региональной политической элиты и экономическими показателями региона, в том числе реализующихся через особенности региональной экономической политики.

Эмпирическую базу исследования составляют две широких базы данных, созданных в рамках реализации исследовательского проекта. Первая включает социально-экономические и политические характеристики региона (данные региональной статистики, объективные экономические и географические характеристики региона, показатели региональной политики в области привлечения инвестиций и др.). Вторая представляет собой биографическую базу данных, включающую карьерные траектории российских губернаторов (1991-2011) и членов региональных правительств (2000-2011).

В ходе исследования был проведен анализ состава российского губернаторского корпуса. По результатам проведенного анализа, механизм отбора (назначение или выборы на пост губернатора) объясняет лишь небольшую часть вариации персональных характеристик губернаторского корпуса. В частности, это относится к опыту работы в КПСС и занятию выборных должностей до прихода на пост губернатора, отдельным показателям образования. Обнаруженные сходства между двумя категориями членов высшей региональной элиты позволяют заключить, что определенным преимуществом при назначении обладали кандидаты с более высоким уровнем образования и непосредственным карьерным бэкграундом в органах федеральной власти.

Поставленные задачи по сравнению двух выборок были решены полностью, и проведенная работа позволила выявить направления дальнейшей разработки данной проблематики.

Кроме того, было проведено первичное исследование совокупности лиц, занимавших позиции начальников региональных УВД в 2000-е гг. В ходе исследования были констатированы: отсутствие последовательной политики ротации кадров на уровне региональных УВД в период 2000-2010 гг., постепенное замедление ротации внутри структур МВД в последние годы (рост среднего возраста назначенцев).

Анализ факторов выделения федеральных трансфертов регионам позволил выявить корреляцию между голосованием за определенную партию и выделением федеральных трансфертов, причем после 2003 года эта связь варьируется с учетом электорального цикла (эффект от результатов выборов 2003 года проявляется в 2007 году, выборов 2007 года – в 2008 году). Результаты анализа позволяют предположить, что федеральные трансферты служат способом привлечения дополнительных голосов региональных избирателей (а не поощрением за лояльность на прошедших выборах).

Разработана система показателей, на основе которой будет построена модель, объясняющая рост инвестиций в экономику региона. Выделено две группы показателей: структурные и институциональные факторы привлечения инвестиций. Последние включают налоговую и инвестиционную политику, проводимую региональными элитами.

Проведен анализ возможностей использования статистики МВД для выявления случаев уголовного преследования бизнеса, взияющего на региональную бизнес-среду.

Построена модель формирования политических бизнес-циклов на уровне региона. Сформулированы гипотезы для дальнейшей проверки: расходы регионального бюджета будут расти непосредственно перед выборами в случае выстраивания политических деловых циклов вокруг выборов в региональные заксобрания и за один – два года до окончания губернаторского срока при ориентации на переназначение.
Сформулированы гипотезы и разработана методология исследования связи между защитой прав собственности и снижением издержек коллективных действий. Издержки коллективных действий в каждом регионе будут оцениваться через уровень доверия и членства в добровольных объединениях, показатели плотности коммуникационных связей и географические особенности региона. В качестве контрольных переменных выступают приоритеты поведения региональных элит, выводимые из их основных карьерных характеристик.

Разработана методология исследования мотивов региональной элиты при проведении бюджетной политики. Основная гипотеза гласит, что выбор приоритетов (социальная защита населения или экономическое развитие) определяется особенностями региональной политической элиты. Альтернативная гипотеза предполагает, что эти приоритеты определяются «естественными» для региона факторами (наличие природных ресурсов, плотность населения и т.д.).
Разработана методология исследования политических факторов региональной мобильности. В качестве возможных объясняющих переменных выделены: региональная налоговая политика, доступность жилья, политическая принадлежность и «договорная сила» руководителя региона и др.

Эмпирические результаты исследования позволят сформулировать рекомендации для лиц, принимающих решения, по повышению эффективности государственной экономической политики, с опорой на примеры лучших практик стимулирования экономического развития, принятых в российских регионах. Теоретические результаты исследования дополнят существующую литературу в области отбора элит, а также связи состава элит, проводимой ими политики и результатов экономической деятельности.

Объектом второго направления исследования является российская полиция в условиях реформирования. При этом рассмотрение деятельности полиции происходит с точки зрения ее взаимодействия с обществом. В качестве объекта для эксперимента были выбраны участковые уполномоченные полиции, оценку эффективности работы которых предлагается дополнить общественной оценкой.

Цель данного  направления проекта – анализ эффективности реформирования российской полиции с помощью экспериментальных методов.

На данном этапе работа заключалась преимущественно в сборе информации об объекте исследования. Это связано с тем, что для разработки корректного дизайна эксперимента, риски реализации которого будут минимизированы, требуется максимально детальное понимание происходящих в полицейской системе процессов и ее отношений с обществом.

Таким образом, был проведен опрос населения г. Москвы на предмет взаимодействия с полицией, в частности с участковым. Особое внимание уделялось отношению населения к полиции, измерению желания кооперироваться с участковыми для поддержания общественного порядка. Предварительный анализ показал, что хотя население и оценивает работу полиции не очень высоко, тем не менее, в случае возникновения проблем в полицию обращается. Касательно готовности населения кооперироваться с полицией, то здесь ситуация несколько хуже. Об этом свидетельствует как нежелание посещать встречи, так и сообщаться о преступлениях, будучи свидетелем. Кроме того, был проведен опрос руководителей предприятий в регионах России. В результате предварительного анализа данных, мы можем предположить, что бизнес при возникновении экономических споров или других нарушений прав, преимущественно обращается с заявлением в полицию.

Кроме того был разработан дизайн эксперимента, который нацелен на измерение развития заявленной в ходе реформирования общественно-ориентированной полиции. В настоящий момент планируется его доработка с учетом имеющейся по результатам опросов эмпирической информации. В результате реализации эксперимента, запланированной на 2012 год, будут предложены эффективные критерии и механизмы общественной оценки результатов деятельности полиции с учетом существующих реалий и ограничений.

Публикации по проекту:


Marques II I., Nazrullaeva E., Yakovlev A. A. From Competition to Dominance: Political Determinations of Federal Transfers in Russian Federation / NRU Higher School of Economics. Series EC "Economics". 2011. No. 12.
Gehlbach S. G., Earle J. S., Brown J. D. Privatization, in: The Oxford Handbook of the Russian Economy / Ed. by S. Weber, M. V. Alexeev. Oxford : Oxford University Press, 2013.
Frye T. M., Noah Buckley, Reuter O. J. The Political Economy of Russian Gubernatorial Election and Appointment / NRU Higher School of Economics. Series PS "Political Science". 2012. No. 09.
Frye T. M., Reuter O. J., Noah Buckley. The Political Economy of Russian Gubernatorial Election and Appointment / NRU Higher School of Economics. Series PS "Political Science". 2012. No. 01.

См. также

Ключевые слова