• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Экономика развития высшего образования

2011
Руководитель: Карной Мартин

Коды по классификатору Elibrary:
06.00.00 Экономика. Экономические науки
06.71.00 Отраслевая структура экономики
06.71.45 Экономика образования

Работа выполнялась по двум тематическим направлениям:
1. Вклад реформ образования в развитие умений школьников решать проблемы разных типов.
2. Оценка связи характеристик учащихся, учителей и применяемых ими образовательных практик с результатами ЕГЭ.

В отчете в самостоятельных частях представлены результаты работ по каждому направлению.

Направление 1. Вклад реформ образования в развитие умений школьников решать проблемы разных типов
Объект:
- образовательная политика и ее вклад в изменения результатов школьников в TIMSS и PISA.

Цели:
- оценить вклады реформ образования и социально-экономических показателей в специально отобранных странах в развитие умений школьников решать проблемы разных типов.
- идентифицировать учительские характеристики, имеющие значимый вклад в достижения российских школьников в TIMSS.

Эмпирическая база исследования:
Первый этап работы основывался на данных TIMSS, волны 1995, 1999, 2003, 2007 года и PISA, волны: 2000, 2003, 2006 года. Выборки по следующим странам: Россия, Латвия, Литва, Болгария, Чехия, Венгрия, Румыния, Словакия, Словения.

На втором этапе мы сфокусировались на изучении TIMSS 2007 года, российская выборка.

Результаты работы:
При анализе динамики достижений стран постсоветского пространства в международных сравнительных исследованиях за двадцать лет реформ установлено, что в TIMSS наблюдается почти повсеместная тенденция к снижению достижений и к уменьшению разброса, а в PISA эта тенденция к снижению гораздо менее выражена и страны демонстрируют большую устойчивость в своих достижениях.
При исследовании качества информации из анкет PISA и TIMSS, установлено, что данные, заполняемые администраторами школ или учителями, нельзя считать полностью надежными, частично они смещены в силу социальной желательности, частично отражают только намерения страны в отношении тех или иных изменений, также часто несопоставимы по типу задаваемых вопросов.
Данные IEA «Энциклопедий стран», полученные из «Энциклопедий стран» или с информационных порталов международных организаций (The World Bank; UNESCO и др.), формату представленных данных, от одной страны к другой и от года к году.

При анализе динамики ресурсной обеспеченности школ в отобранных странах установлено наличие общей тенденции последовательного решения проблемы с нехваткой ресурсов и снижения уровня дефицитности в системе образования.

При соотнесении динамики достижений с динамикой характеристик школьной системы выявлена нецелесообразность ограничения исследовательской базы данных  только данными PISA и TIMSS. Необходимо привлечение дополнительных исследовательских данных.

При анализе характеристик учителей, имеющих значимый вклад в достижения российских школьников в TIMSS, установлено, что после кластерной коррекции, проведенной, чтобы учесть факт группирования учащихся в классы, среди переменных, касающихся пола, стажа, специализации и уровня образования учителей, нет ни одной характеристики, которая имела бы значимую связь с результатами TIMSS по российской выборке.
Важным выводом работы является понимание ограниченности контекстных анкет TIMSS, на базе которых собиралась информация о характеристиках учителей, по крайней мере, для России. Было бы правильно узнавать у учителей не только то, по какой специальности они учились, но и где – в университете или педагогическом институте, спрашивать о наличии высшей категории и т.п.
Сформированы предложения по развитию проекта: включение в анализ большего числа переменных, касающихся методов ведения урока и подготовки учителя к занятиям; включение в анализ методом первой разниц других стран; формирование стандартизированной рамки оценки идущих национальных реформ для получения сопоставимых межнациональных баз данных об изменениях системы образования.

Область применения:
Управление в области образовательной политики.

Проведение дальнейших исследований в области образования.

Направление 2. Оценка связи характеристик учащихся, учителей и применяемых ими образовательных практик с результатами ЕГЭ.
Объектом исследования является связь различных контекстных характеристик учащихся, (индивидуальных, семейных), учителей и применяемых ими практик с результатами ЕГЭ.
Целью работы было оценить вклад контекстных характеристики и практик в достижения учащихся, оцениваемые ЕГЭ, определить наиболее успешные для разных групп выпускников практики.
Методология исследования включает использование регрессионных моделей, которые могут быть охарактеризованы как “quasi value added”, а также апробирование на российских данных метода, получившего название “first difference”. Все модели были построены с коррекцией остатков по кластерам. Примененные техники позволяют максимально сократить смещение оценок, что обеспечивает достоверность выводов.

Источником представляемого исследования является база данных, собранная по результатам социологического опроса, проведенного по репрезентативной выборке в мае 2010 г. в 4 субъектах РФ: Томской, Псковской, Ярославской областях и Красноярском крае. В опросе принимали участие три группы респондентов: выпускники 11 класса государственных и муниципальных дневных общеобразовательных учреждений, учителя, преподававшие у опрашиваемых выпускников в 2009/10 учебном году русский язык или математику (алгебру, геометрию), директора школ, попавших в выборку. Кроме того, были собраны учебные планы этих школ. Данные были дополнены полученными выпускниками баллами ЕГЭ по математике и русскому языку.

В результате исследования охарактеризована связь разных типов практик, принятых в семьях и школах с учебными достижения учащихся. Выявлена дифференциация связи указанных практик с результатом ЕГЭ в зависимости от культурного капитала семьи и успеваемости ученика в 10 классе.

Авторами показано, что в российских школах имеет место неслучайное распределение учителей и учащихся по классам.

Впервые на российских данных обнаружен значимый вклад учителя в учебные достижения учащихся. Оценена связь с результатами ЕГЭ профессионального опыта учителя и практик заполнения содержания работы учеников заданиями разного типа.

Примененный метод “first difference” показал, что для сокращения разницы в баллах ЕГЭ по русскому языку и математике имеет большее значение квалификация и практики, применяемые учителем математики.

Область применения:

Управление в области образовательной политики.
Проведение дальнейших исследований в области образования.

См. также

Углубленный анализ результатов международных исследований качества образования и ЕГЭ в контексте экономических показателей образования

Мониторинг образовательных и трудовых траекторий

Сравнительный анализ качества высшего образования в глобальной экономике знаний: инженерное и экономическое образование

Международное сопоставительное исследование института контрактных отношений («учебное заведение-преподаватель-ученик» в российских и зарубежных вузах и школах)

Углубленный анализ результатов международных исследований качества образования и ЕГЭ в контексте экономических показателей образования

Международное сопоставительное исследование института контрактных отношений  в российских и зарубежных вузах и школах

Разработка и финансово-экономическое обоснование модели нормативно – подушевого финансирования высшего образования с конкурентными механизмами распределения бюджетных средств

Ключевые слова