• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящихЛичный кабинет сотрудника ВШЭПоискМеню

Роль социокультурного контекста и ценностей в социально-экономическом поведении в современной России

2011
Руководитель: Шмидт Питер

Коды по классификатору Elibrary:
04.00.00 Социология
04.21.00 Общество как система. Социальные отношения и процессы
04.21.51 Социальные процессы и изменения. Социальное развитие

Объектом исследования является социально-экономическое поведение, предметом – роль социокультурного контекста и ценностей в социально-экономическом поведении граждан современной России.

Цель исследования: изучение влияния социокультурного контекста (этнического и религиозного состава, социального капитала и т.д.) и индивидуальных ценностей на социальные и экономические установки и поведение россиян в условиях модернизационных изменений.

Эмпирическую базу исследования составили:
1. Результаты социально-психологического опроса в 4 федеральных округах Российской Федерации: Центральный, Дальневосточный, Приволжский и Северо-Кавказский. Общий объем выборки: 1286 человек.
2. Базы данных предыдущих исследований НУЛ СПИ ЭИ (2005-2010) для анализа динамики ценностей русских респондентов. Общий объем выборки: 1500 респондентов.

Основные результаты исследования.
1. Измерение ценностей. Анализ проблем опросника SVS, выявленных в ходе когнитивного интервью, позволил разработать новый, более валидный и надежный инструментарий для измерения индивидуальных ценностей – PVQ-R. Новая методика была переведена на русский язык с использованием техник прямого и обратного перевода с привлечением нескольких переводчиков. На данный момент методика PVQ-R адаптирована, и готова к применению на русскоязычной и англоязычной выборках. Также за отчетный период был подготовлен «Опросник оценки повседневного поведения», который включает в себя описания действий, которые люди могут осуществлять, будучи мотивированы одной из 19 ценностей, заложенных в новую теорию базовых ценностей Ш. Шварца.
2. Динамика и гетерогенность ценностей россиян. Показано, что в период с 1999 по 2011 гг. наблюдается устойчивость ценностных приоритетов и структуры ценностей русских жителей Центральной России. Т.е. ценности русского населения за период институциональных реформ в целом мало изменились. Значительные различия в ценностях наблюдаются: между жителями различных регионов, этнических групп, конфессиональных групп, религиозных групп (христиане и мусульмане), а также - между представителями различных поколений (молодежь и взрослые). Т.е. Российская Федерация гетерогенна по своим ценностям, и важным является не столько отслеживание динамики ценностей, сколько изучение их этнокультурной, региональной специфики, а также межпоколенных различий.
3. Влияние культуры на установки экономического поведения. Выявлено влияние конфессиональной принадлежности и степени религиозности респондентов на установки экономического поведения. Православные христиане отличаются большей склонностью к расточительности по сравнению с мусульманами и атеистами, меньшим предпочтением экономической самостоятельности, а также больше склонны к экономии денег, нежели времени. Мусульмане отличаются от православных и атеистов самыми высокими показателями по приоритету закона над прибылью. Атеисты в существенно большей степени нацелены на долговременную перспективу, больше проявляют экономический интерес и активность, а также больше, чем верующие люди, поддерживают идею распределения финансового вознаграждения «по вкладу».
4. Социальный капитал связан отрицательно с «непродуктивными» монетарными аттитюдами. Наиболее общим эффектом социального капитала является его отрицательная связь с зависимостью от денег. При недостатке социального капитала люди стараются компенсировать его капиталом финансовым, что приводит к усилению соответствующих монетарных аттитюдов. Т.е. рост социального капитала в обществе будет сопряжен с уменьшением ориентации людей на стремление заработать деньги любым способом.

В качестве одного из измерений социального капитала поликультурного общества в исследовании рассматривалась гражданская идентичность. Было проанализировано влияние двух измерений гражданской идентичности – национализма и патриотизма - на экономические установки и установки по отношению к иммигрантам. Показано, что влияние национализма и патриотизма на установки по отношению к иммигрантам является разнонаправленным: патриотизм связан с позитивными установками по отношению к иммигрантам, национализм – с негативными. Патриотизм способствует позитивной оценке своего экономического благосостояния. Существует положительная связь между субъективным экономическим благополучием и позитивным отношением к иммигрантам. Влияние национализма на экономическую самостоятельность опосредовано негативными установками по отношении к иммигрантам.

5. Ориентация на инновации. Индивидуальные ценности взаимосвязаны с отношением к инновациям, и данные взаимосвязи имеют преимущественно универсальный характер, хотя встречаются и специфичные для отдельных округов паттерны связей. На уровне ценностей-оппозиций обнаружена универсальная тенденция положительной связи группы ценностей «Открытость изменениям» с позитивным отношением к инновациям во всех изучаемых округах России. Доверие и воспринимаемый социальный капитал способствуют позитивному отношению личности к инновациям.

Область примирения результатов.

Результаты исследования могут быть использованы при разработке специальных государственных программ, нацеленных на модернизацию российского общества и его социально-экономическое развитие.
Новый, валидизированный вариант опросника ценностей Ш.Шварца (PVQ-R) может применяться при проведении социально-психологических исследований или в диагностических целях – выявлении иерархии ценностей индивида.
Материалы исследования могут использоваться в преподавательской деятельности, например, при разработке и чтении спецкурсов на факультетах политологии, психологии, социологии, менеджмента, экономики, государственного и муниципального управления.  
 

Публикации по проекту:


Котова М. В. Национальная экономическая идентичность с точки зрения социально-психологического подхода, in: Ценности культуры и модели экономического поведения. Москва : Спутник+, 2011. С. 82-103. 
Vecchione M., Caprara G. V., Schwartz S. Why people do not vote: The role of personal values // European Psychologist. 2011. P. 266-298. 
I valori nell’Italia contemporanea. Milan : Franco Angeli, 2011. 
Schwartz S. Un’introduzione ai valori umani di base, in: I valori nell’Italia contemporanea. Milan : Franco Angeli, 2011. С. 13-44. 
Grigoryan L. Interrelations between the economic attitudes and personal values: cross-confessional analysis, in: Proceedings of the 2011 Conference of the ICABEEP. Exeter : Washington Singer Press, 2012. С. 1-11. 
Лепшокова З. Х., Чувашов С. В. Межрегиональный анализ взаимосвязи характеристик гражданской идентичности и моделей экономического поведения, in: Теоретические проблемы этнической и кросс-культурной психологии: материалы Третьей международной научной конференции 24-25 мая 2012 г. Том 1. Смоленск : Маджента, 2012. С. 243-246. 
Чувашов С. В. Гражданская идентичность и модели экономического поведения: межрегиональный анализ, in: Материалы I студенческой научно-практической конференции «Прикладная социальная психология». Москва : Издательство «Перо», 2012. С. 98-105. 
Schwartz S. Toward refining the theory of basic human values, in: Methods, theories, and empirical applications in the social sciences. Wiesbaden : Springer, 2012. С. 39-46. 
Schwartz S. Values and religion in adolescent development: Cross-national and comparative evidence, in: Values, religion, and culture in adolescent development. New York : Cambridge University Press, 2012. С. 97-122.