• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Исследование структурных проблем экономического развития

Приоритетные направления развития: экономика
2012

Данное исследование состоит из четырех частей.

Объектом исследования первой части являются смешанные рынки, в частности смешанные олигополистические рынки социально-значимых услуг.

Целью данной части исследования является выявление особенностей функционирования смешанных рынков, сравнительный анализ механизмов их регулирования.

В данной части исследования используются методы микроэкономического анализа и теории отраслевых рынков; методы математического моделирования в экономике; теория игр; методы сравнительной статики.

Эмпирическую базу составляют данные Федеральной службы государственной статистики, информация сайта Департамента здравоохранения города Москвы.

В течение 2012 г. было исследовано функционирование рынков медицинских услуг и конкуренции между государственными и частными медицинскими учреждениями; услуг частных и муниципальных детских садов (и возможности рентоориентированного и коррупционного поведения на этом рынке), механизмы и стимулы к инновационной деятельности в российской промышленности.

Основными результаты является следующее:

1. Построена модель конкуренции на российском рынке медицинских услуг;

2. Описана зависимость качества оказания медицинских услуг от формы собственности медицинской организации и доли её финансирования из фондов обязательного медицинского страхования и федеральных и региональных бюджетов;

3. Оценены возможности стимулирования со стороны государства роста качества оказываемых медицинскими учреждениями услуг;

4. Проведена оценка потенциала повышения эффективности использования денежных ресурсов в сфере медицинских услуг.

5. Показаны возможности рентоориентированного и коррупционного поведения агентов на рынке услуг частных и муниципальных детских садов.

6. Исследованы стимул ы частных и государственных компаний к осуществлению инновационной деятельности в смешанных отраслях. Определена связь между инновационной активностью и структурой рынка.

7. Определены особенности структуры инновационной активности в российск ой промышленности.

Результаты данного исследования могут применяться при чтении курсов по теории контрактов, теории отраслевых рынков, микроэкономике, институциональной экономике.

Вторая часть данного исследования посвящена исследованию факторов, определяющих уровень конкуренции на рынках жилищного строительства России.

Объектом исследования данной части выступает рынок жилищного строительства в Российской Федерации.

Цель данной части исследования: иллюстрация текущего положения в нефтеперерабатывающей промышленности РФ, обоснование необходимости налоговых и институциональных реформ в отрасли, разработка вариантов этих реформа и оценка их последствий.

В ходе исследования были решены следующие задачи:

•        Определен и обоснован набор факторов, определяющих уровень конкуренции на рынках жилищного строительства в России.

•        Разработана методика оценки уровня конкуренции на рынках жилищного строительства в России.

•        Определены меры экономической политики, направленные на повышение уровня конкуренции на рынках жилищного строительства и развитие  рынка жилья экономического класса.

Работа проведена на основании сбора и обобщения (метод синтеза), систематизации (системный метод) и сравнительного анализа (комплексный и сравнительно-аналитический методы) материалов, полученных из официальных информационных ресурсов, иных официальных источников и источников информации, в том числе имеющихся статистических ресурсов (статистический метод), нормативных правовых актов, материалов толкования нормативных правовых актов (формально-юридический метод), анализа практики. В работе применены методы математического моделирования и эконометрического анализа, в том числе методы снижения проблем одновременности, автокорреляции, гетероскедастичности. Также проведен предварительный анализ данных на наличие единичного корня, коинтеграции, временного тренда в данных.

Эмпирическую базу исследования составляют данные Росстата, в том числе данные обследования бюджетов домашних хозяйств, официальные сайты федеральных органов исполнительной власти (Минрегион России, ФАС), официальные сайты органов местного самоуправления, официальный сайт государственных закупок (torgi.gov.ru).

По итогам проведенного исследования были получены следующие основные результаты:

1. Получены статистические доказательства гипотезы исследования о низкоэластичном предложении жилья на рынках жилищного строительства в России.

2. При помощи полученных оценок эластичности предложения жилья на рынках жилищного строительства получены косвенные выводы о несовершенной конкуренции на этих рынках путем тестирования гипотез о влиянии доли индивидуального жилищного строительства в общем объеме ввода жилья и институциональных барьеров на объем предложения нового жилья профессиональными застройщиками.

3. Получено статистическое доказательство того, что в регионах с инвестиционно-привлекательной экономикой и активно развивающимися рынками жилья  конкуренция между застройщиками слабее относительно регионов с медленно растущей или депрессивной экономикой.

4. Сделан вывод о том, что главной целью социально-экономической политики в отношении развития жилищного строительства должно быть стимулирование развития конкуренции в данном секторе.

 5. Обоснована необходимость существенного совершенствования информационного обеспечения принятия решений в сфере развития рынков недвижимости, и, в частности, рынков жилищного строительства.

         В рамках данной части исследования:

- Представлен доклад «Modeling the Russian Housing Construction Markets» на конференции Eurasian Business and Economic Society-2012 в Варшаве.

- Подготовлена статья «Supply Elasticity Of New Residential Construction In The Russian Regions», направленная в зарубежный реферируемый журнал The Journal of Housing Economics.

- Подготовлен электронный препринт ЦФИ НИУ ВШЭ на английском языке по материалам статьи «Supply Elasticity Of New Residential Construction In The Russian Regions».

- Подготовлена статья «Рынок жилищного строительства в Российской Федерации: современное состояние и перспективы развития», направленная в журнал "Вопросы экономики".

Результаты это работы могут использоваться для обоснования предложений по совершенствованию государственной жилищной политики, политики антимонопольного регулирования, подготовки учебных материалов для курсов ВПО в области государственного и муниципального управления, жилищной экономики.

Третья часть данного исследования посвящена анализу возможных подходов к реформе экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты Объектом третьей части исследования являются рынки нефтепродуктов РФ.

Цель данной части работы: иллюстрация текущего положения в нефтеперерабатывающей промышленности РФ, обоснование необходимости налоговых и институциональных реформ в отрасли, разработка вариантов этих реформа и оценка их последствий.

Эмпирическую базу  составляют данные «Исследовательской группы «Петромаркет», Международного энергетического агентства, статьи и материалы, посвященные развитию российской нефтеперерабатывающей промышленности, налоговое, антимонопольное и иное законодательство РФ, затрагивающее различные аспекты исследуемой проблематики.

В работе был проведен анализ текущего состояния российской нефтеперерабатывающей промышленности.

Было показано, что современная российская нефтепереработка по своему технологическому уровню уступает крупнейшим нефтеперерабатывающим отраслям мира. Более того, в России насчитывается всего 4 НПЗ, которые можно считать достаточно технологически продвинутыми по мировым меркам с глубиной переработки нефти более 80% и индексом сложности Нельсона – более 6,5.

Несмотря на низкий уровень технологического развития, российская нефтепереработка в последнее годы оставалась более прибыльной чем, например, европейская, что было связано с наличием в РФ весьма специфической система экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, введенной в 2004 г.

Эта система вводилась при достаточно низких ценах на нефть (34 долл./барр.) и имела целью обеспечить разумную прибыльность российским НПЗ, для чего нефть была обложена более высокими пошлинами, чем нефтепродукты. Фактически разрыв в пошлинах позволил российским НПЗ перерабатывать относительно дешевое сырье, а продавать относительно дорогие продукты. При этом введенная система пошлин обладала тем свойством, что разница между экспортными пошлинами на нефть и нефтепродукты увеличивалась по мере роста цены на нефть на мировом рынке, а это в свою очередь «автоматически» обеспечивало довольно быстрое повышение эффективности нефтепереработки вместе с удорожанием нефти.

Проведенная в течение 2011 г. реформа экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты не изменила сути влияния системы этих пошлин на прибыльность российской нефтепереработки.

Несмотря на прибыльность российской нефтепереработки в отрасли наблюдалась низкая инвестиционная активность, направленная на модернизацию отрасли. За все время существования введенной в 2004 г. системы экспортных пошлин как глубина переработки нефти (71-72%) так и выход светлых нефтепродуктов (56-57%) оставались неизменными.

Причин этого явления было несколько. Среди основных следует выделить следующие:

-                    высокая прибыльность нефтепереработки в широком диапазоне цен на нефть, что снижает стимулы к модернизации существующих производств;

-                    более высокие экспортные пошлины на светлые нефтепродукты в сравнении с экспортными пошлинами на темные нефтепродукты, что снижает эффективность инвестиций в углубление переработки;

-                    необходимость инвестиций в нефтедобыче, экономика которой была хуже, чем экономика нефтепереработки, что требовало перераспределения части прибыли из нефтепереработки в нефтедобычу;

-                    неопределенность относительно будущей налоговой системы в отрасли;

-                    постоянное экономически необоснованное вмешательство государства в лице ФАС РФ в ценообразование на внутреннем рынке топлив;

-                    медленно растущий внутренний рынок и отсутствие ниш на экспортных рынках автомобильных бензинов, что снижало эффективность инвестиций как в углубление переработки (строительство установок каталитического крекинга), так и в ее усложнение (строительство установок каталитического риформинга, изомеризации, алкилирования).

Для решения накопившихся в отрасли проблем следует решить 2 основных задачи:

-                    разработка действенных и корректных с рыночной точки зрения инструментов антимонопольного регулирования. Для этого требуется проведение исследования по оценке характера конкуренции (конкуренция Бертрана, Курно и т.п.) на российских рынках нефтепродуктов;

-                    разработка реформы экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, с целью создания стимулов для модернизации отрасли.

В работе было предложено два и проанализировано три (с учетом предложений разработчиков стратегии 2020) варианта реформы экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки. В качестве инструмента анализа была разработана математическая модель конкуренции на российских оптовых рынках нефтепродуктов. На ее основе были выполнены расчеты, позволившие не только качественно, но и количественно оценить влияние на рынок рассмотренных вариантов реформы экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты.

Результаты данного исследования могут быть применены при разработке налоговых и институциональных реформ в нефтяной отрасли РФ.

Объектом исследования IV части является регулирование рынка телекоммуникаций в России.

Целью данной части исследования является анализ влияния государственного регулирования на уровень развития рынков телекоммуникационных услуг в России, сравнение с другими странами.

В рамках данной части проводится анализ регулирования сектора телекоммуникаций в России, сравнение с лучшими практиками регулирования телекоммуникационного рынка, выработанными в Евросоюзе. По результатам анализа проводится расчет рейтинга качества регулирования отрасли в России по методологии ECTA, что позволяет получить количественную оценку качества регулирования, которую в дальнейшем можно использовать для анализа влияния регулирования на развитие телекоммуникационных рынков. В работе делается вывод о значимом влиянии качества регулирования телекоммуникационной отрасли на развитие рынка широкополосного доступа.