• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Коллективные действия фирм: компенсация провалов государства и рынка или поиск ренты (на примере деятельности бизнес-ассоциаций)

Приоритетные направления развития: экономика
2012

Объектом исследования являются российские бизнес-ассоциации, их организация, деятельность, особенности отношений с предприятиями и госорганами.

Цель работы: анализ поведения групп интересов в различных институциональных условиях и построение формальной модели деятельности бизнес-ассоциаций в условиях российской переходной экономики.

Методология проведения работы: дескриптивный анализ, статистический анализ (в том числе регрессионный), математическое моделирование с применением аппарата теории игр.

В первой главе отчета приводится описание институционального развития в постсоветской России с точки зрения подхода Норта, Уоллиса, Уэбба и Вайнгаста. При этом описывается динамика отношений бизнеса и власти, и указывается роль ассоциаций бизнеса в этом процессе. В заключении главы даны рекомендации по ограничению возможности использования ассоциаций для рентоориентированного поведения и расширения возможности для направления их деятельности на компенсацию провалов рынка и государства и по реформированию правоохранительных органов с целью снижения силового давления на бизнес.

Вторая глава посвящена лоббистской деятельности российских компаний. Вначале приводится опыт организации взаимодействия между представителями бизнеса и власти в ряде зарубежных стран, и дается ряд рекомендаций, позволяющих повысить эффективность такого рода взаимодействия. Далее рассматривается роль коллективной стратегии в лоббистской деятельности российских компаний. Для этого проводится количественный анализ факторов, влияющих на выбор между коллективной и индивидуальной стратегией, в частности уделяется внимание влиянию политических институтов на этот выбор. Эмпирическая часть исследования основана на результатах опроса 1013 российских предприятий, организованном ИАПР ВШЭ в 2010 году, сам анализ осуществляется методами регрессионного анализа. В конце главы приводится модель, описывающая взаимодействие представителей бизнеса и власти, и рассматривающая стимулы сторон при выполнении проектов, ориентированных на перераспределение ренты и на создание общественных и клубных благ.

В результате проведения исследования:
  • Проведен анализ поведения предприятий и их объединений с точки зрения теории социальных порядков, теории коррупционного взаимодействия представителей бизнеса и власти, сделан обзор теорий, описывающих лоббистское поведение фирм
  • Рассмотрен практический опыт организации участия бизнес-ассоциаций в процессе оптимизации регулирования на примере ряда стран с различным уровнем экономического развития и формой политических институтов
  • Выявлен ряд факторов, оказывающих влияние на выбор компаниями способа лоббирования, в том числе рассмотрено влияние условий политической среды на этот выбор
  • Построена математическая модель, описывающая взаимодействие чиновников и объединений предприятий

При этом было установлено, что:
  • «Хрупкая» версия российского порядка ограниченного доступа, вошла в полосу кризиса, типичного с точки зрения подхода Д. Норта, Д. Уоллиса, С. Уэбба и Б. Вайнгаста. При этом складываются условия, благоприятствующие возврату российского порядка ограниченного доступа из «хрупкого» в «зрелое» состояние, которое отличается присутствием относительно современных государственных и достаточно развитых частных организаций
  • Компании используют различные стратегии лоббирования в качестве субститутов, при прямом взаимодействии с чиновниками возникает проблема доступа; ассоциации чаще используются фирмами, имеющими проблемы с доступом, и сопряжены с меньшим риском захвата предприятия представителями власти по сравнению с индивидуальной стратегией. При этом эффективность использования ассоциаций и эффективность прямых контактов с представителями власти оказывается близкими по величине,
  • В условиях более развитых демократических институтов имеет место более высокая роль бизнес-ассоциаций в лоббистской деятельности, тогда как в условиях концентрации политической власти компаниями чаще используются индивидуальная стратегия
  • Усиление позиции представителей власти в отношения с бизнесом может приводить к переориентации деятельности ассоциаций от создания «скорее клубных» благ к созданию «скорее общественных» благ. Однако результат зависит от создания правильных стимулов для представителей власти, что в противном случае может привести к росту коррупции и перераспределительной активности компаний.

Были даны рекомендации:
  • по ограничению возможности использования ассоциаций для рентоориентированного поведения и расширения возможности для направления их деятельности на компенсацию провалов рынка и государства;
  • по реформированию правоохранительных органов с целью снижения силового давления на бизнес;
  • по привлечению представителей бизнеса к сотрудничеству с представителями власти в вопросах совершенствования регулирования и по повышению эффективности такого взаимодействия.

Публикации по проекту: