• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящихЛичный кабинет сотрудника ВШЭПоиск

Инновационный потенциал российской молодежи: солидарности, активизм, гражданская ответственность

Приоритетные направления развития: социология, право, гуманитарные науки
2012

Актуальность исследования
Солидарный  подход, развиваемый Центром молодежных исследований НИУ ВШЭ, обращается к новым формам социальности российской молодежи. В его фокусе -  характер внутри и межгрупповых коммуникаций, которые рассматриваются в качестве наиболее значимых для образования разделяемой своими групповой идентичности и определения демаркационных линий, отграничивающих своих от чужих (врагов). Этот подход может внести вклад не только в российскую дискуссию вокруг современных форм молодежной социальности, но и в понимание динамики современных молодежных культурных практик в глобальном измерении, а также в общие теоретические и эмпирические дискуссии о молодежной культуре начала 21 века.

Объект исследования: молодежь и молодежные сообщества (реальные и виртуальные), локализованные в городах Санкт-Петербург и Ульяновск.
Целью данного исследования является комплексное изучение оснований, характеристик и путей развития инновационного потенциала молодежи через анализ новых форм молодежной гражданской активности, солидарностей и идентичностей.

Основные задачи исследования:
  • Разработка теоретико-методологических оснований исследования инновационного потенциала молодежи как составной части индивидуального человеческого капитала.
  • Описание спектра новых форм молодежных гражданских активностей. Символическое картографирование молодежных активностей и солидарностей и классификация типов гражданского участия. Выявление ключевых идей и событий, вокруг которых происходит «низовая» мобилизация и солидаризация.
  • Выявление и описание различных видов активистских практик. Определение их инновативности. Описание видов гражданских компетенций, формирующихся у молодежи.
  • Исследование молодежных субъективностей как альтернативы установленным/легитимным идентификациям.
  • Изучение места и социального значения насилия в молодежных активистских практиках, гражданских инициативах и солидарностях.
Методология исследования и эмпирическая база
Предмет эмпирического исследования: новые формы молодежной активности и формирование новых гражданских компетенций у молодежи как основа для формирования инновационного потенциала.
Эмпирическое исследование проводилось в рамках качественной парадигмы. Молодежь изучалась в двух городах России: Санкт-Петербурге и Ульяновске.

В ходе исследования реализовывались следующие виды работ:
  1. Составление библиографии и анализ научной литературы по теме проекта.
  2. Описание и анализ исследовательских кейсов. Основные методы – включенное наблюдение и интервью с участниками молодежных сообществ. Кейсом выступали различные молодежные группы, солидарности, объединения, сообщества, активно участвующие в жизни общества. В выборку вошли 9 кейсов в двух городах России: Санкт-Петербурге и Ульяновске: «Бойцовский клуб», «Креативные предприниматели», «Потребители фримаркетов» патриотический клуб «Русь», «Сталь», «Феминистское сообщество Санкт-Петербурга), «Участники политических протестов», «Наблюдатели на выборах», «Неучаствующие в протестах».
  3. Проведение фокус-групповых интервью с молодежью. Было проведено 25 фокус-групп с молодыми людьми (15 групп в Санкт-Петербурге и 10 в Ульяновске). В исследование были включены группы молодежи, различающиеся между собой по степени их активности: с одной стороны, была опрошена молодежь, участвующая (непрофессионально) в общественной деятельности, с другой стороны, основной массив составляли «обычные» молодые люди, не участвующие в политических или общественных движениях / группах, но различающиеся по своему социальному положению, возрасту и виду деятельности.  
  4. Проведение экспертных интервью с активистами движений и групп. В данном направлении исследования объектом выступали молодые люди, в той или иной степени «профессионально» занимающиеся активисткой деятельностью. Было взято 30 глубинных интервью (20 в Санкт-Петербурге, 10 в Ульяновске). Выборка осуществлялась методом «снежного кома». Главными критериями отбора выступали: стаж «активизма» (не менее года) и наличие опыта организации активистских мероприятий (не менее 2х мероприятий).
  5. Анализ молодежных активностей в сети Интернет Работа в рамках данного направления была разделена на два этапа: 1 этап - анализ 6 виртуальных сообществ; 2 этап - сбор интервью с пользователями (12 интервью).
  6. Составление электронной базы данных качественных интервью по проекту. Был составлен архив транскриптов фокус-групп (25 штук) и экспертных интервью (30 штук), с возможностью внутреннего доступа сотрудников ЦМИ.
  7. Создание публичной площадки для обсуждения хода и результатов исследования. Данная площадка на сегодняшний день функционирует в трех форматах: 1) методологический регулярный семинар; 2) семинар молодых исследователей «Студия развития социологического потенциала»; 3) открытые публичные обсуждения актуальных общественно-политических событий и вопросов.
Результаты работы
1. Был разработан теоретико-методологический подход к изучению инновационного потенциала российской молодежи через анализ форм гражданских молодежных активностей. При этом понятие «инновационный потенциал» было вписано в более широкие рамки теоретико-методологического подхода исследования молодежных солидарностей, разрабатываемого коллективом Центра молодежных исследований.
Развиваемый концепт солидарности помогает вывести молодежные исследования из-под патронажа и контроля молодежной политики, преодолеть субкультурное «проклятие» путем введение более мягкого способа описания молодежной реальности, с одной стороны, преодолевающего субкультурные барьеры, с другой стороны - находящего общие значимые векторы, вдоль которых с разной степенью интенсивности  располагаются солидарные молодежные группы.
Также была расширена традиционная  трактовка человеческого капитала как набора знаний и навыков, полученных в рамках формального образования. В свой анализ мы включаем также и все те навыки, знания, умения и компетенции, которые молодые люди накапливают и применяют в своей повседневной жизни, участвуя в самых разнообразных мероприятиях, событиях, проектах. Потенциал в нашем проекте мы рассматривали как возможность и практику использования накопленных знаний и компетенций в повседневной жизни молодыми людьми.
2. В результате эмпирического исследования был собран новый эмпирический материал: о молодежных активностях, формах участия, типах объединений и солидарностей; о формировании гражданских компетенций у молодежи; о самоидентификациях молодежи; о представлениях молодежи о своей стране и своей роли в развитии России.

В результате проведенного исследования выявлено, что:
1. Основным человеческим ресурсом для производства желаемых изменений в стране молодежь видит собственное поколение. Ключевыми жизненными стратегиями молодежи становятся развитие собственного человеческого капитала и потенциала, включая профессиональную и личностную (само)реализацию. Среди основных компетенций, приобретаемых молодыми людьми в рамках участия в активистских инициативах, чаще всего отмечаются следующие: коммуникативные навыки; организационные навыки; творческие навыки; ответственность; правовая и гражданская компетентность; умение работать с информацией. В молодежной среде происходит интенсивное наращивание широких компетенций, которые могут применяться в любых сферах. «Активность» становится установкой все более значительной части молодежи, превращаясь в особый стиль жизни.
2. Молодежные солидарности строятся на схожих практических основаниях (потребность в социальности, саморазвитии, различные практики экономических отношений, освоение города и личный рост). При этом солидарности различаются по своему идейно-ценностному наполнению (это является самым очевидным вектором солидаризации: патриотические, нонконформистские, религиозные и другие ценности), а также по формату социальности (жесткие и гибкие, толерантные и ксенофобные структуры, индивидуалистические или коллективистские способы обобществления).

Рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР
Материалы исследования были представлены в 37 докладах на публичных семинарах НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, конференциях и семинарах в Санкт-Петербурге и в Москве, а также на зарубежных конференциях. По результатам данного проекта и предыдущих проектов, выполненных в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ, в 2012 году сотрудниками Центра молодежных исследований было опубликовано 13 статей, в том числе в зарубежных изданиях, а также приняты к печати 7 статей.

Область применения полученных результатов анализа
Мониторинг молодежных представлений о себе и о своей роли в будущем страны, оценка сформированных компетенций молодежи и возможностей развития у них инновационной активности может составить необходимую основу для реализации взвешенной молодежной политики и оптимизации работы с молодежью на разных уровнях и в различных государственных структурах.